Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и центральные новообразования подросткового возраста

Психологические особенности подростков

 

Подростковый возраст, по словам Л.С. Выготского, представляет собой совокупность условий, в высшей степени предрасполагающих к воздействию различных психотравмирующих факторов. Самыми сильнодействующими из них являются недостойное поведение родителей, конфликтные взаимоотношения между ними, наличие у них недостатков, унизительных с точки зрения подростка и окружающих, оскорбительное отношение к подростку, проявления недоверия или неуважения к нему. Все это не просто осложняет учебно-воспитательную работу с ними, но и делает ее порой практически невозможной. У подростка на этой почве могут возникнуть различные отклонения в поведении.

Подростковый возраст «начинается» с изменения соци­альной ситуации развития.

Если ведущим видом деятельности младшего школьника бы­ла учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими

Именно система взаимоотношений с социальной средой и опре­деляет направленность его психического развития. Своеобразие развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, за­нимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Три линии развития:

-подросток - сверстники;

-подросток - учитель;

-подросток - семья.

Ведущее место занимает линия – подросток – сверстники. На психическое развитие подростка, его поведение значи­тельное влияние оказывает общественное мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках он ориентируется, прежде всего, на это мнение.

Вторая линия подросток- учитель. Подрост­ки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Даже качества учителю они подбирают, ориентируясь на сверстников. Устанавливая отношения со многими учите­лями, они постоянно их оценивают. На основе этих оценочных суждений подросток и строит своё отношение к учителям. Учитель для подростка не является таким непре­рекаемым авторитетом, как для младших школьников.

Третья линия развития - подросток – семья (родители). Отношения  с родителями, — еще одна значимая сфера отношений подростков. Влияние родителей уже ограничено — им не охватываются все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Ценностные ориентации подростка, понимание им соци­альных проблем, нравственные оценки событий и поступ­ков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Происходит изменение положения подростка в семье: с рос­том физических и умственных возможностей ему начинают больше доверять и поручать выполнение сложной домашней ра­боты, включать в обсуждение семейных проблем.

Потребность в общении со свер­стниками и потребность в самоутверждении в наибольшей степени удовлетворяется в общественно-полезной деятельности.

Удовлетворяя эти потребности, подросток вырабатывает взгляды на различные яв­ления природы и общества, усваивает социальные ценности, мо­раль, правила поведения. Именно с общественно-полезной дея­тельностью связаны резервы воспитания подростка как гражда­нина.

Общественно-полезная деятельность является для под­ростка той сферой, где он может реализовать свои возрос­шие возможности, стремление к самостоятельности, удов­летворив потребность в признании со стороны взрослых.

ОПД, по мнению Д.И. Фельдштейна, «со­здает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать». Общественно – полезная деятельность становится ведущей деятельностью.

Ведущие позиции начинает занимать и интимно-личностное общение со сверстниками (Д.Б. Эльконин).

Ведущим мотивом поведения подростка яв­ляется стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приво­дит к социальной неадаптированности и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Под­росток максимально подвержен влиянию группы, ее ценно­стей; у него возникает большое беспокойство, если подвер­гается опасности его популярность среди сверстников.

 

Л.С. Выготский центральным и специфическим новооб­разованием подросткового возрастасчитал чувство взрослости - возникающее представление о себе как уже не ребенке (младший подростковый возраст 11—13 лет).

Чувство взрослости становится центральным новообра­зованием младшего подросткового возраста, а к концу пе­риода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности у него формируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я» (центральное новообразование старшего подросткового возраста).

 Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают дру­зья, в которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сход­ства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлек­сия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи ифантазии.

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в само­копание, приводит к недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему об­щему уровню и неустойчивой.

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Это яв­ление в западной психологии называют «воображаемой аудиторией». Имея воображаемую аудиторию, подросток чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совер­шенно незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что усиливает его ранимость.

Образы «Я», которые создает в своем сознании подрос­ток, разнообразны — они отражают все богатство его жизни.

подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и обра­зуют целостную систему «Я-концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте. Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания.

Другие важнейшие новообразования: абстрак­тное мышление; половая идентификация, переоценка ценностей, автономная мораль.                                                             


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: