Задания для самостоятельной работы

1) Выделите основные преимущества и недостатки различных систем организации обучения. Заполните таблицу.

Организационная система обучения Основоположник (представители) Преимущества Недостатки
Классно-урочная система Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал знаменитый чешский педагог Я. А. Коменский. Существенный вклад в становление и разностороннее развитие классно-урочной системы в свое время внесли выдающиеся педагоги:  И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. 1. Усвоение материала планомерно. 2. Чередование различных видов умственной и физической деятельности. 3.  Воспитывается чувство коллективизма. 4. Строгая организационная структура.   1. Отстающих детей необходимо оставлять на повторный курс. 2. Ориентация на «среднего» ученика. 3. Невозможность для учащегося пройти программу быстрее (если позволяют его умственные способности). 4. Затруднения в индивидуальном подходе к учащимся.
Белл-ланкастерская система Её разработчиками стали независимо друг от друга доктор Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер. При взаимном обучении ученики быстрее, чем в обычных школах, овладевали навыками письма, чтения, счета. Это позволяло при малом количестве учителей организовывать массовое обучение. Белл-ланкастерская система оправдывала себя там, где не хватало учителей, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования, потому что со старшим учеником всегда можно было договориться. Поэтому ее перевели в систему малокомплектных школ в селах, где учитель учил два-три класса одновременно.
Батовская система Джон Кеннеди Система, основанная на индивидуализации обучения, обладала явными преимуществами, к которым можно отнести: - Учёт индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей. - Приобретение учениками прочной системы знаний, умений и навыков. - Преодоление возможного отставания одних учеников от других. - Формирование способности самостоятельно добывать знания. - Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка. - Пробуждение интереса к изучаемому предмету и к учебному труду в целом. - Освобождение учителя от чрезмерной нагрузки. - Возможность для педагога более продуктивно работать с классом, равномерно распределяя своё время между всеми учениками. - Возможность охватить образованием как можно большее количество детей. Батавская система обучения, помимо очевидных плюсов, имела и некоторые недостатки. К её наиболее существенным недочётам можно отнести: - Ориентация на «среднего» или «слабого» ученика; - «Расчленённость» и неоднородность.  
Мангеймская система Йозеф Зиккенгер (конец XIX - начало XX вв.) Плюсы этой формы обучения были представлены только для способных учеников, которые сразу попадали в специализированные классы. Все задания были рассчитаны на их способности, такие дети имели возможность получать новые знания постоянно. Для них не было предусмотрено более высшего класса, поэтому учителя постоянно усложняли задачи, давали более тяжелые задания. Ребенок работал в полную силу и всегда был заинтересован в учебе. Средние и малоспособные ученики не могли продвинуться, так как получали задания, рассчитанные лишь на их уровень, но не выше. - Распределение учеников по классам проводилось необъективно. Учитель сам решал, кто успевают, а кто - нет. - Экзамены определяли, достоин ли ученик обучаться в классе для способных, но это в корне неправильно. - Психометрические оценки развития ребенка считались тоже оптимальным показателем, но в то время они были крайне несовершенны. - Процесс перевода ребенка на другой уровень обучения не был до конца разработан, поэтому, как правило, в какой класс ученик попал при отборе, в том он и оставался до завершения обучения. Это не могло не отразиться на умственных способностях, Изначальное понимание того, что ты слабый ученик или посредственность, впоследствии оставалось на всю жизнь.
Дальтон-план Система была предложена в начале XX в. американской учительницей из города Дальтона Еленой Паркхерст. Дальтон-план позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, вовлекал в поиски рациональных методов изучения. - В целом данная система привела к снижению уровня обученности, ибо большинству учащихся не под силу самостоятельно, без объяснения учителя, справиться с заданиями, глубоко овладеть материалом.
План Трампа В 1960-е гг. XX в., назван по имени разработчика американского профессора педагогики Л. Трампа. Многие элементы нашли себе применение, такие как индивидуальная работа с учениками, проведение лекционно-семинарских занятий. - При практической реализации уровень научных знаний, заданный на лекциях, часто не находил дальнейшего продолжения на других занятиях. - Свобода учащихся в выборе содержания образования и методов учебной деятельности приводила к тому, что многие ученики не могли определиться в своих учебных интересах, что негативно сказывалось на качестве образования. Поэтому план Трампа не прижился в мировой практике массовых школ.

 

2) Запишите в глоссарий основные понятия темы: форма организации обучения, урок, учебная экскурсия, семинар, школьная лекция, практикум, методы обучения.

Форма организации обучения - это отражение разработанной и практически воплощенной деятельности педагога и учащихся, направленной на реализацию учебно-воспитательного процесса, происходящую по определенным образом установленному порядку, режиму.

Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

Учебная экскурсия – это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях, это проведение учебного занятия в условиях производства с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности.

Семинар — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты.

Школьная лекция - это систематическое изложение учебного материала учителем в течение урока, в процессе которого осуществляется анализ фактов, их обобщение, при этом преобладают рассуждение и доказательство в объяснении учителя.

Практикум - форма организации уч. процесса; самостоят. выполнение учащимися практич. и лабораторных работ. Проводится, как правило, при завершении.

Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: