Психологические особенности и типы неблагополучных семей (классификации Г.Т. Хоментаускаса, В.В. Юстицкиса, Н. Пезешкиан, В.В. Столина, М.И. Буянова и др)

Предложенная В.В. Юстицкисом, который выделяет семьи:

1.«Недоверчивая семья»: повышенная недоверчивость к окружающим (соседям, знакомым, товарищам), с которыми семье приходится общаться.

 2.«Легкомысленная семья»: отличается беззаботным отношением к будущему

3.«Хитрая семья»: ценит предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей

 М. И. Буянов выделил следующие стили:

•   Тревожно мнительное семейное воспитание.

•   Гиперсоциальное воспитание в семье.

•   Гипосоциальное воспитание в семье.

•   Эгоцентричное воспитание в семье.

  Г.Т. Хоментаускас подчеркивает, что мир семьи разнообра­зен и многолик. Он дает родителям почувствовать полноту и прелести человеческой жизни, осмыслить ее, продлить свое бытие в детях. Вместе с тем родителям следует помнить, что ребенок сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к самому себе, семье.

К факторам, способствующим нарушению реализации воспитательной функции семьи, Н.И. Шевандрин относит:

· аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение и др.);

· недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

· неполный состав семьи;

· конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным проблемам, касающимся жизнедеятельности семьи);

Н.В. Клюева выделяет общие критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:

· выраженное удовольствие от общения с близкими людьми;

· уверенность ребенка в своих силах и самодостаточность;

· умение видеть свои недостатки и способность просить по­мощь у окружающих;

В.В. Бодалев и А.А. Столин разработали классификацию типов неадекватного отношения матери к ребенку, проявляющиеся в неполных семьях:

1) ребенок, «замещающий мужа

2) гиперопека

3) воспитательный контроль, посредством нарочитого лишения любви.

4) воспитательный контроль посредством вызова чувства вины. Ребенку говорят, что он «неблагодарный». Развитие его самостоятельности сковывается страхом.

 

Роли, навязываемые ребёнку в неблагополучной семье.

Герой семьи, ответственный ребенок. Этот ребенок с высокими достижениями в учебе, уделяющий мало внимания своим интересам, на первое место он ставит интересы других. Может быть лидером в классе, компании, активен в ситуациях, требующих быстрых действий. Содержит свои вещи в порядке. Часто это старший ребенок.

Проблемный ребенок. Использует негативные формы поведения для привлечения к себе внимания. Чувствует себя эмоционально отвергнутым, своим поведением бросает вызов семье. Как сам, так и его друзья, часто попадают в трудные ситуации. Легко вовлекается в группы сверстников, употребляющих алкоголь, наркотики.
"Потерянный". Держится изолированно от всей семьи, живет фантазиями, проводит время в одиночестве за тихими занятиями, сильно страдает от одиночества. Родители считают, что он не нуждается во внимании, так как сам может позаботиться о себе. Любит помогать оказавшимся в беде, свои трудности считает менее важными, чем трудности других, уступчив. По мере взросления может приобщаться к употреблению наркотиков и алкоголя с целью достижения психологического комфорта.

Ужасный ребенок. Это дети, которые своим вызывающим поведением заставляют обращать на себя внимание и создают лишь хлопоты и напряженные ситуации. Подобная тактика имеет ярко выраженную “замаскированную” цель – отвлечь родителей от проблемы алкоголизма и заставить их сконцентрироваться на проблеме “ужасного” поведения ребенка. Кроме того, такое поведение дает выход агрессии, которая обычно накапливается у детей из семей, злоупотребляющих алкоголем, и не находит выхода в других видах деятельности.

Псевдородитель. Эти дети часто берут на себя функции одного или обоих родителей. И взваливают на себя значительную долю ответственности за семью, ответственность, несоизмеримую с возрастом. На удовлетворение собственных потребностей не остается ни сил, ни времени. Все силы и внимание отданы заботе о других. Часто это качество остается на всю жизнь, проявляясь в поисках тех "других", о которых можно заботиться (порой даже в ущерб собственному развитию). Такие дети часто очень хорошо учатся, но обладают заниженной самооценкой.

Шут гороховый. Еще один способ для ребенка из семьи, злоупотребляющей алкоголем, приспособиться к действительности и таким способом избавиться от стресса – это высмеивать всех и вся. Таких детей отличает зацикленность на шалостях, они все время паясничают, переключая внимание с серьезного на смешное, убогое и никчемное окружение. Они шутят и говорят глупости по всякому поводу. С ними становится трудно общаться. Со временем шутовское поведение надоедает окружающим и ребенка перестают воспринимать всерьез. Поэтому эти дети очень часто испытывают трудности как в отношениях с другими, так и по отношению к самому себе.

Человек-невидимка. Часть детей выбирают роль "пустого места", стараясь никогда не привлекать к себе внимание. Они могут часами тихо сидят в своей комнате, сосредоточившись на играх или погрузившись в фантазии. Стремятся никогда не мешают взрослым. Поэтому их оставляют в покое. В компаниях они стараются всем угождать и не выдвигают никаких требований.

Больной. У роли “больного ребенка” два истока: либо на нервной почве – когда болезненной состояние проявляется в головных болях, болях в животе, плохом самочувствии, энурезе, нервных тиках, страхах; либо это может быть реальное заболевание. И в том и в другом случаях внимание родителей сосредоточивается вокруг больного.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: