КОНСПЕКТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Преподаватель: А.В. Часовникова
Семестр
Задание 10.
Полностью (!) переписать в тетрадь материал из файла по теме 17. Это задание на пару по расписанию 3 июня. Срок исполнения 03 – 10 июня 2020 года.
Не забываем присылать предыдущие задания (темы 1-15).
Тема 17. Философия и культура.
Вопрос 1. Понятие культуры: теория происхождения культуры, ее структура.
Современная культурология определяет культуру как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также систему исторически сложившихся знаний, идей и социальных норм, отражающих активную деятельность людей и направленных на урегулирование общественных отношений.
Теория происхождения культуры.
В переводе с латинского языка термин культура означает «обработка земли», однако впоследствии это слово приобрело и другие значения: воспитание, культивирование духа и др. В эпоху Возрождения выявилась тенденция связывать культуру с различными областями духовной жизни общества: моралью, искусством, религией, философией. Культура является неотъемлемой частью общества. Она возникла одновременно с человеком и развивается вместе с ним. Более четкое значение термину "культура" впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф (1632 – 1694). Он применил этот термин к "человеку искусственному", воспитанному в обществе. В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества.
|
|
Структура культуры.
В структуре культуры можно выделить материальную и духовную стороны, которые теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом, границы между ними являются подвижными.
1. Материальная культура охватывает всю сферу производственной деятельности общества и ее результаты.
2. Духовная культура представляет собой активный творческий процесс, в ходе которого создаются духовные ценности, обеспечивающие условия для развития общества, его мобильность и динамичность.
Вопрос 2. Закономерности в развитии культуры.
Эту систему образует ряд закономерностей:
1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление.
2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни.
3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др. При рабовладении система ценностей строится иначе, по линии свободный - раб.
|
|
4. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда.
5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др).
Вопрос 3. Массовая и элитарная культура. Культура и контркультура.
Массовая и элитарная культура.
Понятие элита обозначает лучшее. Существует политическая элита (часть общества, обладающая легитимной властью), экономическая элита, научная элита. Немецкий социолог Г.А. Лансбергер определяет элиту как группу, которая в значительной мере влияет на решения по ключевым вопросам. Ортега-и-Гассет считал, что элита – это наиболее творческая и продуктивная часть общества, обладающая высокими интеллектуальными и нравственными качествами. Элита – это узкая прослойка общества, способная в своём сознании генерировать ценности культуры.
Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание
Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Массовая культура -это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.
Массовая культура (от лат. massa – комок, кусок) -явление культуры XX в., порожденное научно-техническим прогрессом, урбанизацией, разрушением локальных общностей, размыванием территориальных и социальных границ. Время ее появления – середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофон) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. В собственном смысле массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX — XX веков.
Культура и контркультура.
Контркультура — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.
Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, противопоставляющих себя традиционной культуре.
Молодые бунтари, выступая против державных установок западной культуры, противопоставили им собственные ценности.
Субкультуры автономны, закрыты, претендуют на то, чтобы заменить собою культуру. Битничество зародилось в 1945 году. Бунт в 50-х годах → поиск собственных субкультурных ориентации. Рок музыка. Тинейджеры - еще одна субкультура - от 13 до 19 лет - рокеры и панки, теды (противники панков, хранители социального порядка).
Вопрос 4. Кризис культуры и пути его преодоления.
Кризис культуры.
Противоречие между человеком и машиной как источник кризиса культуры. Проблема отчуждения человека от культуры
Двадцатый век продемонстрировал человечеству, что культура как интегрирующее начало общественного развития охватывает не только сферу духовного, но во все большей степени — материального производства. Вражда двух культур может привести к гибели человечества.
Машина — значительная часть культуры — в XX веке осваивает гигантские территории и овладевает массами людей, в отличие от прошлых эпох. Эта новая форма организации массовой жизни разрушает красоту старой культуры, старого быта и, лишив культурный процесс оригинальности и индивидуальности, формирует безликую псевдокультуру.
|
|
Созданный человеком огромный мир культуры: государство, языки, наука, искусство, технологии и прочее — грозит ухудшить саму человеческую сущность. Космос культуры перестает подчиняться человеку и живет по собственным законам, выходящим за пределы духа и воли.