Вспомним особенности официально-делового стиля русского языка

Тема «Язык художественной литературы»

1.Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей.

(Из письма Д.С. Лихачева)

-Как понимаете значение этих слов?

(С помощью родного языка мы познаем мир, приобщаемся к опыту, познаем самобытность национального характера, душевную и духовную красоту.)

- Русский язык – олицетворение самой России. Не любить и не беречь его – значит, не любить и нашу Родину. И делать это нужно каждый миг.

Вспомним особенности  официально-делового стиля русского языка

Официально-деловой стиль

А) - сжатость,

-стандартность,

-точность,

-строгость,

-лаконичность.

Б) Лексика

-терминология,

-сложносокращенные слова,

-аббревиатуры,

-прямое значение слов,

-отсутствие эмоционально-экспрессивных средств.

В) Синтаксис

-прямой порядок слов в предложении,

-повествовательный характер изложения.

3.Памятка

«Как сохранить родной язык».

1.Говори грамотно, согласно нормам родного языка;

2.Следи за изменениями, происходящими в различных разделах языкознания;

3.Изучай научную, художественную литературу;

4.Участвуй в лингвистических конференциях, конкурсах.

 

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.

И.С. Тургенев

1.Определите тему

2.Укажите характерные черты

3.Определите стиль речи

 

-Как вы думаете, к кому обращается с речью И.С. Тургенев?

(Ко всем, кто прочитает)

-Какова структура этих предложений?

(Сложные, осложненные)

-Что характерно для формы?

(Развернутость, образность)

-Назовите эпитеты, которые использует автор.

(Прекрасный язык, умелые руки, могущественное орудие)

-Определите метафоры.

(Язык – клад, достояние, орудие)

-Прямой ли порядок слов в предложениях?

(Нет, автор использует инверсию: в руках умелых)

-Передает ли автор эмоции? Какие они?

(Да, он гордится языком, любит его, заботится о нем)

-Как вы думаете, из какой литературы был взят этот отрывок?

(Произведение, художественная литература)

  4. А) Прочитайте  стихотворение С. Маршака «Ландыш».

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины,
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики,
Еще закрыты и плотны,
По солнце раскрывает венчики,
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленутый,
Завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.

Какую картину нарисовал автор? Какие чувства и мысли старался передать? Какие выразительные средства языка есть в этом тексте?

Автор словесно нарисовал картины весеннего леса, природы, просыпающейся от зимнего сна, появления ландыша. Автор восхищается, наслаждается, радуется, любуется. Олицетворение – разбуженный лес, метафора – бутоны ландыша – колокольчики весны, оксюморон – счастливая тоска, эпитет – нетронутая глушь.)

Б) Прочитаем стихотворение Пушкина «Буря мглою…»

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой,
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка,
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица,
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

 

  5. Выпишите из 4 строк А.С. Пушкина «Буря мглою…» олицетворение, сравнение

(Сравнение – как зверь, как дитя; олицетворение – буря завоет, заплачет.)

6.-Вновь обращаю внимание на слова Д.С. Лихачева, которые мы обсуждали в начале урока:

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, любите его, и вам откроется мир безграничных радостей.

(Из письма Д.С. Лихачева)

Домашнее задание. Выполнить задания в тетради (У кого есть долги)













































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: