Развитие познавательной сферы подростков

  Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и коли­чественными изменениями, которые отличают его от дет­ского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:

1) развитием способности к абстрактному мышлению;

2) расширением временной перспективы.

Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Под­росток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач, то есть рассуждает гипотетико- дедуктивно. Это важнейшее приобретение в анализе действитель­ности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток при­обретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации.

В целом улучшается продуктивность памяти подростков — растет быстрота запоминания, увеличивается объем долговременной памяти, расширяется объем усваиваемого словесного и образного материала.

Наряду с учебными интересами, у подростка активно проявляются многообразные увлечения. При­чем увлечения не всегда пересекаются с учебной де­ятельностью. Наиболее выраженные увлечения под­ростка:

- интеллектуально-эстетические (связаны с глу­боким интересом к любимым занятиям — исто­рии, литературе, музыке, рисованию и т. п.);

- эгоцентрические (изучение редких иностранных языков, изучение старины, занятие модным и до­рогостоящим видом спорта, например, большим теннисом);

- телесно-мануальные увлечения (занятия спортом);

- накопительские увлечения (коллекционирова­ние разного рода);

- информативно-коммуникативные увлечения (в современных условиях чаще всего, это — увлечение Интернетом) (по классификации А.Е. Личко).

Особо выделил проблему интересов подростков Л.С. Выготский, назвав их доминантами. Он указывал на присутствие следующих доминант:

- эгоцентрической (интерес подростка к собственной персоне);

- доминанты дали (ориентация на будущее, порой видение себя в профессии, не отвечающей реальным способностям);

- доминанты усилия (направленность подростка на преодоление, сопротивление, противостояние, что порой выражается через хулиганство, упрямство и т. п.);

- доминанты романтики (стремление к риску, не­известности, к приключениям, авантюрным поступкам).

Задачи:

 

61. Катя ревниво сравнивает свою одежду и причес­ку с образцами, которые она видит на журнальных обложках или на прохожих. Все чаще и чаще по этому поводу происходят ост­рые разговоры с мамой, которая не разделяет её желаний иметь такую одежду. Предположите возраст Кати. Какова особенность её раз­вивающейся личности? Дайте обоснование своему ответу.

Ответ: В данном возрасте подросток обладает повышенным вниманием и зацикленностью на своей внешности и себе вцелом. Интенсивное половое созревание сопровождается гормональными изменениями, которые влияют на весь организм. Возраст Кати – подростковый, предположительно от 12 лет.

 

62. Подросток активно стремится найти свою группу, компанию и занять свое место среди сверстников. Происходит так называемая реакция «группирования» со сверстниками. Почему подросток должен пройти через трудности новых контактов, через обиды, даже унижения?

Ответ: Общаясь со сверстниками подросток находит себя: формируются его увлечения, интересы. Также подростку важно осознавать своё место в группе, это влияет на самооценку и отношение к себе. Часто, опыт общение, приобретенный в подростковом возрасте, формирует модель поведения в коллективе и в интимно-личностных отношениях. По этой причине подростку необходимо устанавливать множественные контакты со сверстниками.

63. В подростковый период имеет место стремление в подражании взрослым, их одежде, прическе, манере поведения (свидания, вечера отдыха и др.), подростки подражают поведе­нию мужчин и женщин, по их мнению, «настоящих», их взрос­лым умениям и др. Почему подросток копирует образцы поведения и внешний вид взрослого человека (иногда копируя и не лучшие образ­цы)?

Ответ: Подростки выбирают кумиро. Это делается для того, что поддержать свой статус наряду с другими подростками. Также особенностью этого возраста является постоянное оценивание взрослых, так подростки выбирают для себя понравившийся объект, и в силу своей неопытности, стремятся подражать ему.

64.Миша (14 лет) пожаловался маме, что тренер не взял его для занятий в спортивной секции, после того как он сказал, что раньше никогда не занимался спортом. В чем причина отказа тренера Мише в его просьбе?

Ответ: Возможно тренер отказал по той причине, что предполагал, что Миша не справится с физической нагрузкой и его результат будет влиять на всю команду. Но сказать, что это забота о психологическом здоровье подростка – нельзя.Каждый человек имеет право реализовывать свой потенциал, а подросткам это необходимо вдвойне. Поэтому здесь стоило предложить альтернативный вариант или хотя бы пробные занятия.

65. «Мой Федя, - говорит мама, - до 12 лет был очень тихим, скромным мальчиком. Я даже беспокоилась как он будет в коллективе? Затопчут ведь... Потом как-то помрачнел. Злой какой-то, стал огрызаться. Один раз во дворе на замечания старика накричал такие слова, что уши вянут. И, наконец, в школе с друзьями стёкла поразбивали. Зачем? Никто не понял. «Да пошли они все», — говорит». С чем связана такая реакция подростка? Каковы причины агрессивности? Можно ли изменить поведение подростка?

Ответ: данное поведение обусловлено возрастным периодом. И таким образом подросток справляется с негативом, которому был подвержен в подростковой группе. А злобно-агрессивное поведение часто приветствуется определённых группировках и дает авторитет. Здесь необходимо выяснить у самого подростка: что именно послужило причиной поведения? Провести беседу и опросники на акцентуации характера (возможно добавиться лабильный тип – такие дети часто стремятся изменить поведение, в соответствии с окружением).

 

66. Мама обратила внимание на то, что её сын-подросток стал стыдиться появляться вместе с ней. Связано ли такое поведение подростка со стыдом, как считает мама?

Ответ: Это поведение не связано со стыдом. Дело в том, что основное новообразование подросткового возраста – чувство взрослости, подросток требует взрослого отношения к себе и избегает вещей, которые делают его младше в глазах других. Поэтому часто подростки начинают вести себя агрессивно, перестают выполнять прилежно домашнее задания и избегают того, чтоб их видели рядом с родителями.

 

67. На определённом этапе развития подросток испытывает, с одной стороны, влияние родителей, а с другой, - группы. Чьё мнение подросток ценит выше?

 Ответ: На подростка влияет его окружение. Точно сказать нельзя, что только мнение сверстников подросток ставит при выше всего. В большинстве случаев это так, но необходимо учитывать степень близости отношений подростка и группы/родителей/учителей и т.д.          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: