I, II, III, IV ступени – НИЖНИЙ ТЕТРАХОРД.
V, VI, VII, I (VIII) ступени – ВЕРХНИЙ ТЕТРАХОРД.
Гамму Соль мажор удобнее петь, если перенести верхний тетрахорд на октаву вниз:
Дома учись петь гамму Соль мажор по тетрахордам. Тебе в этом поможет новая песенка в тональности Соль мажор.
· Раздели мелодию на фразы (в конце фразы ставь «птичку» ü).
· Проанализируй, как движется мелодия в каждой фразе.
· Умей петь словами и с названием нот, дирижируй.
ЖУК
слова Юнны Мориц музыка Елены Попляновой
1. Обведи, допиши по образцу до конца строчки, повторяя заклинания диезов и бемолей:
Письменные задания в тональности Соль мажор:
2. Допиши черными нотами пропущенные неустойчивые ступени:
3. Подпиши устойчивые ступени римскими цифрами:
4. Напиши белыми нотами устойчивые ступени, в которые разрешаются неустойчивые ступени:
5. Подпиши ступени римскими цифрами:
|
|
6. Напиши ноты скачками:
7. Напиши нотами в Соль мажоре следующие ступени, сыграй и спой их:
Выучи схему дирижирования в размере:
· сопровождай чтение стихов вначале прохлопыванием,
затем дирижированием;
· допиши ритм в примерах;
а)
_______________________
________________________
________________________
________________________
б)
_____________________
_____________________
____________________
____________________
в)
_______________________
_______________________
|
|
_______________________
_______________________
Расставь тактовые чёрточки в мелодии:
Перерыв в звучании музыки называется ПАУЗА (знак молчания). Каждая длительность имеет свой знак молчания: пауза длится столько же, сколько эта длительность.
Пауза восьмушки даже внешне на неё похожа, так как
тоже имеет хвостик:
Пауза четвертной ноты сама сложная по рисунку:
она как будто зачеркивает, «отменяет» ноту:
А паузы половинной и целой ноты очень похожи между
собой, их часто путают:
Кто-то из музыкантов, чтобы их запомнить, придумал
такую шутку: пауза целой ноты похожа на целое яблоко,
которое висит себе на четвертой линейке, а пауза
половинной ноты – на половинку яблока, которая висеть
не может и поэтому лежит на третьей линейке.
1. Напиши по строчке пауз:
2. Реши ритмические задачи:
3. Расставь тактовые черты:
4. Все мелодии этого задания опираются на тетрахорды Соль мажора. Поэтому вначале выучи НАИЗУСТЬ «Вальс тетрахордов», а потом – пой остальные мелодии. ОБЯЗАТЕЛЬНО ДИРИЖИРУЙ!
а)
б)
в)
г)
Диктант-«мозаика».
Впиши в кружочки номера перепутанных тактов. Запиши мелодию правильно:
Раздели мелодию на фразы (в конце фразы ставь «птичку» ü), сравни их. Напиши схему мелодии по фразам. Фразы обозначаются буквами латинского алфавита (a, b, c, d и т.д.), если фразы одинаковые – буквы повторяются.
1-я фраза | 2-я фраза | 3-я фраза | 4-я фраза |
РАЗМЕР
Проговори тексты стихотворений словами и ритмослогами (целая нота – это длинный слог ТО-О-О-О). Тренируйся дирижировать на 4/4. Умей прохлопать каждую строчку отдельно (со счетом, с текстом, с названием ритмослогов, молча). Потом попробуй проговаривать текст и одновременно прохлопать ОСТИНАТО сопровождения (слово ОСТИНАТО означает «настойчивое повторение», то есть мы много раз повторяем одну короткую ритмическую фразу).