10-13 века в истории России были важнейшим периодом, так как в это время Русь принимает Христианство и именно в это время происходит становление государственности, то есть формирование правовой и законодательной системы, определение русской национальной идеи, культурного развития и т.д.
Основанием Киевской митрополии можно считать 995 или 997 года. Первый митрополит из Константинополя в Киев был прислан в 1037 году. До этого времени в Русской Церкви не было иерархии-епископы избирались, а не назначались и церковь подчинялась великому князю.
Зависимость русской церкви от Константинополя не представляло угрозу для русского государства, так как зависимость митрополита от греческого Патриарха была не велика, только лишь заключалась в том, что патриархом назначался русский митрополит.
Величайшим несчастием для Руси было то, что ей не хватило времени усвоить всё духовное наследие православной Византии. Внезапная и разрушительное монгольское нашествие положило конец Киевской Руси. К концу 13 века вся русская территория от Днепра до Волги оказалась под Татарским игом. Только Новгородская земля сохранила свою независимость, хотя должна была платить Орде дань.
|
|
Почти все храмы по пути следования Орды были сожжены, священнослужители убиты, монастыри разрушены. Практически все книжные богатства накопленные Русью до этого времени, были утрачены. Пришло в запустение духовное образование. Жители южной Руси до Ордынского нашествия насчитывали около 11 млн. человек. Такое количество населения было восстановлено только лишь к 17 веку. Секрет мастерства строительства русских архитекторов был утрачен. Когда Иван III к концу 15 века начал строить Успенский собор в Кремле, ему пришлось обращаться за помощью к иностранцам.
После опустошения южной территории страны, митрополию РПЦ пришлось перенести из Киева во Владимиро – Суздальское княжество. Тем самым возвысить его среди других княжеств.
После того, как захваченные Золотой Ордой русские земли были поставлены от неё в полную зависимость, открытые убийства и грабежи со стороны завоевателей прекратились. Земли были обложены данью, которую в начале собирали отряды ордынских послов – баскаки, позднее - русские князья. Вступление князя в управление своим уделом могло последовать только с согласия хана, присяги на верность хану и получение ханской грамоты – ярлыка.
Хотя во время нашествия Церковь пострадала точно также как и русский народ, после покарения Руси в год установления дани 1246 год Русская Церковь была освобождена от уплаты налогов и от уплаты дани. Благодаря усилиям Митрополита Кирилла был выпрошен у хана Менгу- Темира ярлык духовенству, благодаря чему церковные земли и угодья, книги, иконы были объявлены ханом неприкосновенными. При приемнике Кирилла митрополите Петре был от хана узбека получен ещё один ярлык, по которому русское духовенство было освобождено от всякого ханского суда. Всего насчитывалось 7 подобных ярлыков.
|
|
Это поведение татаро – монголов по отношению к РПЦ объясняется тем, что они относились с уважением к любой религии, так как на момент захвата Руси они были язычниками.
В конце 14 века происходит объединение русских княжеств вокруг Москвы и освобождение от татаро – монгольского ига. Огромная в этом процессе роль Русской Православной Церкви. Митрополит Алексей - это митрополит- политик, дипломат, устроитель церковной жизни на Руси воспитатель и опекун будущего Дмитрия Донского. При слабом Иване Ивановиче и в малолетство Дмитрия Донского митрополит был регентом - правителем Московского государства и сыграл главную роль в окончательном объединении Москвы, он сделал гораздо больше, чем кто либо из князей, потомков Ивана Колиты. Большой вклад в образование единого государства Московская Русь вложил Сергий Радонежский (1314-1392гг.). Только при жизни Преподобного Сергия его ученики основали 50 новых общин, и ещё 40 появилось благодаря его последователям в следующем поколении. К 15-у веку на севере Руси действовало уже 180 монастырей, созданных по традициям Троице-Сергиевой Лавры, а по всей Руси в этот период насчитывалось около 400 монастырей, которые становились крупными духовно-просветительскими центрами, имели огромные библиотеки и давали возможность общего образования и просвещения русс кого народа.
- Первый духовный центр – был основан Преподобным Кириллом Белозерским в 1427 году.
- Вторым духовно-географическим центром Руси была южная округа Вологодского уезда, Оптина-Пустынь (Калужская область).
- Третьим духовно-географическим центром Руси был Спасо-Каменный монастырь. Словецкий монастырь был четвёртой по значению обителью северной Руси – первым форпостом православия и русской культуры в суровом Поморье. Его основатели Святые Зосима и Саввати.
В целом ученики Преподобного Сергия Радонежского в течение 15-16-х веков создали по всей русской земле огромное количество больших и малых монастырей, которые стали духовными и военными форпостами Святой Руси.
С падением Константинополя в 1453 году перестала существовать Византийская империя, государственное мышление московских царей всё более проникалось идеей византийского наследия. Во второй половине 15-го века и начале 16-го на месте раздробленных княжеств образовалось Московское государство. Это произошло в правление Ивана III. Именно в это время начались изменения национальной политики.
Выдающейся личностью этой эпохи является активный церковный деятель митрополит Филипп. В 15-м веке в русском монашестве возникает направление духовной жизни, названная по имени Иосифа Володского “иосифлянским”. Ранее, в эпоху Преподобного Сергия сложилось движение “нестяжатели”, защитником которого выступал Преподобный Нил Сорский. “Нестяжатели” дорожили независимости от светской власти и свободой.
“Иосифляне” стремились к общественному служению и укреплению идеи Московского царства. Иосиф Володский содействовал развитию политического сознания московского князя в сознание царя православного.
Нил Сорский пропагандировал идею неприкосновенности монастырского землевладения.
С венчанием на царство Ивана Грозного (1547г.) заканчивается век Святой Руси, наступает эпоха православного царства.
|
|
Русь в эпоху Ивана Грозного страдала от жестокости, разврат в обществе легко уживался с обрядовой строгостью. Церковь возглавил митрополит Филипп II. Между царём и митрополитом произошёл разрыв, в результате чего митрополит был отправлен в заточение в Богоявлинском монастыре, он был приговорен к пожизненному заключению, затем был отправлен в Тверской монастырь. Конфликт между царём и митрополитом возник по причине того, что митрополит не одобрял Ивана IV в его жестокости и постоянно напоминал царю о его долге, милосердии к подданным.
В 1589 году было учреждено патриаршество в РПЦ. Первым патриархом Русской Церкви становится Иов. Учреждение патриаршества представлялось как закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землёй церковного значения и славы Древней Византии “Второго Рима”.
Теория “Москва – третий Рим, четвёртому не бывать” подчёркивала величие Руси среди православного мира.
Патриарх Иов в Смутное время на Руси, когда Лжедмитрий I вошёл в Москву, был единственным из бояр и духовенства, кто открыто не признал самозванца, за это был сослан в монастырь, а вместо него Лжедмитрий I поставил на патриарший престол выгодного ему архиепископа грека Игнатия, который венчал его на царство, одновременно совершив его бракосочетание с Мариной Мнишек. После изгнания Лжедмитрия I, Василий Шуйский пригласил Иова вновь на патриарший престол, но тот отказался и поэтому патриархом был избран Гермоген.
Патриарх Гермоген (Ермоген) становится во главе движения, поднявшегося на защиту Православной Церкви и национальной независимости Отечества. Он обращается к Русской земле, рассылая по городам грамоты, в которых разрешает народ от присяги Польскому королю Владиславу и просит идти по зимнему пути к Москве.
Поляки зная о высоком авторитете Русской Православной Церкви и личности её Патриарха в поддержке все нарастающего народного сопротивления, посадили Гермогена в тюрьму 17 февраля 1612 года, не поддавшись на уговоры и даже пытки поляков, Патриарх Гермоген скончался в тюрьме от голода.
|
|
После смерти Патриарха Гермогена до 1619 года, Русская Православная Церковь оставались без Патриарха. Во главе церкви был временно посвящен в сан Патриарха Всея Руси, был поставлен Казанский Митрополит Ефрем, который венчал царя М. Ю. Романова на царство. После смерти Митрополита Ефрема церковными делами управлял Митрополит Иона Кружницкий.
Смута привела к противоречиям среди священнослужителей – Патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген – В. Шуйского, Филарет – Лжедмитрия II.
В 1619 году Филарет возвратился в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патриархом всея Руси. Филарет стал фактически вторым царём и смог укрепить государственную власть, но вопросы касавшиеся церкви решить не смог.
Вопросы и задания
1. Какую роль играла Русская православная церковь в жизни государства?
2. Выделите основные этапы в жизни государства и церкви.
Лекция