Практикум 2
Выполнил обучающийся:
Пичугина Яна Андреевна, 4 курс
Направление подготовки
44.03.05 «Педагогическое образование»
Направленности (профили): «Начальное образование. Дополнительное образование (художественно-эстетическое образование детей)»
Глоссарий, отражающий основные черты развития Кольского Севера с древности до начала ХVII века.
Артиллерия Кольского острога – присланный в Кольский острог «наряд» (пушки)московским правительством после шведского нападения на Колу зимой 1589/90 года.
Асбестовая керамика — тип глиняной посуды первобытной эпохи (среднего неолита, но встречается и позднее). Характерной особенностью является добавка в глину мелкотолченого асбеста, отчего сосуды становились более прочными. Обнаружена на стоянках внутренней Лапландии и Восточного Мурмана.
Благовещенская (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы) церковь в г. Кола – первая, деревянная, одноименная церковь, которая была построена близ устья р. Кола, по русской летописи, в 1532 г., по норвежским сведениям, — в 1529.
|
|
Вавилоны — местное название каменных кладок-лабиринтов. На Кольском полуострове отмечены близ Кандалакши, Умбы, Поноя, Дроздовки и в других местах. Датируются III—I тысячелетиями до н. э. Назначение загадочно, связано с верованиями первобытных обитателей края. Описаны А. И. Кельсиевым, К. П. Рево, С. Н. Дурылиным.
Вежа — жилище лопарей, шалаш особой конструкции. В зимних погостах более утепленные (обычно шкурами).
Верши — ловушки, сплетенные из ивовых прутьев или тонких корней сосны.
Весновальный промысел — охота на морских зверей с марта по май, в основном на серку и нерпу.
Воевода – царский наместник в крае, в обязанности которого входили: оборона территории, контроль за полнотой сбора налогов и пошлин, суд и наказание преступников, поддержание порядка в селениях.
Воскресенский собор в Коле - деревянный собор, построенный в 1681—1684 годах неизвестным мастером из Поморья. 19-главый, из трех соединенных церквей. Высота центральной части 37 метров. Сожжен англичанами при артиллерийском обстреле города 11-12 августа 1854 года.
Двор — совокупность жилых и хозяйственных построек (изба, хлев, сенник, кладовые и т. п.).
Жемчужный промысел — извлечение жемчужин (перлов) из раковин, водившихся в реках Поморья и Лапландии.
«Жемчюг» — рукописная книга второй половины XVII века, флорилогий (сборник изречений мудрых людей) и другие сочинения. Хранилась в Коле в домашней библиотеке солдата Прокопия Суханова. Кандалакшане Корташевы в 1721 году брали эту книгу «ради читания» на отъезжие промыслы (на Грумант). Ныне находится в коллекции книг Мурманского областного краеведческого музея.
|
|
Жрец – служитель культа, почитавшийся как посредник в общении людей с миром богов и духов.
Земская изба — учреждение, подвластное воеводе.
Золотошвейное дело — украшение женских головных уборов золотыми нитями. Существовало в поморских селах в XVII—XVIII веках.
Зуйки — подростки на мурманских рыбных промыслах (лет 12-14); занимались на берегу переборкой снастей, заготовкой дров, приготовлением горячей пищи и т. п. работами.
«Како молодым людям торг вести и знати всему цену» – книга, составленная в 1575 году, речь в которой идёт о торговле на Мурмане с иноземцами.
Кандалакшский (Кокуев) монастырь — упразднённый мужской монастырь на берегу реки Нивы (Кандалакша, Мурманская область). Существовал с 1548 по 1742 годы.
Карбас — лодка разного размера и назначения (у лопарей шилась из тонких досок оленьими жилами, успешно использовалась для передвижения по озерам и порожистым рекам).
Кережа, кережка — лопарские санки в виде усеченной с кормы лодочки, в которые впрягался один олень, способный везти одного человека или груз до пяти пудов.
Китовый промысел — добыча сала обмелевших китов на Мурмане с XVI века.
Кольский острог 1. Официальное название Колы с конца XVI века до 1775 года. 2. Укрепление, сооруженное в Коле в 1583—1584 годах и перестроенное в 1700—1706 годах. Благодаря ему защитники Колы успешно отразили нападения шведских отрядов в 1589—1590, 1591 и 1611 годах. Деревянный острог сгорел 11 августа 1854 года во время обстрела города англичанами.
Летняки — люди, прибывшие на судах из Беломорья и добывавшие рыбу.
Лодья — поморское мореходное судно, часто трехмачтовое.с командой 6—8 человек, поднимающее груза до 10 тысяч пудов.
Лопари (современное название — саамы) — аборигены Кольского полуострова. В XVI веке их обитало в крае около 1200 человек. В 1608 году было 140 веж, 392 налогоплательщика; в 1712 году — 629 душ мужского пола. По 4-й ревизии (1782) учтено 239 веж и 1359 человек обоего пола. Проживали в 17 погостах Кольского Севера, но существовали выселки, например, Каменка, Лумбовка, Сосновка из Понойского погоста. Находились в тесных экономических связях с русским населением.
Лопь — древнерусское название коренных обитателей Кольского Севера. В документах, начала XVI века упоминается Дикая (искрещенная, языческая) лопь. Писцовая книга 1608 года зафиксировала деление на былые племенные объединения: 1) Терская лопь — в восточной половине Кольского полуострова, 2) Лопь Верхней земли — в центральной и западной части полуострова, 3) Кончанскаялопь — от реки Териберки до поселений норвежских лопарей, 4) Летая (лесная) лопь — в северной Карелии, к юго-западу от Кандалакши.
Лоция – предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы. Включает в себя разъяснения навигационных особенностей (рельеф дна, приметных мест, знаков и берегов), а также содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии, включают действующие законы и правила водных бассейнов, в соответствии с географическим положением (поморы составляли данные описания).
Мурманщики — жители беломорских селений, ходившие зимою на мурманские промыслы.
Община – самоуправляющийся производственный и социально-бытовой коллектив надсемейного уровня, основанный на совместном (коллективном) владении (и/или распоряжении) средствами производства, коллективистских принципах солидарности и взаимопомощи. Представляет собой базовый социальный институт и первичную форму экономической и социальной организации непосредств. производителей в доиндустриальных обществах.
|
|
Оленеводство —отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей, а также благородного оленя и пятнистого оленя (приручение оленя на Кольском полуострове произошло в начале I тысячелетия нашей эры).
Петроглифы — рисунки первобытных людей, выбитые на камнях.
Печок — зимняя одежда лопарей, мехом наружу, шилась наподобие мешка с прорезами для головы и рукавов, с воротником.
Писцовые книги – делопроизводственная документация, составлявшаяся в ходе и по результатам писцовых описаний главным образом земельных владений и городской недвижимости и по распоряжению правительства в XVI—XVII веках «царскими писцами» для налогообложения податного населения.
Поездование – лов рыбы сетями с идущих в ряд лодок.
Поморы — жители беломорских побережий; сначала — только русские крестьяне западного («Поморского») берега Белого моря.
Пушной промысел — охота на млекопитающих, обладающих ценным мехом, с последующей обработкой (выделкой) и торговлей их выделанными шкурками (пушниной).
Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви в посёлке Луостари Печенгского района Мурманской области; старейший монастырь на Кольском полуострове.
Сейды –— священные камни у лопарей; по их верованиям, обиталище «хозяев местности». Даже в христианскую эпоху сейдам приносились жертвы — рога и кости оленей, жир, табак и т. п.
Семужий промысел – лов сёмги; главный промысел для крестьян Терского берега от Умбы до Поноя и второй по значимости на Мурмане.
Соколиный (иначе «кречатий») промысел —поимка ловчих птиц: кречетов, соколов, ястребов, орлов; промысел вёлся на Кольском полуострове с конца XIII века до последней четверти XVIII века.
Солеварение – добыча пищевой соли вываркой её из воды.
Становище — поселение, в котором люди проживали только во время промыслов, по окончании трудового сезона оно пустовало до очередного выхода на промыслы
|
|
То́ня — место рыбного промысла; участок, на котором стояла жилая изба с амбаром и приспособлениями для просушки сетей.
Торосовый промысел — охота на тюленей в Горле Белого моря (от Сосновца до мыса Орлова) на подвижных льдах, которая проходила в феврале—марте; участвовали крестьяне юго-восточного побережья Кольского полуострова.
Тупа — срубная жилая постройка у лопарей площадью 14—18 квадратных метров, высотой немногим более двух метров, крытая тесом и дерном на один скат, отапливаемая камельком (открытой печью наподобие камина).
Успенская церковь в селе Варзуга — деревянная, одноглавая церковь, построенная мастером Климентом в 1674 году.
Ушкуи —тип кораблей, созданный на Руси в конце XIII века, так называемые новгородские плоскодонные речные судна.
Феодализм — тип общественных отношений, основанных на условной част ной (феодальной) форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов непосредственных производителей-крестьян.
Шне́ка (шнек, шняка) — парусно-гребное судно; поморы так называли судно рассчитанное на артель из четырёх рыбаков.
Явка – платежи за выход на промыслы.
Ямская гоньба — перевозка казённых грузов и служилых людей.
2. «Основные черты развития Кольского Севера с древности до началаХVII века»
Сфера общественной жизни | Термины и их определения | Исторические персоналии |
Хозяйство/ экономика | Верши — ловушки, сплетенные из ивовых прутьев или тонких корней сосны. Весновальный промысел — охота на морских зверей с марта по май, в основном на серку и нерпу. Жемчужный промысел — извлечение жемчужин (перлов) из раковин, водившихся в реках Поморья и Лапландии. Зуйки — подростки на мурманских рыбных промыслах (лет 12-14); занимались на берегу переборкой снастей, заготовкой дров, приготовлением горячей пищи и т. п. работами. Карбас — лодка разного размера и назначения (у лопарей шилась из тонких досок оленьими жилами, успешно использовалась для передвижения по озерам и порожистым рекам). Кережа, кережка — лопарские санки в виде усеченной с кормы лодочки, в которые впрягался один олень, способный везти одного человека или груз до пяти пудов. Китовый промысел — добыча сала обмелевших китов на Мурмане с XVI века. Летняки — люди, прибывшие на судах из Беломорья и добывавшие рыбу. Лодья — поморское мореходное судно, часто трехмачтовое.с командой 6—8 человек, поднимающее груза до 10 тысяч пудов. Оленеводство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей, а также благородного оленя и пятнистого оленя (приручение оленя на Кольском полуострове произошло в начале I тысячелетия нашей эры). Писцовые книги – делопроизводственная документация, составлявшаяся в ходе и по результатам писцовых описаний главным образом земельных владений и городской недвижимости и по распоряжению правительства в XVI—XVII веках «царскими писцами» для налогообложения податного населения. Поездование – лов рыбы сетями с идущих в ряд лодок. Пушной промысел — охота на млекопитающих, обладающих ценным мехом, с последующей обработкой (выделкой) и торговлей их выделанными шкурками (пушниной). Семужий промысел – лов сёмги; главный промысел для крестьян Терского берега от Умбы до Поноя и второй по значимости на Мурмане. Соколиный (иначе «кречатий») промысел — поимка ловчих птиц: кречетов, соколов, ястребов, орлов; промысел вёлся на Кольском полуострове с конца XIII века до последней четверти XVIII века. Солеварение – добыча пищевой соли вываркой её из воды. То́ня — место рыбного промысла; участок, на котором стояла жилая изба с амбаром и приспособлениями для просушки сетей. Торосовый промысел — охота на тюленей в Горле Белого моря (от Сосновца до мыса Орлова) на подвижных льдах, которая проходила в феврале—марте; участвовали крестьяне юго-восточного побережья Кольского полуострова. Ушкуи — тип кораблей, созданный на Руси в конце XIII века, так называемые новгородские плоскодонные речные судна. Шне́ка (шнек, шняка) — парусно-гребное судно; поморы так называли судно рассчитанное на артель из четырёх рыбаков. | − Строгановы (рус. купеческий, баронский и графский род. Происходят из крестьян-поморов Русского Севера), решили отправлять свои товары на Мурман. − Михалков Алай Иванович (государственный деятель, думный дьяк, организатор и участник переписи тяглого населения Кольского в 1574 г.) |
Социальная сфера | Двор — совокупность жилых и хозяйственных построек (изба, хлев, сенник, кладовые и т. п.). Лопари (современное название — саамы) — аборигены Кольского полуострова. В XVI веке их обитало в крае около 1200 человек. В 1608 году было 140 веж, 392 налогоплательщика; в 1712 году — 629 душ мужского пола. По 4-й ревизии (1782) учтено 239 веж и 1359 человек обоего пола. Проживали в 17 погостах Кольского Севера, но существовали выселки, например, Каменка, Лумбовка, Сосновка из Понойского погоста. Находились в тесных экономических связях с русским населением. Лопь — древнерусское название коренных обитателей Кольского Севера. В документах, начала XVI века упоминается Дикая (искрещенная, языческая) лопь. Писцовая книга 1608 года зафиксировала деление на былые племенные объединения: 1) Терская лопь — в восточной половине Кольского полуострова, 2) Лопь Верхней земли — в центральной и западной части полуострова, 3) Кончанская лопь — от реки Териберки до поселений норвежских лопарей, 4) Летая (лесная) лопь — в северной Карелии, к юго-западу от Кандалакши. Мурманщики — жители беломорских селений, ходившие зимою на мурманские промыслы. Община – самоуправляющийся производственный и социально-бытовой коллектив надсемейного уровня, основанный на совместном (коллективном) владении (и/или распоряжении) средствами производства, коллективистских принципах солидарности и взаимопомощи. Представляет собой базовый социальный институт и первичную форму экономической и социальной организации непосредств. производителей в доиндустриальных обществах. Поморы— жители беломорских побережий; сначала — только русские крестьяне западного («Поморского») берега Белого моря. Становище — поселение, в котором люди проживали только во время промыслов, по окончании трудового сезона оно пустовало до очередного выхода на промыслы Явка – платежи за выход на промыслы. Ямская гоньба — перевозка казённых грузов и служилых людей. | |
Внутренняя политика | Воевода – царский наместник в крае, в обязанности которого входили: оборона территории, контроль за полнотой сбора налогов и пошлин, суд и наказание преступников, поддержание порядка в селениях. Земская изба — учреждение, подвластное воеводе. Феодализм — тип общественных отношений, основанных на условной част ной (феодальной) форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов непосредственных производителей-крестьян. | − Князь Александр Невский и его сын Андрей. − Иван IV Васильевич. − СемьюнПетрилович (знатный новгородец, сборщик дани с Терской земли). − Кольские воеводы (некоторые): Аверкий Иванович Палицын (1582—1583) – первый кольский воевода; Максак Федорович Судимантов (1583—1584); Андрсян Григорьевич Ярцов (1585); Семен Иванович Шаховской-Харя (1644—1646); Лев Измайлов (1649) и др. |
Внешняя политика | Артиллерия Кольского острога – присланный в Кольский острог «наряд» (пушки) московским правительством после шведского нападения на Колу зимой 1589/90 года. Кольский острог 1. Официальное название Колы с конца XVI века до 1775 года. 2. Укрепление, сооруженное в Коле в 1583—1584 годах и перестроенное в 1700—1706 годах. Благодаря ему защитники Колы успешно отразили нападения шведских отрядов в 1589—1590, 1591 и 1611 годах. Деревянный острог сгорел 11 августа 1854 года во время обстрела города англичанами. | − Владимир Федорович Загрязский (воевода Кольского Севера, в 1591 году организатор борьбы местного населения с нашествием шведов (отрядом Ганса Ларссона в 1200 воинов). |
Культура и быт | Асбестовая керамика — тип глиняной посуды первобытной эпохи (среднего неолита, но встречается и позднее). Характерной особенностью является добавка в глину мелкотолченого асбеста, отчего сосуды становились более прочными. Обнаружена на стоянках внутренней Лапландии и Восточного Мурмана. Благовещенская (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы) церковь в г. Кола – первая, деревянная, одноименная церковь, которая была построена близ устья р. Кола, по русской летописи, в 1532 г., по норвежским сведениям, — в 1529. Вавилоны — местное название каменных кладок- лабиринтов. На Кольском полуострове отмечены близ Кандалакши, Умбы, Поноя, Дроздовки и в других местах. Датируются III—I тысячелетиями до н. э. Назначение загадочно, связано с верованиями первобытных обитателей края. Описаны А. И. Кельсиевым, К. П. Рево, С. Н. Дурылиным. Вежа — жилище лопарей, шалаш особой конструкции. В зимних погостах более утепленные (обычно шкурами). Воскресенский собор в Коле - деревянный собор, построенный в 1681—1684 годах неизвестным мастером из Поморья. 19-главый, из трех соединенных церквей. Высота центральной части 37 метров. Сожжен англичанами при артиллерийском обстреле города 11-12 августа 1854 года. «Жемчюг» — рукописная книга второй половины XVII века, флорилогий (сборник изречений мудрых людей) и другие сочинения. Хранилась в Коле в домашней библиотеке солдата Прокопия Суханова. КандалакшанеКорташевы в 1721 году брали эту книгу «ради читания» на отъезжие промыслы (на Грумант). Ныне находится в коллекции книг Мурманского областного краеведческого музея. Жрец – служитель культа, почитавшийся как посредник в общении людей с миром богов и духов. Золотошвейное дело — украшение женских головных уборов золотыми нитями. Существовало в поморских селах в XVII—XVIII веках. «Како молодым людям торг вести и знати всему цену» – книга, составленная в 1575 году, речь в которой идёт о торговле на Мурмане с иноземцами. Кандалакшский (Кокуев) монастырь — упразднённый мужской монастырь на берегу реки Нивы (Кандалакша, Мурманская область). Существовал с 1548 по 1742 годы. Лоция – предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы. Включает в себя разъяснения навигационных особенностей (рельеф дна, приметных мест, знаков и берегов), а также содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии, включают действующие законы и правила водных бассейнов, в соответствии с географическим положением (поморы составляли данные описания). Петроглифы — рисунки первобытных людей, выбитые на камнях. Печок — зимняя одежда лопарей, мехом наружу, шилась наподобие мешка с прорезами для головы и рукавов, с воротником. Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви в посёлке Луостари Печенгского района Мурманской области; старейший монастырь на Кольском полуострове. Сейды –— священные камни у лопарей; по их верованиям, обиталище «хозяев местности». Даже в христианскую эпоху сейдам приносились жертвы — рога и кости оленей, жир, табак и т. п. Тупа — срубная жилая постройка у лопарей площадью 14—18 квадратных метров, высотой немногим более двух метров, крытая тесом и дерном на один скат, отапливаемая камельком (открытой печью наподобие камина). Успенская церковь в селе Варзуга — деревянная, одноглавая церковь, построенная мастером Климентом в 1674 году. | − Вянзин Семен (в монашестве Сергий) -первожитель Колы, игумен Петровского монастыря в Коле (с 1581 года). − Преподобный Трифон Печенгский. |
Список использованной литературы:
1. Ушаков, И. Ф. История родного края: Учебное пособие для 7—10 классов средней школы; 2-е издание, переработанное и дополненное [Электронный ресурс] / А.А.Киселев, И.Ф. Ушаков. — Мурманск: Кн. нзд-во, 1984.— 176 с., ил. — Режим доступа: http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/UshakovIF/UshakovIF_Istoriya-rodnogo-kraya_1984/140/index.html, свободный.— (Дата обращения: 02.06.2020).
2. Ушаков, И. Ф. Кольский Север в досоветское время: Ист.-красвед. слов [Электронный ресурс] / И.Ф. Ушаков. — Мурманск: Кн. изд-во, 2001. — 336 с.: ил. — Режим доступа: http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/UshakovIF/UshakovIF_Koljskij-Sever-v-dosoveckoe-vremya_2001/8/index.html, свободный.— (Дата обращения: 02.06.2020).