Основные направления общественного движения

Особенности общественного движения при Николае I.

Сдать до 9.00 24.05.2020

Особенности общественного движения в 30 - 50 е гг. XIX в

  1. Общество не могло остаться прежним после восстания декабристов и после развивалось в условиях ужесточения политического режима
  2. Оформились 3 направления политической мысли: консервативное, либеральное и социалистическое (революционное)
  3. Произошел окончательный разрыв между революционным направлением (левыми) и правительственным реформаторством (правыми).
  4. Участники общественного движения не имели возможности реализовывать свои идеи на практике, они могли лишь готовить сознание современников к будущим переменам.

Основные направления общественного движения

  1. Консервативное (Монархическое): «Теория официальной народности С. Уварова» от 19 ноября 1833 г.
Причина создания теории: стремление создать в России идеологию, которая отвечает потребностям государства. Самодержавие. Уваров С. искренне верил, что русский народ не разделяет таких понятий как «царь» и «страна». Для людей это все является единым, гарантирующим счастье, силу и славу. Православие. Народ в России является религиозным, и почитает духовенство наравне с государственной властью. Религия можно решать вопросы, которые нельзя решить самодержавием.   Народность. Основа России кроется в единении всех народностей. Общая суть новой концепции сводилась к тому, что русский народ и так развит, а государство является одним из лидирующих в мире. Поэтому никаких коренных изменений проводить не нужно. Единственное что требовалось, это развивать патриотизм, усиливать самодержавие и позиции церкви. Недостатки новой идеологии Теория Уварова была логичной и многие политические деятели ее поддержали. Но так же было и очень много критиков, которые в массе своей выделяли два недостатка теории: · Она опровергла любое созидание. Фактически в документе происходило констатация факта, что является важным для российского народа, и что его сплачивает. Никаких предложений о развитии не было, поскольку и так все идеально. Но обществу нуждалось в конструктивном развитии. · Концентрация только на положительной стороне. У любой народности есть как достоинства, так и недостатки. Официальная же теория акцентировала только на положительное, отказываясь принимать отрицательное. В России было множество проблем, которые было нужно решать, идеология официальной народности такую необходимость отрицала. Вывод: не смотря на недостатки, теория имела статус официальной и поддерживалась государством, поэтому ее пропагандировали в высших учебных заведениях и во всех государственных структурах. Реакция современников Естественно, что недостатки новой идеологии были очевидны для всех мыслящих людей, но лишь единицы решались озвучивать вслух свою позицию, опасаясь негативной реакции государства. Одним из немногих, кто решил высказать свою позицию, был Петр Яковлевич Чаадаев. В 1836 году журнал «Телескоп» опубликовал «Философское письмо», в котором автор отмечал, что Россия фактически изолировать себя от Европы. Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества. Автор подчеркивает, что в России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Реакция правительства Империи была парадоксальной — Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. В этом была официальная позиция государства и лично императора Николая I, при котором теория официальной народности на долгие годы стала основным идейным документом в стране. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству.

2. Либеральное: "Западники" и "славянофилы".

"Западники" "Славянофилы".
Тимофей Николаевич Грановский, Сергей Михайлович Соловьев, Константин Дмитриевич Кавелин, Михаил Никифорович Катков. Алексей Степанович Хомяков, братья Иван и Петр Васильевич Киреевские, Константин Сергеевич Аксаков, Юрий Федорович Самарин

Общие взгляды:

- отрицательное отношение к крепостному праву, сторонники освобождения крестьян с землей, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности;

- сторонники реформистского пути развития;

- надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;

- расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер, без радикальных потрясений.

1. Россия развивается, как и Запад, но отстала в своем развитии, поэтому должна догнать западные страны. 2. Русская самобытность и патриархальность - причины отсталости России. 3. Высокая оценка деятельности Петра I, реформы которого ускорили процесс развития государства. 4. Сторонники конституционной или парламентской монархии при наличии широких политических прав граждан, свободы слова, печати, гласного суда. 5. Россия может догнать Европу путем реформ, проводимых сверху. 1. Россия должна развиваться по своему особому пути развития, не копируя западных порядков. 2. Самобытность России выражается в православной религии (что способствует гармонии в отношениях различных слоев общества) и крестьянской общине (пронизана духом коллективизма); 3. Критика преобразовательной деятельности Петра I. 4. Сторонники сильной царской власти, но при наличии Земских Соборов, как органов сотрудничества народа и царя.

 

  1. Революционно-демократическое направление:

Особенности:

  1. Социальный состав: разночинцы (выходцы из разных сословий, представители интеллигенции, студенческой молодежи и т.д.)
  2. Формы организации: кружки.
  3. Подавление восстания декабристов не устранило причин его вызвавших;
  4. Цели деятельности: продолжение дела декабристов, изучение трудов философов, чтение политической литературы, обсуждение проектов преобразований.

 

Название кружка Лидеры Программа и деятельность Итог

I этап 20 – е годы Студенческие кружки

Кружок братьев Критских 1826 г. Москва Петр, Михаил и Василий Критские Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников и офицеров с целью вызвать ненависть к монархическому правлению. Планировалось цареубийство для осуществления конституционных преобразований. За то что члены организации разбрасывали листовки на Красной площади их арестовали, заключили в Соловецкий монастырь, а затем отдали в солдаты.

II этап 20-40 –е годы. Поиски новых теорий

Кружок Сунгурова 1831 г. Москва Николай Петрович Сунгуров Своей задачей члены кружка ставили подготовку вооруженного восстания. Участники этой организации рассчитывали возмутить «чернь», захватить арсенал и оружие раздать народу. Восстание намечалось в Москве. Они полагали необходимым введение конституционного строя в России, убийство царя. Кружок просуществовал не долго, и в том же 1831 г. последовал арест его членов. Сам Сунгуров был приговорен к ссылке в Сибирь. С первого этапа на Воробьевых горах он пытался бежать, но это ему не удалось. Умер он на Нерчинских рудниках.
Кружок Станкевича 1831 – 1839 гг. Москва Николай Владимирович Станкевич Изучали немецкую философию Гегеля, Фихте, Шелинга, Канта и т.д. Осуждали крепостничество. Главным делом считали распространение просвещения, т.к. это должно привести к изменению быта. Насильственные методы не признавали. Станкевич уехал за границу и кружок, с его отъездом, распался
Кружок Герцена и Огарева 1831-1834 гг. Москва Александр Иванович Герцен и Николай Платонович Огарев Увлекались социалистическими идеями. Критиковали правление Николай 1, осуждали крепостное право. Следили за революционными идеями на западе. Хотели добиться изменений с помощью революции. Кружок был раскрыт полицией, Герцен и Огарев – отправлены в ссылку. Остальные члены кружка оказались под надзором полиции.

III этап 40-50 –е годы. Обращение к идеям социалистов-утопистов

Кружок петрашевцев 1845-1849 гг. СПб, Москва, Киев, Ростов Михаил Васильевич Петрашевский Предлагали свергнуть самодержавие, крепостное право отменить, ввести демократические свободы. Для достижения целей создать революционный центр и поднять крестьян на восстание. Свои идеи пропагандировали через печатные издания. Кружок был раскрыт, их выдал провокатор. Все участники приговорены к расстрелу, позднее был заменен каторгой, ссылкой и другими видами наказаний.

 

 

Вывод:

Несмотря на «внешнее рабство» (А. И. Герцен), в николаевскую эпоху благодаря общественному движению в стране удалось сохранить «внутреннюю свободу» − независимость и свободомыслие духовной элиты. Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику идейные течения. Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества.

Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и особенно литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного «духовного парламента» России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

 

Д\з Внешняя политика Николая I

Сдать до 13.00 25.05.2020

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: