Что является условием успешных переговоров?

Разрешение педагогических конфликтов.

Выполнила: Никифорова К.М., студентка группы 781891з.

Вопросы для самопроверки

Что такое предмет конфликта?

Под предметом конфликта понимается объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта – это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения, которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости (в когнитивном конфликте это и есть то, что называют предметом дискуссии).

Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения его предмета, и сделать это часто оказывается весьма трудно. Многие конфликты имеют столь запутанную и сложную предысторию, что специалист вынужден как археолог вскрывать один слой за другим. В конфликтах напластование проблем может сделать сам предмет конфликта абсолютно диффузным, не имеющим четких границ, перетекающим. Конфликт может иметь основной предмет, рассыпающийся на частные предметы, множественные «болевые точки». К таким примерам относятся длящиеся семейные неурядицы или межнациональные конфликты.

Что может быть отнесено к фрустрации?

Фрустрация – это психическое состояние, для которого характерны такие проявления как неудача, обман, тщетное ожидание, расстройство замыслов. Фрустрация возникает по причине, предполагаемой или реальной невозможности удовлетворения потребностей или при несоответствии желаний с имеющимися возможностями. Это явление относят к травмирующим эмоциональным состояниям. Встреча с непреодолимым затруднением в удовлетворении потребности может быть отнесена к фрустрации, которая обычно связана с напряжением,

неудовольствием, переходящим в раздражение и злость.

Реакция на фрустрацию может развиваться по двум направлениям – это может быть или отступление, или агрессия.

Отступление – это избежание фрустрации путем кратковременного или долговременного отказа от удовлетворения определенной потребности. Отступление может быть двух видов:

1) сдерживание – состояние, при котором индивид отказывается от удовлетворения какой-либо потребности из страха;

2) подавление – уход от реализации целей под воздействием внешнего принуждения, когда фрустрация загоняется вглубь и может в любой момент выйти наружу в форме агрессии.

Агрессия может быть направлена на другого человека или группу людей, если они являются причиной фрустрации. Агрессия при этом носит социальный характер и сопровождается состояниями гнева, враждебности, ненависти. Агрессивные социальные действия вызывают ответную агрессивную реакцию и с этого момента начинается социальный конфликт.

Таким образом, для возникновения социального конфликта необходимо: во-первых, чтобы причиной фрустрации было поведение других людей; во-вторых, чтобы на агрессивное социальное действие возникла ответная реакция.

Где появляются наиболее острые конфликты?

Когда говорят об остром социальном конфликте, то прежде всего подразумевают конфликт с высокой интенсивностью социальных столкновений, в результате которых в короткий промежуток времени расходуется большое количество психологических и материальных ресурсов. Для острого конфликта характерны в основном открытые столкновения, которые происходят настолько часто, что сливаются в единое целое.

Острота конфликта в наибольшей степени зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от ситуации, требующей немедленных действий. Впитывая энергию извне, конфликтная ситуация заставляет участников действовать немедленно, вкладывая в столкновение всю свою энергию.

Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ценностные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.

Назовите позитивные стороны конфликта.

Есть и позитивные последствия конфликта, имеющие для организации и её участников положительные результаты. Нередко конфликты способствуют тому, что участники трудового коллектива лучше осознают цели и задачи организации, изыскивают неиспользованные ресурсы и резервы. Рассмотрим несколько основных функциональных последствий конфликта:

ü возникновение стимула и интереса для решения рабочих моментов, в связи с чем экономятся ресурсы организации, как финансовые, так и производственные;

ü объединение сотрудников для продуманного, совместного решения вопросов, т. е. выработка так называемой коллективной мысли;

ü понимание и осознание сторонами невыгодность углубления и усугубления конфликта;

ü формирование здоровой моральной обстановки в коллективе.

Но не стоит забывать о том, что реальное соотношение дисфункциональных и функциональных последствий конфликта напрямую зависит от множества разных факторов: от мотивов, причин, порождающих конфликтную ситуацию, от умения руководителя предприятия управлять конфликтами и конфликтующими сторонами.

Что является условием успешных переговоров?

К числу условий, благоприятствующих регулированию и разрешению политических конфликтов, справедливо относят равновесное соотношение сил противоборствующих сторон и признание ими процедуры переговоров как способа выработки взаимоприемлемых решений. Однако положительный результат возможен только в том случае, если субъекты конфликта проявят к тому политическую волю, способность вести переговоры, склонность к компромиссам. Переговоры прежде всего предполагают:

 взаимное уяснение позиций сторон;

 выявление зоны и уровня конфронтационных притязаний;

 нахождение неконфронтационного поля (его ценностей, зоны взаимных уступок);

 выявление условий компромисса;

 выявление предмета взаимных уступок с целью ослабления конфликта или недопущения его срыва в деструктивную фазу;

 определение мер и форм гарантии достигнутого соглашения.

Кроме того, условием успешных переговоров является установление взаимоприемлемых:

а) языка, точнее, понятийно-терминологического аппарата переговорного общения на принципах сдержанности и стремления понять оппонента;

б) ритуалов переговорного общения;

в) сближения перцептивных образов и т.д.

Только после того, как стороны вникнут в позиции друг друга, поймут стиль аргументации партнера по переговорам, начнут просматриваться возможные решения проблемы, контуры компромиссов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: