Тема: К.Д.Воробьёв. Рассказ «Подснежник». История подвига матери в рассказе

 

  1. Прочитайте рассказ К.Воробьева «Подснежник» (найдите текст в Интернете, если не получится, пришлю фото).
  2. Прочитайте материалы по рассказу.

 

Материалы к рассказу

Тема женщины на войне в литературе освещена довольно-таки подробно, многие авторы, затрагивая ее, описывали различные подвиги русских женщин - героинь. Д.К. Воробьев в 1952 представил на суд читателю рассказ «Подснежник», где описал жизнь женщины, которая оказалась в экстремально трудной ситуации. На войне ей пришлось совместить не совместимое - выполнить священный долг материнства, подарив жизнь сыну, и отдать свою, защищая Родину. Замысел рассказа «Подснежник» у Константина Дмитриевича возник под влиянием прочитанного произведения «Один среди волков», чувства протеста против людской жестокости и веры в возможность других, человеческих отношений. По рассказу был написан позже сценарий для киностудии «Беларусьфильм». Режиссер Ричард Николаевич Викторов заинтересовался сценарием, но так и не удалось «пробить» на худсовете.

«Чувство соучастия к страданию всего живого в мире, к человеческой беде выражал всегда душой, стремительно и безоглядно. Он не мог удержаться от неистового возмущения теми, кто творил эти бесчинства, и не раз я видела слезы на глазах, горя, гнева. Сострадания к несчастному народу. Эти чувства всегда были в нем», - делится своими воспоминаниями о муже, автора Вера Воробьева [9. - С. 91]. В рассказе присутствуют жестокие сцены, которые свойственны для опального творчества Константина Воробьева. Воробьев, признанный писатель правды, изображать действительность такой, какая она есть -- главное его условие.

История женщины-героини начинается в декабре 1942 года, в самом начале войны. Однажды утром местным лесничим в роту была доставлена женщина, которая с первых секунд пребывания в солдатском строю позиционировала себя как настоящая русская особа. У нее катились слезы из глаз, но не оттого, что она была напугана или устала, нет: «Это она от радости. Своих, вишь, с ружьями увидела... Пройдет сейчас», - оправдал ее лесничий. В тот момент она произнесла довольно-таки серьезные слова: «Знаете, мы теперь не имеем права на слезы, но если они прорвутся, то это не признак малодушия...» Образ этой женщины является одним из ключевых в рассказе, ее роль ограничена определенными действиями. Не зря знакомство начинается именно с этой фигуры. Начиная с сообщения о жизненных обстоятельствах Натальи Петровны, автор начинает развивать сюжет: «Мужа ее недавно немцы повесили... Сама она учительница». Отличалась женщина своей грамотностью, чем вызвала некий дискомфорт в роте: «Она стесняла нас своей грамматически правильной речью, интеллигентской почтительностью и очевидной неприспособленностью к той нелепой жизни, которой жили мы, сто десять мужчин». О судьбе учительницы мы узнаем из уст лесничего, который собственно в прямом порядке на нее и повлиял.

По важным обстоятельствам, в которых находится главная героиня, время играет наиважнейшую роль. Женщина в положении, об этом обстоятельстве мало кому известно. Когда наступает день родоразрешения, событие это является громом среди ясного неба, хотя бывает ли ясное небо на войне? Такое испытание -- воспроизвести человека на свет в условиях бесконечных сражений. А сам процесс, в нескольких сильных фразах описывает автор: «Она кровью изошла молча... В сено головой зарылась, чтобы солдат не тревожить...». Не дюжим мужеством была наделена Наталья Петровна! А как отнеслись к появлению в роте нового постояльца солдаты? Они были счастливы, кто-то в открытую, кто-то осознано скрывал свою радость, но равнодушных к этому событию не осталось. Малыш разрядил обстановку в пристанище партизан, ведь там, где ежеминутно, ежечасно бытует смерть, одновременно зарождается жизнь, а это равным образом говорит о многом. Жизнь вступает в борьбу со смертью, противоречит ей, но значит ли это, что не придется ничем пожертвовать... С момента появления на свет малыша, в роте началась суета, ведь появился стимул -- поскорее покончить с войной. Партизаны окрестили новорожденного «Подснежником».

Целая глава рассказа посвящена подвигу Натальи Петровны. Чувство долга перед Родиной, которое с каждым днем все сильней взывает в женщине внутренний мятеж, ей подавить не удается. Она принимает отчаянное решение -- участвовать в боевых действиях. Не зря народная мудрость гласит: «русская женщина и коня на скаку остановит и в горящую избу войдет». Так и Наталья Петровна, не осознавая того, что главный долг, который ей теперь предстоит исполнять -- это долг перед ее сыном, отправляется во все тяжкие. Уберечь себя ради ребенка она не смогла, в разгар рукопашной схватки, погибла: «Не помню, кто крикнул истошным голосом -- я или кто-то другой из наших «Учительницу убили!» - и на какую-то долю секунды в лесу смолкли голоса партизан, и эту страшную пустоту пронзил одинокий голос Подснежника». С тех пор мальчик остался на воспитание солдат, был принят им как родной сын. Среди старших мальчик обзавелся множеством ласковых прозвищ: «Разбойник лесной! Бродяга ты эдакий, душонка ты светлая? А одеяло кто запудрил, а? Эх ты, горе на салазках, сосулька ты наша звонкая!..» Никто из солдат не стеснялся выражать свои теплые чувства к ребенку, все полюбили его и приняли как родного сына, а что еще может быть важнее для мальчика, который по факту остался круглым сиротой.

3. Что заставило Наталью Петровну взять в руки оружие?

 

 

Родная литература. 9 класс. 12.05.2020 и 14.05.2020


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: