Методическая разработка классного часа
На тему «Мы за здоровый образ жизни».
для обучающихся 1-4 курсов дневной формы обучения
Автор:Соловьева С.А.,
педагог-организатор
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
2 | СЦЕНАРИЙ | 5 |
3 | РЕФЛЕКСИЯ | 14 |
4 | 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ПРИЛОЖЕНИЯ Презентация | 15 |
5. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
· Тема актуальна и играет важную роль в формировании активной
жизненной позиции и здорового образа жизни обучающихся.
Здоровый образ жизни является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье подростков, способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, создает условия для адаптации подрастающего поколения к окружающей среде.
Недостаточное потребление витаминов и жизненно необходимых макро и микроэлементов в юношеском возрасте, отрицательные эмоции, вредные привычки и недостаточные физические нагрузки отрицательно сказываются на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствуют постепенному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний, снижают сопротивляемость различным заболеваниям, повышают чувствительность организма к воздействию радиации, усиливают отрицательное воздействие на организм нервно-эмоционального напряжения и стресса, неблагоприятных экологических факторов, вредных факторов, действующих на организм подростков в процессе обучения и трудовой деятельности, и в конечном итоге, препятствуют формированию здорового поколения.
Содержание мероприятия способствует воспитанию у обучающихся культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности, позволяет правильно организовывать свою деятельность совместно с коллективом.
Выбор темы определен желанием помочь молодежи, употребляющей в пищу вредные продукты (сухие завтраки, чипсы, сладости, газированные напитки и т.п.), испытывающей периодически избыток отрицательных эмоций, имеющей недостаточную физическую активность и различные вредные привычки, получить представление о здоровом образе жизни, необходимом для хорошего самочувствия, умственной деятельности, жизненной энергии. Разговор о ЗОЖ жизненно необходим обучающимся.
· Цели и задачи:
1) развивать знания о здоровье и здоровом образе жизни;
2) развивать чувство личной ответственности за здоровый образжизни;
3) воспитывать негативное отношение к вредным привычкам;
4) формировать активную жизненную позицию;
5) способствовать умению ориентироваться в реальных условиях жизни,
Мероприятие способствует формированию следующих общих компетенций(ОК) выпускника техникума:
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.
· Форма проведения классного часа – тематическая беседа.
· Место проведения классного часа – зал библиотеки.
· Используемое оборудование:
- проектор, экран;
- ноутбук;
- презентация;
- микрофон, радиосистема.
· Хронокарта классного часа (45 минут):
- Вступительная часть - 5 мин.
- Основная часть – 30 мин.
- Заключительная часть – 10 мин.
· Ожидаемые результаты.
Классный час поможетобучающимся:осознать в целом значимость здорового образа жизни для человека и изменить к нему свое личное отношение.
СЦЕНАРИЙ
Слайд 1
Ведущий 1:
Добрый день, друзья. Приветствуем вас на нашем классном часе. Разговор сейчас пойдето здоровом образе жизни.
Слайд 2
Немецкий философ Артур Шопенгауэреще два столетия назад писал в своих трудах: «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья».
Слайд 3
Участник 1 (читает наизусть стихотворение).
Здоровье
Анатолий Гришин
Купить можно много:
Игрушку, компьютер,
Смешного бульдога,
Стремительный скутер,
Коралловый остров
(Хоть это и сложно),
Но только здоровье
Купить невозможно.
Оно нам по жизни
Всегда пригодится.
Заботливо надо
К нему относиться.
Слайд 4
Ведущий 2:
Здоровье… Что это?Давайте выразительно произнесем вслух (7 участниковбеседы по очереди зачитывают по одному высказыванию на слайде):
Слайд 5
Ведущий 1:
Здоровье – это здоровый образ жизни! Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.
Слайд 6
Ведущий 2:
Здоровье — это состояние, при котором организм в целом и все органы способны полностью выполнять свои функции и находиться в полной гармонии. Еще врач эпохи Возрождения Теофраст Парацельс утверждал, что «здоровье – это гармония равновесия количества и качества».
Ведущий 1:
Здоровье зависит от гармонии равновесия между конфликтующими, противоположными силами организма: движением и покоем, действием и противодействием, кислотой и щёлочью, теплом и холодом, поглощением и выделением. Эти силы постоянно действуют в организме, и наши целительные силы призваны поддерживать равновесие между ними.
Слайд 7
Ведущий 2:
Чем эффективнее они действуют, тем крепче здоровье. А обладать крепким здоровьем - значит никогда не иметь дискомфорта, вызываемого нарушением баланса между этими противоборствующими силами, а в случае его возникновения иметь возможность быстро его устранить.
Слайд 8
Ведущий 1:
Что вы знаете о правильном питании?
Ответы обучающихся…
Слайд 9
Ведущий 2:
С помощью питания можно увеличить продолжительность жизни до 120 лет и более! Не может быть, скажете вы. Может!
Во-первых. Низкокалорийная и низкобелковая диета приводит к существенному сдвигу в обмене веществ:снижается скорость обмена веществ, понижается температура тела, снижается давление, идет снижение разрушительного действия свободных радикалов и сахара в крови, усиливается выработка омолаживающих гормонов и др. Весь этот комплекс изменений значительно увеличивает продолжительность жизни.
Слайд 10
Ведущий 1:
Во-вторых. Продлению жизни способствует наличие в некоторых продуктах геропротекторных веществ и соединений, замедляющих процесс старения и способных увеличивать продолжительность нашей жизни. Особенно это свойственно ягодам, овощам и фруктам с максимально тёмной окраской: чернике, чёрному винограду, чёрной смородине, свёкле и другим.
Слайд 11
Ведущий 2:
Что же должно входить в наш рацион?
Ответы обучающихся…
Слайд 12
Ведущий 1:
Совершенно правильно каждый из вас упомянул овощи, зелень, ягоды и фрукты! Давайте остановимся на некоторых из них поподробнее.
Слайд 13
Ведущий 2: Предоставляем слово участникам сегодняшнего диалога – ребятам из нашей группы, которые заранее подготовили свои мини-выступления.
Слайд 14
Участник 2:
Яблоки - полезны со всех сторон. В яблоках, как известно, содержится больше витамина С, чем в апельсинах, не говоря уже об антиоксидантах, которые помогают телу сохранять молодость. Благодаря многообразию сортов можно выбрать фрукт по душе. Совет: съедайте пару долек в качестве полдника или добавляйте в салат.
Слайд 15
Участник 3:
Семена льна - этот злак крайне важен для здорового питания, в частности, для женщин, страдающих гормональными нарушениями. Всего две столовые ложки в день помогут укрепить кости и уменьшить риск возникновения рака груди. Зерна следует тщательно разжевывать, чтобы они были правильно усвоены организмом. Совет: семена льна добавляют к салатам, а также к кофейным зернам для придания кофе орехового вкуса.
Слайд 16
Участник 4:
Морковь –содержит большое количество бета-каротина, который, попадая в организм, превращается в витамин А. Морковь крайне полезна для зрения, уменьшает риск раковых заболеваний, в особенности рака кожи. Совет: морковь лучше употреблять в сыром виде, так как при тепловой обработке многие полезные свойства ее теряются.
Слайд 17
Участник 5:
Помидоры насыщены большим количеством лютеина, полезного для зрения, и ликопиена - антиоксиданта, способствующего предотвращению раковых заболеваний. Совет: съедайте несколько помидоров в день!
Слайд 18
Участник 6:
Цветная капуста - помогает работе печени и полезна для больных артритом. Совет: употреблять несколько соцветий в сыром виде каждый день. Если вам не нравится ее специфический вкус, замените цветную капусту на ближайшую родственницу - брокколи.
Слайд 19
Участник 7:
Сливы…Помогают при анемии, богаты витамином С. Совет: употребляйте свежие сливы в качестве десерта или пеките сливовый пирог - слива не теряет своих полезных свойств при тепловой обработке. Свежую сливу можно заменить черносливом.
Слайд 20
Участник 8:
Зеленый чай - богат антиоксидантами, уменьшает риск инсультов, помогает восстановлению иммунной системы. Его можно употреблять как в горячем, так и холодном виде.
Слайд 21
Участник 9:
Клюква – ягода, богатая антиоксидантами и витаминами, способствует оздоровлению мочеиспускательной системы. Совет: покупая клюквенный сок, убедитесь, что он натуральный. А лучше сварите дома традиционный клюквенный морс.
Слайд 22
Участник 10:
Ямс - это сладкий картофель, богат витамином В6, который очень важен для работы сердечной мышцы.
Слайд 23
Сельдерей - источник витамина С, с помощью специальных компонентов помогает поддержанию здорового кровяного давления. Совет: порежьте корень сельдерея на кусочки и добавьте в салат или в суп. Сельдерей придаст особенный вкус куриному бульону.
Слайд 24
Участник 11:
Оливки - неважно, какие они- зеленые (оливки) или черные (маслины). Эти плоды содержат огромное количество витамина Е, являются источником железа и меди. Совет: порежьте их пополам и добавьте в салат. Или ешьте их целиком. Очень полезно употреблять в пищу хлеб с содержанием оливкового масла, или использовать оливковое масло при жарке.
Слайд 25
Участник 12:
Клубника - богата фенолами, которые полезны для работы сердца, витамином В5 и другими полезными веществами.
Слайд 26
Мед - природный заменитель сахара, широко известен своими антибактериальными свойствами. Совет: берите мед прямо с пасеки. Промышленно обработанный мед теряет часть свойств. Мед можно добавить в чай, намазать на кусочек тоста или положить ложечку-другую в овсяную кашу - для вкуса.
Слайд 27
Участник 13:
Лук - помогает бороться с низким давлением и содержит флавоноиды, которые препятствуют образованию раковых клеток. В некоторых странах сырой лук принято прикладывать к пяткам во время простудных заболеваний. Совет: сырой лук содержит больше полезных элементов, но при обработке он почти не теряет своих свойств. Можно есть сырым - класть в бутерброды и салаты, а можно запекать с мясом, добавлять в супы и рагу.
Слайд 28
Участник 14:
Чеснок - как и лук помогает бороться с пониженным давлением, уменьшает количество холестерина в крови. Совет: употреблять в пищу сырым, добавляя зубчики в пюре, жареное мясо или в салат. Чтобы избавиться от запаха чеснока, можно после еды пожевать кофейные зерна или веточку мяты
Слайд 29
Ведущий 1:
Благодарим ребят за интересную информацию о продуктах, представляющих огромную пользу для нашего здоровья. Ведь фрукты, ягоды и овощи – основные источники витаминов!
Слайд 30
Ведущий 2:
А наш разговор – только о здоровом и правильном питании!
Слайд 31
Ведущий 1:
И Всемирная организация здравоохранения рекомендует правильное питание по принципу светофора: красный – желтый – зеленый.
Слайд 32
Ведущий 2: Внимание на экран!
Слайд 33
Зеленый – еда без ограничений: хлеб грубого помола, цельные крупы, диетическое мясо и не менее 400 граммов в сутки овощей и фруктов.
Желтый свет – еда в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты: обезжиренные мясо, рыба, молочная продукция.
Красный свет – как можно реже употреблять эти продукты: сахар, масло, кондитерские изделия.
Ведущий 1:
В целом старайтесь:
- ограничить потребление мяса, продуктов, содержащих животные жиры, и некоторых видов углеводов (сахар, мучное, рис);
- совмещать животный белок только с продуктами моря, молочными продуктами или мясом птицы;
- включать в рацион достаточное количество растительной пищи;
- есть 4-5 раз в день небольшими порциями, в меру;
- тщательно пережевывать пищу;
- придерживаться идеального веса.
Слайд 34
Ведущий 2:
А сейчас, друзья, мы проведем мини-тестирование. Нужно дать ответ всего на один вопрос: «Какие продукты преобладают в вашем ежедневном рационе по принципу светофора?»Выберите только один знак светофора.
(цифры подсчета вносятся на слайд)
Итак, зеленые, поднимите руку: … человек, желтые: … человек, красные: … человек. Результаты теста вы видите на экране.
Ведущий 1. Обобщает результаты тестирования…
Слайд 35
… и оглашает общее пожелание(читает стихотворные строки на следующем слайде):
Слайд 36
Слайд 37
Ведущий 2:
Друзья, а что мы знаем о наших эмоциях? Ведь столько полезных продуктов питания и витаминов, как мы уже отметили, стараются для хорошего здоровья нашего организма!Знайте: положительные эмоции идут на пользу здоровью, а вот отрицательные – во вред, вызываяразличные заболевания. Давайте обозначим эти отрицательные моменты:
гнев – проблемы с сердечно-сосудистой системой, мигрени;
агрессия – дисбаланс давления, гипертензию, артриты;
страх – болезни сердца, астму;
Ведущий 1:
эгоизм – язву желудка;
печаль – нарушения желудочно-кишечного тракта;
Ведущий 2:
чувство вины – различные формы нарушения питания;
чрезмерные амбиции – коронарные заболевания;
Ведущий 1:
обида – гипертонию;
ярость – проблемы с печенью;
скука – переутомление и неврозы;
зависть – спазмы сосудов, дисфункцию желчного пузыря и гастрит.
Ведущий 2:
Делаем вывод: чтобы полезные продукты шли на пользу организму и не было проблем со здоровьем, правильное питание нужно сочетать с положительными эмоциями!
Ведущий 1:
Ребята, а ведь в жизни есть еще и вредные привычки, которые тоже мешают нам быть здоровыми. Какие вы знаете из них?
Ответы обучающихся…
Ведущий 2:
Да, вредные привычки существуют. Но рядом с правильным питанием, положительными эмоциями и активной физической нагрузкой им нет места!
Слайд 38
читает текст на слайде:
Слайд 39
Ведущий 1:
Вот и подходит к концу наша беседа. Какой следует вывод из всего сказанного?
Слайд 40
Ответы обучающихся…
Слайд 41
Ведущий 2:
Да, друзья, здоровье – это огромное счастье!
Ведущий 1:
Выбор образа жизни – за вами!
Все участники беседы с места объявляют вслух о выборе здорового образа жизни, на экране появляется:
Слайд 42
Ведущий 2:
И это правильно!Мы выбираем ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Но всем нам надо твёрдо усвоить, что формирование здорового образа жизни – дело не сиюминутное и не одного дня. Приобщение к нему должно быть повседневным.
Слайд 43
Ведущий 1:
Каждый из нас с вами должен осознавать, что здоровье и жизнь – это то, что каждый получил от прошлых поколений, и то, что спустя время должен передать грядущим поколениям!
Ведущий 2:
Предлагаем каждому поделиться своим впечатлением о сегодняшнем разговоре. Внимание на экран!
Слайд 44
Для проведения рефлексии «Свободный микрофон» (- Я понял, что … - Я постараюсь …)ведущий дает микрофон первому желающему озвучить своюречь, далее микрофон передают друг другу участники выступлений.
Ведущий 1:
Благодарим всех участников «Свободного микрофона» за массу положительных эмоций! На этой позитивной волне мы завершаем нашу беседу.
Ведущий 2:
Всем желаем отличного здоровья! До новых встреч!
РЕФЛЕКСИЯ
«Свободный микрофон»:
- Я понял, что …
- Я постараюсь …
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
1. Богданова А. Живые витамины / А. Богданова. -СПб.: Крылов, 2010. - 120 с.
2. Здоровое питание. Здоровый образ жизни.- М.: АСТ, 2005. - 237 с.- (Медицина и здоровье).
3. Интернет ресурсы:http://fotodlaprezentacii.com/