Словарные слова
Средства музыкальной выразительности
· Темп (от латинского «темпус» - «время») – скорость исполнения музыкального произведения.
· Динамика –(от греческого «динамис» -«сила») – громкость звучания.
· Мелодия (по-гречески «напев») – музыкальная мысль выраженная одноголосно.
· Штрихи (с немецкого «штрих»- черта, линия) — способ (приём и метод) исполнения нот, группы нот, образующих звук.
· Фактура (по-латыни «строение, обработка») – это музыкальная ткань, которая составлена из выразительных средств музыки.
· Тембр – (по –французски «окраски») – окраска звука.
· Лад –(согласие, порядок, стройность) – согласованность музыкальных звуков, разных по высоте.
· Тональность –(тоника, Iступень +лад) –точная высота лада.
· Ритм –(от греческого «ритмос» -«чередование»)- закономерное чередование долгих и коротких звуков.
· Регистр (от латинского «региструм»- «список, перечень») – объединение звуков в группы по высоте и окраске.
· Гармония – (по-гречески «стройность, соразмерность») – это аккорды и их последовательность.
· Метр – (от греческого «метрон» - «мера») –равномерное чередование сильных и слабых долей.
· Диапазон- (от греческого «диа пазон хордон – «через все струны») – расстояние между самым низким и самым высоким звуком данного голоса или инструмента.
Способы развития в музыке
1. Повтор - точное повторение мелодического оборота или фразы.
2. Секвенция – повторение одного и того же мотива или фразы от разных нот, через одинаковый интервал.
3. Мотивная работа – повтор мотивов или фраз в разных тональностях, - регистрах голосах.
4. Варьирование –повторение мотивов или фраз с изменениями.
5. Контраст – совершенно новый музыкальный материал.
6. Имитация (подражание) – повторение темы по очереди в разных голосах.
7. Кульминация – самая напряженная точка развития темы.
Музыкальные формы
1. Интонация (лат. произношу нараспев, пою первые слова)1- многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли 2- музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков.
2. Мотив (от латинского «мовео» - «двигаю»)- наименьшее музыкальное построение, часть музыкальной темы.
3. Фраза – это незаконченное построение, состоящие из двух или нескольких мотивов.
4. Предложение - относительно законченное музыкальное построение. состоящее из двух или нескольких фраз.
5. Период – объединение нескольких предложений в одно законченное построение.
6. Простая двухчастная (2-хчастная) форма –форма, которая состоит из двух периодов.
7. Простая трехчастная форма – форма, которая состоит из трех периодов.
8. Вариации – музыкальная форма, которая состоит из темы и ее измененных повторений.
9. Рондо (с французского –«круг») – это форма, основанная на чередовании рефрена с эпизодами.
10. Реприза – повторение как знак. Повторение части музыкального построения как форма.
11. Соната (с итальянского «звучать»)- один из основных жанров инструментальной музыки. Классически сформировалась в течении 18 в. Форма 3-х частная- 1 – часть сонатная форма, 2- часть- медленная 3- часть – финал.
12. Сонатная форма – музыкальная форма, состоящая из 3-х основных разделов – экспозиция, разработка, реприза, возможны вступление и кода. Экспозиция- противопоставление тем –главной и побочной. Разработка- развитие материала, реприза- обьединение музыкального материала по тональному и тематическому признаку.
13. Симфония (с греческого «созвучие», «благополучное сочетание тонов») – ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в 18 веке. Классический облик симфония приобретает в творчестве венских классиков – это 4-х частный сонатно-симфонический цикл. 1 часть- Allegro в сонатной форме, 2 часть- медленная, 3 часть- менуэт (позже скерцо), 4 часть-финал.
14. Каденция - (с итальянского «оканчивающийся «) 1- заключительный гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение. 2- виртуозное соло в вокальной пьесе или инструментальном концерте
15. Цезура –это граница между музыкальными построениями.
16. Полифония (с греческого «многочисленный»)1- вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий.
Иностранные музыкальные термины
Andantino – андантино - неторопливо
Allegro – аллегро - скоро
Andante – андантэ- спокойно, не спеша
Moderato – модэрато – умеренно
Presto –прэсто - быстро
Vivo –виво - живо
Accelerando –аччелерандо -ускоряя
Largo – ларго- широко
Lento –ленто - протяжно
Ritardando- ритардондо - запаздывая
Allegretto – аллегрэтто - оживленно
Жанры в музыке
Марш – это жанр инструментальной музыки, сопровождающей и организующей массовые шествия.
Ария - (с итал. Англ. Франц. Air- воздух) композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате, оратории. Иногда арией называется инструментальная пьеса певучего характера. Термин известен с 15 века.
Скерцо (с итальянского –«шутка») 1- В 16-17 в. Обозначение музыкального сочинения на шутливые тексты 2- одна из частей сонатно-симфонического цикла.
Программная музыка – род инструментальной музыки, а также музыкальное произведения, имеющие словесную (нередко стихотворную)программу и раскрывающие ее содержание. Программой может служить заглавие. Программа раскрывает нечто недоступное для музыкального воплощения и поэтому не переданное.
Балет- (с французского – «танцую») вид сценического искусства, содержание которого выражается в музыкально- хореографических образах.
Опера - (с итальянского – «сочинение»)-вид музыкально-театрального искусства. Музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
Заклички – Небольшие песенки или стихотворное обращение к явлениям природы. Один из древнейших жанров фольклора.
Колядки - (коледовки, колядные песни) — календарные обрядовые песни славян, исполняемые преимущественно в святочный период, во время ритуальных обходов по домам (колядовании)
Былина- древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков.
Танцы
Аллеманда – (с французского – «немецкий» - алеманы- старинное название немцев) - старинный танец-шествие. Размер 4/4.
Куранта (с французского – «беглый, текучий») – Старинный оживленный танец в трехдольном размере. Распространенный в Италии,Франции 17-18 веке.
Сарабанда – старинный испанский танец в размере ¾. с акцентом на второй и третьей доле. Суровый, мрачный в медленном темпе.
Жига – старинный ирландский танец. Размер 6/8,12/8. Исполняется в очень быстром темпе.
Менуэт (с французского «Menu» - маленький) – старинный французский народный танец, в 17 веке стал придворным танцем. Размер- 3\4.
Вальс – (с немецкого «вальцер») - плавный, трехдольный, европейский танец 19 века,
Мазурка – польский народный, энергичный танец, Размер ¾.
Полька – («половинка». «пол-шага») - чешский народный парный танец. Подвижный, задорный. Размер 2/4.
Полонез- (с французского «польский») — польский торжественный танец-шествие в умеренном темпе. Размер 3//4.
Форма исполнения музыки
Дует –дуэт- (с итальянского. Duetto — двойка)- любой артистический коллектив из двух человек: дуэт певцов, музыкантов.
Квартет – (с итальянского –кварто –четыре- любой артистический коллектив из четырех человек: дуэт певцов, музыкантов.
Ансамбль (с французского – «вместе»)-1-группа исполнителей, выступающих совместно. (дуэт, трио, квартет. и т. д.) 2- стройность слаженность совместного исполнения 3- музыкальное произведение для ансамблевых исполнителей. (дуэт, трио и т. д.) 4-законченный номер оперы, оратории, кантаты, исполняемый группой певцов в сопровождении оркестра или без сопровождения.
Оркестр (с греческого – «площадка перед сценой») большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение. Оркестры различают по составу инструментов (симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, джазовый, эстрадный и т.д.)