Цветкова П.Е. ОБ-РЛ-11

Воспитательная деятельность: выбор и обоснование действий вожатого (материалы статьи профессора Поповой В.И.)

https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2019/11/05/forum-19_sbornik_1.pdf

Рекомендации к выполнению: Присылать материал в полном объеме, вставляя лишь свой материал (см. задания).

Примечание: этот материал может быть использован в отчете о практике.

В следующий раз (см. расписание) будет выслан макет индивидуального отчета с подробным комментарием и указанием сроков его сдачи.

Задание 1: Осмыслить материалы статьи и познакомиться со списком литературы.

Задание 2: См. сайты об организации и работе РДШ (Российского движения школьников).

(Сайт организации - рдш.рф
https://vk.com/skm_rus - группа в социальной сети в контакте
https://vk.com/skm_56 - группа Оренбургской области
КС), 2017

Краткий комментарий материалов.

Российское движение школьников (РДШ) — детско-юношеская организация. Её деятельность направлена как на воспитание подрастающего поколения с учётом индивидуальных потребностей, интересов, наклонностей детей, так и на организацию досуга и занятости школьников. Участникам на выбор предоставляется 4 направления, также в программу организации входит участие в мероприятиях, конкурсах; есть возможность проходить дополнительное обучение, ездить на слёты, форумы и смены. Предоставленные материалы будут полезны тем, кто уже занят в педагогической сфере для пополнения запаса знаний и расширения кругозора, а также для тех, кто хочет связать свою жизнь с воспитанием детей в качестве не только вожатого, но и учителя, поэтому они представляют ценность именно для нас, будущих педагогов.

На основании Указа Президента от 29 октября 2015 г. № 536 была создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее – РДШ).

В образовательных организациях, которые не только обеспечивают организацию воспитательной деятельности, но и соблюдение принципов и норм, закрепленных в Уставе РДШ, важной и необходимой является деятельность вожатого.

Задание 3: Воспитание – это (ссылки на отечественных педагогов)

1) Согласно Толковому словарю Ожегова воспитание – это навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

2) По определению А. С. Макаренко, воспитание — это создание (выработка) устойчивых привычек поведения. Главная заслуга А.С.Макаренко - в разработке теории воспитания в коллективе, которую он успешно применил в практической воспитательной работе в детских колониях в 20-30-е гг.

3) Воспитание по К.Д.Ушинскому— это целенаправленный, преднамеренный процесс «управления личностью», цель которого подготовить человека к жизни и активной трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества.

К.Д. Ушинский развил оригинальное педагогическое учение, построенное на глубоком анализе психологии ребенка,

4) П.Ф.Каптерев под воспитание понимал “намеренное и систематическое воздействие взрослых на детей”.

П.Ф.Каптерев продолжил работу Ушинского по созданию психологически обоснованной дидактики. Он обосновал цель обучения как обеспечение саморазвития личности и показал основные пути достижения этой цели на основе использования учебного материала, не в плане свободного независимого развития, а саморазвития, вызванного и обеспеченного деятельностью учителя.

5) Михаил Данилов, который развил идеи Ушинского, Каптерева и других ученых, высказывался о воспитании так: «Действительным воспитанием является то, которое последовательно вызывает к деятельности собственные силы, задатки и способности ребенка, подростка, юноши, формирует его идеалы и самостоятельность мышления, подготавливает его к той стадии всестороннего развития, когда... воспитание перерастает в самовоспитание»

Задание 4: Какие качества должны быть присущи вожатому? (4-5-6 тезисов).

Вожатый, по моему мнению, должен обладать рядом неотъемлемых в его труде качеств, как то:

1) Главное качество не только вожатого, но и любого педагога – это терпение и стрессоустойчивостью. Вожатый как лидер и как старший, на которого дети ровняются, должен в любой ситуации сохранять спокойствие, уравновешенность, бодрость духа и любовь к детям.

2) Вожатому как любому человеку независимо от его профессии нужно владеть культурой общения и этики, элементарными правилами хорошего тона.

3) Не менее важно быть уверенным в себе – тогда и дети увидят в Вас лидера, авторитет. Сюда же стоит добавить находчивость, которая поможет найти выход из любого трудного положения.

4) Важно деликатно, но в то же время твёрдой рукой истинного лидера – чуткого и милосердного – руководить детьми в быту, спорте, пути.

5) Конечно, чтобы дети тянулись к вожатому, ему нужно быть яркой, выдающейся натурой, возможно, разносторонней личностью со множеством увлечений, хобби и умений – это в идеале. Вожатый должен уметь завлечь детей, зажечь в них искру, интерес к какому-либо делу. Не исключено, что своим примером вожатый даст толчок к развитию каких-либо скрытых талантов ребёнка.

6) Вожатый должен быть также трудолюбивым, организованным и работоспособным человеком, так как его деятельность затрачивает много энергетических и эмоциональных ресурсов.

Нет сомнения, что вожатый – это лидер, признанный детьми, и именно вожатый должен обладать навыками целеполагания, планирования собственной деятельности, а также навыками организатора деятельности детей. Но этого недостаточно,  надо уметь  самоорганизоваться и организовать детей в детско-юношеской организации, а также учитывать региональные особенности деятельности детских объединений.

 Учитывая особенности  региона (Оренбургский край многонациональный) и страны в целом, вожатому необходимо учитывать потребности детей;  изучать  отечественный педагогический опыт, что позволит  преодолеть затруднения, которые испытывают дети в сложившихся обстоятельствах (семья, школа, социальное окружение).

Поскольку российское движение школьников (РДШ) направлено на удовлетворение жизненных потребностей детей (их признания, защиты, обеспечения личностного роста и развития, социального и профессионального самоопределения в том числе), то есть необходимо говорить и об организации их свободного времени.

Это означает, что появляется возможность проектировать индивидуальный образовательный маршрут воспитуемого, так  появляется у каждого возможность познать мира и себя в этом мире.

Вожатого следует рассматривать как носителя знаний, ценностей и способов организации деятельности.

Следует отметить, что современные дети активно включаются в общественные отношения, порой участвуют в общественной деятельности наравне со взрослыми. Но естественной потребностью детей все-таки остается стремление к объединению (ведь известно, что в коллективных отношениях эффективно развиваются индивидуальные возможности, приобретается опыт жизнедеятельности).

 Необходимо учитывать и другое: асоциальные проявления в поведении детей и подростков. Выявленные особенности позволяют   направить деятельность вожатого в направлении предоставления каждому ребенку условий для творческой самореализации, личностного самоопределения на основе предупреждения и преодоления рисков современной социокультурной ситуации.

Следует исходить из того, что основная цель современного воспитания – гармоничное развитие личности, формирование ценностного отношения к социокультурной действительности, окружающим людям и самому себе. Это объясняется и тем, что в современных условиях высокого уровня информатизации транслируемая информация может нести негативный эффект и не всегда соответствует запросам подрастающего поколения.

Таким образом, выбор и обоснование действий вожатого основывается на понимании важности совместной деятельности детей и взрослых во имя  гражданского, нравственного, трудового, экологического, эстетического, физического воспитания. Поддержка со стороны вожатого способствует развитию у детей лидерского потенциала, организаторских способностей не только  в детском сообществе, но  и в сообществе взрослых и детей.

Список литературы:

1.Попова В.И. Воспитательная работа с детьми и молодежью: содержательные доминанты // Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей. Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015. С. 7-20.

2.Прокохина М.И. Мастерская вожатого: учебное пособие для студ. высших учебных заведений. Орел, 2016. 186 с. 58

3.Ценностно-смысловые ориентиры воспитательной работы с детьми и молодежью: сборник научных статей / сост. и науч. ред. д.п.н., проф. В.И. Попова. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2015ю -129 с.

4.Щуркова Н.Е. Педагогика высокого полета. М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. 128 с.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: