Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие

Вступительный экзамен для 9 классов

Темы

· Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

· Социализация индивида

· Системное строение общества: элементы и подсистемы

· Многовариантность общественного развития (типы обществ)

· Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

· Основные институты общества

· Социальные группы

· Социальный контроль

· Отклоняющееся поведение и его типы

· Социальная стратификация и мобильность

· Семья и брак

· Этнические общности

· Государство, его функции

· Типология политических режимов

· Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации

· Органы государственной власти Российской Федерации

· Федеративное устройство Российской Федерации

· Право в системе социальных норм

· Гражданство Российской Федерации

· Субъекты гражданского права.

· Имущественные и неимущественные права

· Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора

· Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака

· Споры, порядок их рассмотрения

· Экономика и экономическая наука

· Факторы производства и факторные доходы

· Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

· Виды, причины и последствия инфляции

· Финансовые институты. Банковская система

· Экономические системы. Роль государства в экономике

· Государственный бюджет

· Налоги



Вступительный экзамен по обществознанию

Часть

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на места пропусков.

«Гражданское общество – совокупность негосударственных отношений и _________(А), выражающих частные интересы граждан в различных сферах. В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются различные _________(Б): в материальном благополучии, семье, образовании, творчестве, общении и т.д. Здесь, в отличие от вертикальных связей, то есть _________(В), возникают горизонтальные связи. Это социально-экономические, социокультурные, социально-политические отношения. В рамках гражданского общества возникают и функционируют различные негосударственные социальные институты. Ими являются: рыночная экономика, основанная на многообразии _________(Г), свободе труда и предпринимательской деятельности; семья; школа; общественные организации; средства массовой информации. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и добровольные объединения, общественно-политические движения и _________(Д). _________(Е) обеспечивает условия для нормальной жизнедеятельности гражданского общества». 

 

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

  А Б В Г Д Е
государственно-властные            
демократические            
политические партии            
форма собственности            
потребности            
институты            
федеративное государство            
правовое государство            
парламент            

 

Установите соответствие между признаками и видами (типами) культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  массовая культура народная культура
анонимность произведений     
формирование в общественном сознании стандартов, престижных интересов и потребностей    
преобладание устной формы выражения    
ориентация на усреднённый вкус потребителя    
коммерциализация духовной деятельности    

 

3. Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В формальной группе все межличностные взаимодействия основаны на эмоциях.

2) Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе.

3) Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, общие интересы, ценностные ориентации).

4) Демографические группы выделяют прежде всего по этносоциальному критерию.

5) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.

 

4. Зинаиде 35 лет. Она мать двоих детей. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Рост Зинаиды – 158 см.

2) У Зинаиды, как и у её мамы, русые волосы и голубые глаза.

3) Зинаида добрая и отзывчивая.

4) У Зинаиды, как и у всех её родственников, абсолютный музыкальный слух.

5) Зинаида благожелательно относится к окружающим людям.

6) Зинаида – ответственный работник.

 

Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  олигополия чистая (совершенная) конкуренция монополистическая конкуренци
Большое количество фирм производит разнообразную продукцию и имеет возможность отчасти контролировать цены на неё.      
При этой рыночной структуре господствует несколько крупных фирм.      
Барьеры для входа на рынок трудно преодолимы.      
Участники рынка не могут повлиять на ценообразование      
Множество фирм производит одинаковую продукцию и не имеет возможности контролировать цены на неё      

 

6. Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) уплата законно установленных налогов и сборов

2) проведение шествий, пикетирование

3) участие в управлении делами государства через своих представителей

4) защита Отечества

5) обращение в государственные органы

 


Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

  Президент Правительство РФ Совет Федерации
назначает референдум      
исполняет бюджет      
осуществляет исполнительную власть      
осуществляет управление федеральной собственностью      
решает вопрос гражданства      

 

8.Выберите верные суждения о семейном праве в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

 1) Родители обязаны предоставлять содержание своим несовершеннолетним детям.

2) Законный режим имущества супругов устанавливается только брачным договором.

3) Брак приостанавливается вследствие объявления органом ЗАГС одного из супругов умершим.

4) Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

5) Семейное право регулирует вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Экономика страны Z основана на крупном машинном производстве, в ней доминирует тяжёлая промышленность. Какие из перечисленных признаков позволяют сделать вывод о том, что в стране Z рыночная экономика? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) стабильность доходов населения

2) гарантия свободы частной хозяйственной инициативы

3) свободное ценообразование

4) конкуренция производителей

5) необходимость соблюдать трудовое законодательство

6) плановое развитие экономики

10. На рисунке отражено изменение предложения картофеля на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) внедрение более производительной технологии выращивания картофеля

2) сокращение государственных субсидий для производителей картофеля

3) аномально засушливое лето в регионе, где выращивается картофель

4) рост издержек, связанных с выращиванием картофеля

5) удешевление топлива для сельскохозяйственной техники

11.В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Какое из направлений молодёжной политики государства Вы считаете наиболее важным?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.

Задача

В государстве Z развиваются новейшие коммуникационные технологии и сервисы, внедряются инновации, осуществляется переход к электронике на всех уровнях производственной деятельности, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества. В ходе социологических опросов было установлено, что в государстве Z в период с 2013 по 2018 г. на 25% выросла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов; сохранение и укрепление здоровья учеников. Социологические опросы показали, что в государстве Z преобладают семьи демократического типа. Государство Z включает в себя 8 территориальных единиц, не обладаю щих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z – унитарное государство?

Сформулируйте корректно одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их) с опорой на обществоведческие знания. Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения). Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров.

1. «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива. Высшая безнравственность – это когда коллектив жертвует личностью в пользу себя самого». (М.М. Пришвин)

2. «Прогресс человечества в целом не может служить для нас утешением там, где мы имеем дело с регрессом отдельного человека». (Б. Тойшибеков)

3. «Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает её своим Отечеством». (А.И. Деникин)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: