Глоссарий, отражающий основные черты развития Кольского Севера с древности до начала ХVII века

Практикум 2

 

Выполнил обучающийся:

Пичугина Яна Андреевна, 4 курс

Направление подготовки

44.03.05 «Педагогическое образование»

Направленности (профили): «Начальное образование. Дополнительное  образование (художественно-эстетическое образование детей)»

Глоссарий, отражающий основные черты развития Кольского Севера с древности до начала ХVII века.

 

Артиллерия Кольского острога – присланный в Кольский острог «на­ряд» (пушки)мос­ковским правительством после шведского нападения на Колу зимой 1589/90 года.

Асбестовая керамика — тип глиняной посу­ды первобытной эпохи (среднего неолита, но встречается и позднее). Характерной особенностью является до­бавка в глину мелкотолченого асбеста, отчего сосуды становились более прочными. Обнаружена на стоянках внутренней Лапландии и Восточного Мурмана.

Благовещенская (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы) церковь в г. Кола – первая, деревянная, одноименная церковь, которая была построена близ устья р. Кола, по русской летописи, в 1532 г., по норвежским сведениям, — в 1529.

Вавилоны — местное название каменных кладок-лабиринтов. На Кольском полуострове отмечены близ Кандалакши, Умбы, Поноя, Дроздовки и в других мес­тах. Датируются III—I тысячелетиями до н. э. Назначе­ние загадочно, связано с верованиями первобытных оби­тателей края. Описаны А. И. Кельсиевым, К. П. Рево, С. Н. Дурылиным.

Вежа — жилище лопарей, шалаш особой конструк­ции. В зимних погостах более утепленные (обычно шку­рами).

Вер­ши — ловушки, сплетенные из ивовых прутьев или тонких корней сосны.

Весновальный промысел — охота на мор­ских зверей с марта по май, в основном на серку и нерпу.

Воевода – царский наместник в крае, в обя­занности которого входили: оборона территории, контроль за полнотой сбора налогов и пошлин, суд и наказание преступников, поддержание порядка в селениях.

Воскресенский собор в Коле - деревянный собор, построенный в 1681—1684 годах неизвестным мастером из Поморья. 19-главый, из трех соединенных церквей. Высота цен­тральной части 37 метров. Сожжен англичанами при артиллерийском обстреле города 11-12 августа 1854 года.

Двор — совокупность жилых и хозяйственных по­строек (изба, хлев, сенник, кладовые и т. п.).

Жемчужный промысел — извлечение жем­чужин (перлов) из раковин, водившихся в реках Помо­рья и Лапландии.

«Жемчюг» — рукописная книга второй половины XVII века, флорилогий (сборник изречений мудрых лю­дей) и другие сочинения. Хранилась в Коле в домашней библиотеке солдата Прокопия Суханова. Кандалакшане Корташевы в 1721 году брали эту книгу «ради читания» на отъезжие промыслы (на Грумант). Ныне находится в коллекции книг Мурманского областного краеведческо­го музея.

Жрец – служитель культа, почитавшийся как посредник в общении людей с миром богов и духов.

Земская изба — уч­реждение, подвластное воеводе.

Золотошвейное дело — украшение женских головных уборов золотыми нитями. Существовало в поморских селах в XVII—XVIII веках.

Зуйки — подростки на мурманских рыбных про­мыслах (лет 12-14); занимались на берегу переборкой снастей, заготовкой дров, приготовлением горячей пищи и т. п. работами.

«Како молодым людям торг вести и знати всему цену» – книга, составленная в 1575 году, речь в которой идёт о торговле на Мурмане с иноземцами.

Кандалакшский (Кокуев) монастырь — упразднённый мужской монастырь на берегу реки Нивы (Кандалакша, Мурманская область). Существовал с 1548 по 1742 годы.

Карбас — лодка разного размера и назначения (у лопарей шилась из тонких досок оленьими жилами, ус­пешно использовалась для передвижения по озерам и порожистым рекам).

Кережа, кережка — лопарские санки в виде усе­ченной с кормы лодочки, в которые впрягался один олень, способный везти одного человека или груз до пяти пудов.

Китовый промысел — добыча сала обмелевших китов на Мурмане с XVI века.

Кольский острог 1. Официальное название Колы с конца XVI века до 1775 года. 2. Укрепление, сооруженное в Коле в 1583—1584 годах и перестроенное в 1700—1706 годах. Благодаря ему защитники Колы успеш­но отразили нападения шведских отрядов в 1589—1590, 1591 и 1611 годах. Деревянный острог сгорел 11 августа 1854 года во время обстрела города англичанами.

Летняки — люди, прибывшие на судах из Беломорья и добывавшие рыбу.

Лодья — поморское мореходное судно, часто трехмач­товое.с командой 6—8 человек, поднимающее груза до 10 тысяч пудов.

Лопари (современное название — саамы) — абори­гены Кольского полуострова. В XVI веке их обитало в крае около 1200 человек. В 1608 году было 140 веж, 392 налогоплательщика; в 1712 году — 629 душ мужского пола. По 4-й ревизии (1782) учтено 239 веж и 1359 чело­век обоего пола. Проживали в 17 погостах Кольского Севера, но существовали выселки, например, Каменка, Лумбовка, Сосновка из Понойского погоста. Находи­лись в тесных экономических связях с русским населени­ем.

Лопь — древнерусское название коренных обита­телей Кольского Севера. В документах, начала XVI века упоминается Дикая (искрещенная, языческая) лопь. Писцовая книга 1608 года зафиксировала деление на былые племенные объединения: 1) Терская лопь — в восточной половине Кольского полуострова, 2) Лопь Верхней зем­ли — в центральной и западной части полуострова, 3) Кончанскаялопь — от реки Териберки до поселений норвежских лопарей, 4) Летая (лесная) лопь — в север­ной Карелии, к юго-западу от Кандалакши.

Лоция – предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы. Включает в себя разъяснения навигационных осо­бенностей (рельеф дна, приметных мест, знаков и берегов), а также содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии, включают действующие законы и правила водных бассейнов, в соответствии с географическим положением (поморы составляли данные описания).

Мурманщики — жители беломорских селений, ходившие зимою на мурманские промыслы.

Община – са­мо­управ­ляю­щий­ся про­из­вод­ст­вен­ный и социаль­но-бы­то­вой кол­лек­тив над­се­мей­но­го уров­ня, основан­ный на со­вме­ст­ном (кол­лек­тив­ном) вла­де­нии (и/или рас­по­ря­же­нии) сред­ст­ва­ми производства, кол­лек­ти­ви­ст­ских прин­ци­пах со­ли­дар­но­сти и взаи­мопо­мо­щи. Пред­став­ля­ет собой базо­вый со­ци­аль­ный ин­сти­тут и пер­вич­ную фор­му эко­но­мической и соци­аль­ной ор­га­ни­за­ции непосредств. произ­во­ди­те­лей в доин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах.

Оленеводство —отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей, а также благородного оленя и пятнистого оленя (приручение оленя на Кольском полуострове произошло в начале I тысячелетия нашей эры).

Петроглифы — рисунки первобытных людей, выбитые на камнях.

Печок — зимняя одежда лопарей, мехом наружу, шилась наподобие мешка с прорезами для головы и ру­кавов, с воротником.

Писцовые книги – де­ло­про­из­вод­ст­вен­ная до­ку­мен­та­ция, со­став­ляв­шая­ся в хо­де и по ре­зуль­та­там пис­цо­вых опи­са­ний главным образом зе­мель­ных вла­де­ний и го­род­ской не­дви­жи­мо­сти и по распоряже­нию правительства в XVI—XVII веках «царскими пис­цами» для налогообложения податного населения.

Поездование – лов рыбы сетями с идущих в ряд лодок.

Поморы — жители беломорских побережий; сна­чала — только русские крестьяне западного («Помор­ского») берега Белого моря.

Пушной промысел — охота на млекопитающих, обладающих ценным мехом, с последующей обработкой (выделкой) и торговлей их выделанными шкурками (пушниной).

Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви в посёлке Луостари Печенгского района Мурманской области; старейший монастырь на Кольском полуострове.

Сейды –— священные камни у лопарей; по их веро­ваниям, обиталище «хозяев местности». Даже в христи­анскую эпоху сейдам приносились жертвы — рога и кости оленей, жир, табак и т. п.

Семужий промысел – лов сёмги; главный промысел для крестьян Терского берега от Умбы до Поноя и второй по значи­мости на Мурмане.

Соколиный (иначе «кречатий») промысел —поимка ловчих птиц: кречетов, соколов, ястребов, орлов; промысел вёлся на Кольском полуострове с конца XIII века до последней четверти XVIII века.

Солеварение – добыча пищевой соли вываркой её из воды.

Становище — поселение, в котором люди про­живали только во время промыслов, по окончании тру­дового сезона оно пустовало до очередного выхода на промыслы

То́ня — место рыбного промысла; участок, на ко­тором стояла жилая изба с амбаром и приспособления­ми для просушки сетей.

