Возраст от трех до пяти лет характеризуется дальнейшим развитием
речи и совершенствованием нервных процессов (увеличивается их сила, под-
вижность и уравновешенность), процессы внутреннего торможения приобре-
тают доминирующее значение, но запоздалое торможение и условный тормоз
вырабатываются с трудом. Динамические стереотипы вырабатываются все
так же легко. Их количество увеличивается с каждым днем, но их переделка
уже не вызывает нарушений высшей нервной деятельности, что обусловлено
указанными выше функциональными изменениями. Ориентировочный реф-
лекс на посторонние раздражители продолжительнее и интенсивнее, чем у
детей школьного возраста, что может быть использовано эффективно для
торможения у детей вредных привычек и навыков.
К пяти–семи годам еще более повышается роль сигнальной системы
слов, и дети начинают свободно говорить. Слово в этом возрасте уже име-
ет значение «сигнала сигналов», то есть получает обобщающее значение,
близкое к тому, которое оно имеет для взрослого человека.
|
|
Младший школьный возраст (с 7 до 12 лет) – период относительно
«спокойного» развития высшей нервной деятельности. Сила процессов
торможения и возбуждения, их подвижность, уравновешенность и взаим-
ная индукция, а также уменьшение силы внешнего торможения обеспечи-
вают возможности широкого обучения ребенка. Это переход от рефлек-
торной эмоциональности к интеллектуализации эмоций.
В младшем школьном возрасте на основе развития второй сигналь-
ной системы условно-рефлекторная деятельность ребенка приобретает
специфический характер, свойственный только человеку.
Сколиозы, виды, причины, профилактика
Сколиоз — патологическое искривление позвоночника, при котором происходит поворот вокруг продольной оси. Изменения затрагивают и внутренние органы. Они сдавливаются, меняют свое положение, что в последующем приводит к нарушению их функциональности.
В зависимости от возраста малыша различают 3 вида сколиотической деформации:
младенческий, или инфантильный — встречается до 3 лет;
детский, или ювенильный — от 3 до 10 лет;
юношеский — от 10 до 18 лет.
Признаки сколиоза зависят от степени отклонения позвоночника у детей относительно продольной оси:
-Первая. Позвоночный столб отклонен менее чем на 10 градусов. При осмотре заметна асимметрия лопаток, небольшая сутулость, расположение плеч на разной высоте.
-Вторая. Позвоночник отклоняется на 10-25 градусов, скручиваясь вокруг оси. В месте искривления формируется валик из мышечной ткани. В прямом положении просматривается выраженная асимметрия лопаток, бедер, складок на ягодицах. Если ребенок наклоняется вперед, позвонки выступают неравномерно, одна из лопаток приподнимается выше.
|
|
-Третья. Это запущенная стадия, при которой одно плечо заметно выше другого. Одна нога короче, кости таза перекошены. Позвонки приобретают клиновидную форму, в зоне ребер выделяет горб. Наряду с внешними признаками на сколиоз указывает ухудшение самочувствия из-за сдавления внутренних органов. Ребенок жалуется на головные боли, одышку, повышенную усталость. Движения ограничены. Из-за смещения органов возникают проблемы с пищеварительным трактом и мочевыделительной системой.
-Четвертая. Самая тяжелая степень, при которой деформации подвергается все тело. Горб в зоне ребер формируется в направлении спереди и сзади. Жизненно важные органы (легкие, сердце, печень и т.д.) не могут нормально функционировать. Ребенок ощущает сильные боли в шее, тазу, конечностях. Руки и ноги немеют. Из-за вегетативных нарушений наблюдается учащенное сердцебиение и повышенное давление. Снижается иммунитет, ребенок часто болеет простудами.
В зависимости от направления искривления выделяют сколиоз:
С-образный (с 1 дугой);
S-образный (с 2 дугами);
Z- образный (с 3 дугами).
Изменение формы позвоночника происходит в грудном, поясничном или крестцовом отделах. Если нарушения затрагивают 2-3 отдела, сколиоз называется комбинированным.
С учетом причинного фактора сколиоз бывает врожденный и приобретенный. Первый вариант обусловлен аномалиями формирования позвоночного столба и ребер у плода во время беременности.
Приобретенный сколиоз у детей развивается вследствие таких причин:
1) родовые травмы;
2) детский паралич центрального генеза;
3) дистрофия мышц;
4) полиомиелит;
5) повреждения спинного мозга;
6) метаболические расстройства, приводящие к изменениям скелета;
7) чрезмерное вертикальное давление на позвоночник;
8) длительное пребывание в неправильной позе.
Способствует развитию заболевание неправильная статическая поза – сутулость при сидении за партой. Поэтому родители и учителя должны следить за положением ребенка в школе и дома.
Профилактика сколиоза
1) Сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине.
2) Правильная и удобная обувь.
3) Постоянная смена двигательной активности, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом после сидения за партой в школе.
4) Отказ от таких вредных привычек, как сидение на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.).
5) Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.
6) Лечебная физкультура в школе, дома, в детской поликлинике.
7) Плавание, лечебное плавание.
8) Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически тренировать мышцы спины и брюшного пресса.