Торосовый промысел — охота на тюленей в Горле Белого моря (от Сосновца до мыса Орлова) на подвижных льдах, которая проходила в феврале—марте; уча­ствовали крестьяне юго-восточного побережья Кольско­го полуострова.

Тупа — срубная жилая постройка у лопарей пло­щадью 14—18 квадратных метров, высотой немногим более двух метров, крытая тесом и дерном на один скат, отап­ливаемая камельком (открытой печью наподобие ками­на).

Успенская церковь в селе Варзуга — деревянная, одногла­вая церковь, построенная мастером Климентом в 1674 году.

Ушкуи —тип кораблей, созданный на Руси в конце XIII века, так называемые новгородские плоскодонные речные судна.

Феодализм — тип общественных отношений, основанных на условной част ной (феодальной) форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов непосредственных производителей-крестьян.

Шне́ка (шнек, шняка) — парусно-гребное судно; поморы так называли судно рассчитанное на артель из четырёх рыбаков.

Яв­ка – платежи за выход на промыслы.

Ям­ская гоньба — перевозка казённых грузов и служилых людей.

 

2.   «Основные черты развития Кольского Севера с древности до началаХVII века»

 

Сфера общественной жизни Термины и их определения Исторические персоналии
Хозяйство/ экономика Вер­ши — ловушки, сплетенные из ивовых прутьев или тонких корней сосны. Весновальный промысел — охота на мор­ских зверей с марта по май, в основном на серку и нерпу. Жемчужный промысел — извлечение жем­чужин (перлов) из раковин, водившихся в реках Помо­рья и Лапландии. Зуйки — подростки на мурманских рыбных про­мыслах (лет 12-14); занимались на берегу переборкой снастей, заготовкой дров, приготовлением горячей пищи и т. п. работами. Карбас — лодка разного размера и назначения (у лопарей шилась из тонких досок оленьими жилами, ус­пешно использовалась для передвижения по озерам и порожистым рекам). Кережа, кережка — лопарские санки в виде усе­ченной с кормы лодочки, в которые впрягался один олень, способный везти одного человека или груз до пяти пудов. Китовый промысел — добыча сала обмелевших китов на Мурмане с XVI века. Летняки — люди, прибывшие на судах из Беломорья и добывавшие рыбу.  Лодья — поморское мореходное судно, часто трехмач­товое.с командой 6—8 человек, поднимающее груза до 10 тысяч пудов. Оленеводство — отрасль животноводства, занимающаяся разведением и использованием северных оленей, а также благородного оленя и пятнистого оленя (приручение оленя на Кольском полуострове произошло в начале I тысячелетия нашей эры). Писцовые книги – де­ло­про­из­вод­ст­вен­ная до­ку­мен­та­ция, со­став­ляв­шая­ся в хо­де и по ре­зуль­та­там пис­цо­вых опи­са­ний главным образом зе­мель­ных вла­де­ний и го­род­ской не­дви­жи­мо­сти и по распоряже­нию правительства в XVI—XVII веках «царскими пис­цами» для налогообложения податного населения. Поездование – лов рыбы сетями с идущих в ряд лодок. Пушной промысел — охота на млекопитающих, обладающих ценным мехом, с последующей обработкой (выделкой) и торговлей их выделанными шкурками (пушниной). Семужий промысел – лов сёмги; главный промысел для крестьян Терского берега от Умбы до Поноя и второй по значи­мости на Мурмане. Соколиный (иначе «кречатий») промысел — поимка ловчих птиц: кречетов, соколов, ястребов, орлов; промысел вёлся на Кольском полуострове с конца XIII века до последней четверти XVIII века. Солеварение – добыча пищевой соли вываркой её из воды. То́ня — место рыбного промысла; участок, на ко­тором стояла жилая изба с амбаром и приспособления­ми для просушки сетей. Торосовый промысел — охота на тюленей в Горле Белого моря (от Сосновца до мыса Орлова) на подвижных льдах, которая проходила в феврале—марте; уча­ствовали крестьяне юго-восточного побережья Кольско­го полуострова. Ушкуи — тип кораблей, созданный на Руси в конце XIII века, так называемые новгородские плоскодонные речные судна. Шне́ка (шнек, шняка) — парусно-гребное судно; поморы так называли судно рассчитанное на артель из четырёх рыбаков. − Строгановы (рус. купе­чес­кий, барон­ский и граф­ский род. Про­ис­ходят из кре­сть­ян-по­мо­ров Русского Се­ве­ра), решили отправлять свои товары на Мурман. − Михалков Алай Иванович (государственный деятель, думный дьяк, организатор и участник переписи тяглого населения Кольского в 1574 г.)
Социальная сфера Двор — совокупность жилых и хозяйственных по­строек (изба, хлев, сенник, кладовые и т. п.). Лопари (современное название — саамы) — абори­гены Кольского полуострова. В XVI веке их обитало в крае около 1200 человек. В 1608 году было 140 веж, 392 налогоплательщика; в 1712 году — 629 душ мужского пола. По 4-й ревизии (1782) учтено 239 веж и 1359 чело­век обоего пола. Проживали в 17 погостах Кольского Севера, но существовали выселки, например, Каменка, Лумбовка, Сосновка из Понойского погоста. Находи­лись в тесных экономических связях с русским населени­ем. Лопь — древнерусское название коренных обита­телей Кольского Севера. В документах, начала XVI века упоминается Дикая (искрещенная, языческая) лопь. Писцовая книга 1608 года зафиксировала деление на былые племенные объединения: 1) Терская лопь — в восточной половине Кольского полуострова, 2) Лопь Верхней зем­ли — в центральной и западной части полуострова, 3) Кончанская лопь — от реки Териберки до поселений норвежских лопарей, 4) Летая (лесная) лопь — в север­ной Карелии, к юго-западу от Кандалакши. Мурманщики — жители беломорских селений, ходившие зимою на мурманские промыслы. Община – са­мо­управ­ляю­щий­ся про­из­вод­ст­вен­ный и социаль­но-бы­то­вой кол­лек­тив над­се­мей­но­го уров­ня, основан­ный на со­вме­ст­ном (кол­лек­тив­ном) вла­де­нии (и/или рас­по­ря­же­нии) сред­ст­ва­ми производства, кол­лек­ти­ви­ст­ских прин­ци­пах со­ли­дар­но­сти и взаи­мопо­мо­щи. Пред­став­ля­ет собой базо­вый со­ци­аль­ный ин­сти­тут и пер­вич­ную фор­му эко­но­мической и соци­аль­ной ор­га­ни­за­ции непосредств. произ­во­ди­те­лей в доин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах. Поморы— жители беломорских побережий; сна­чала — только русские крестьяне западного («Помор­ского») берега Белого моря. Становище — поселение, в котором люди про­живали только во время промыслов, по окончании тру­дового сезона оно пустовало до очередного выхода на промыслы Яв­ка – платежи за выход на промыслы. Ям­ская гоньба — перевозка казённых грузов и служилых людей.  
Внутренняя политика Воевода – царский наместник в крае, в обя­занности которого входили: оборона территории, контроль за полнотой сбора налогов и пошлин, суд и наказание преступников, поддержание порядка в селениях. Земская изба — уч­реждение, подвластное воеводе. Феодализм — тип общественных отношений, основанных на условной част ной (феодальной) форме собственности на землю и эксплуатации лично и поземельно зависимых от феодалов непосредственных производителей-крестьян. − Князь Александр Невский и его сын Андрей. − Иван IV Васильевич. − СемьюнПетрилович (знатный новгородец, сборщик дани с Терской земли). − Кольские воеводы (некоторые): Аверкий Иванович Палицын (1582—1583) – первый кольский воевода; Максак Федорович Судимантов (1583—1584); Андрсян Григорьевич Ярцов (1585); Семен Иванович Шаховской-Харя (1644—1646); Лев Измайлов (1649) и др.
Внешняя политика Артиллерия Кольского острога – присланный в Кольский острог «на­ряд» (пушки) мос­ковским правительством после шведского нападения на Колу зимой 1589/90 года. Кольский острог 1. Официальное название Колы с конца XVI века до 1775 года. 2. Укрепление, со­оруженное в Коле в 1583—1584 годах и перестроенное в 1700—1706 годах. Благодаря ему защитники Колы успеш­но отразили нападения шведских отрядов в 1589—1590, 1591 и 1611 годах. Деревянный острог сгорел 11 августа 1854 года во время обстрела города англичанами. − Владимир Федорович Загрязский (воевода Кольского Севера, в 1591 году организатор борьбы местного насе­ления с нашествием шведов (отрядом Ганса Ларссона в 1200 воинов).
Культура и быт Асбестовая керамика — тип глиняной посу­ды первобытной эпохи (среднего неолита, но встречает­ся и позднее). Характерной особенностью является до­бавка в глину мелкотолченого асбеста, отчего сосуды становились более прочными. Обнаружена на стоянках внутренней Лапландии и Восточного Мурмана. Благовещенская (в честь Благовещения Пресвятой Богородицы) церковь в г. Кола – первая, деревянная, одноименная церковь, которая была построена близ устья р. Кола, по русской летописи, в 1532 г., по норвежским сведениям, — в 1529. Вавилоны — местное название каменных кладок- лабиринтов. На Кольском полуострове отмечены близ Кандалакши, Умбы, Поноя, Дроздовки и в других мес­тах. Датируются III—I тысячелетиями до н. э. Назначе­ние загадочно, связано с верованиями первобытных оби­тателей края. Описаны А. И. Кельсиевым, К. П. Рево, С. Н. Дурылиным. Вежа — жилище лопарей, шалаш особой конструк­ции. В зимних погостах более утепленные (обычно шку­рами). Воскресенский собор в Коле - деревянный собор, построенный в 1681—1684 годах неизвестным мастером из Поморья. 19-главый, из трех соединенных церквей. Высота цен­тральной части 37 метров. Сожжен англичанами при артиллерийском обстреле города 11-12 августа 1854 года. «Жемчюг» — рукописная книга второй половины XVII века, флорилогий (сборник изречений мудрых лю­дей) и другие сочинения. Хранилась в Коле в домашней библиотеке солдата Прокопия Суханова. КандалакшанеКорташевы в 1721 году брали эту книгу «ради читания» на отъезжие промыслы (на Грумант). Ныне находится в коллекции книг Мурманского областного краеведческо­го музея. Жрец – служитель культа, почитавшийся как посредник в общении людей с миром богов и духов. Золотошвейное дело — украшение женских головных уборов золотыми нитями. Существовало в по­морских селах в XVII—XVIII веках. «Како молодым людям торг вести и знати всему цену» – книга, составленная в 1575 году, речь в которой идёт о торговле на Мурмане с иноземцами. Кандалакшский (Кокуев) монастырь — упразднённый мужской монастырь на берегу реки Нивы (Кандалакша, Мурманская область). Существовал с 1548 по 1742 годы. Лоция – предназначенное для мореплавателей описание морей, океанов и их прибрежной полосы. Включает в себя разъяснения навигационных осо­бенностей (рельеф дна, приметных мест, знаков и берегов), а также содержит подробные указания по путям безопасного плавания и остановкам у берегов с описанием средств и способов получения необходимых для плавания предметов и провизии, включают действующие законы и правила водных бассейнов, в соответствии с географическим положением (поморы составляли данные описания). Петроглифы — рисунки первобытных людей, выбитые на камнях. Печок — зимняя одежда лопарей, мехом наружу, шилась наподобие мешка с прорезами для головы и ру­кавов, с воротником. Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь — мужской монастырь Русской православной церкви в посёлке Луостари Печенгского района Мурманской области; старейший монастырь на Кольском полуострове. Сейды –— священные камни у лопарей; по их веро­ваниям, обиталище «хозяев местности». Даже в христи­анскую эпоху сейдам приносились жертвы — рога и кости оленей, жир, табак и т. п. Тупа — срубная жилая постройка у лопарей пло­щадью 14—18 квадратных метров, высотой немногим более двух метров, крытая тесом и дерном на один скат, отап­ливаемая камельком (открытой печью наподобие ками­на). Успенская церковь в селе Варзуга — деревянная, одногла­вая церковь, построенная мастером Климентом в 1674 году. − Вянзин Семен (в монашестве Сергий) -первожитель Колы, игумен Петровского монастыря в Коле (с 1581 года). − Преподобный Трифон Печенгский.

Список использованной литературы:

 

1. Ушаков, И. Ф. История родного края: Учебное пособие для 7—10 классов средней школы; 2-е издание, пере­работанное и дополненное [Электронный ресурс] / А.А.Киселев, И.Ф. Ушаков. — Мурманск: Кн. нзд-во, 1984.— 176 с., ил. — Режим доступа: http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/UshakovIF/UshakovIF_Istoriya-rodnogo-kraya_1984/140/index.html, свободный.— (Дата обращения: 02.06.2020).

2. Ушаков, И. Ф. Кольский Север в досоветское время: Ист.-красвед. слов [Электронный ресурс] / И.Ф. Ушаков. — Мурманск: Кн. изд-во, 2001. — 336 с.: ил. — Режим доступа: http://kolanord.ru/html_public/col_avtory/UshakovIF/UshakovIF_Koljskij-Sever-v-dosoveckoe-vremya_2001/8/index.html, свободный.— (Дата обращения: 02.06.2020).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: