Модуль 6. Решение генетических задач

Демонстрационная версия заданий очного тура

По биологии 2020 г.

 

Требования к оформлению работы: В модулях 1-5 даны задания трех типов: на установление последовательности, установление соответствия и выбор трех правильных вариантов. Ответ на эти задания дается соответствующей записью в виде последовательности цифр, записанных без пробелов. В модуле 6 необходимо соблюдать правила оформления генетических задач.

 

Критерии оценки: Максимально 60 баллов. Модули 1-5 – 52 балла (по 2 балла за задание). Модуль 6 – 8 баллов.

 

Список рекомендованной литературы:

1. Т.А. Шустанова. Репетитор по биологии для старшеклассников и поступающих в вузы, 2011.

2. В.П. Викторов. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники: учеб. для уч-ся 7 кл, 2012.

3. В.М. Константинов. Биология: учеб. для 7 кл, 2009.

4. З.В. Любимова. Биология. Человек и его здоровье: учеб. для 8 кл, 2012.

+ сайт Решу ОГЭ.

 

Модуль 1. Общая биология

 

1. Установите последовательность процессов, происходящих в ходе мейоза.

1) расположение пар гомологичных хромосом в экваториальной плоскости

2) конъюгация, кроссинговер

3) расхождение сестринских хроматид

4) образование гаплоидных ядер с однохроматидными хромосомами

5) расхождение гомологичных хромосом

 

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Бесполое размножение характеризуется тем, что

1) потомство имеет гены только материнского организма

2) потомство генетически отличается от родительского организма

3) в образовании потомства участвует одна особь

4) в потомстве происходит расщепление признаков

5) потомство развивается из неоплодотворённой яйцеклетки

6) новая особь развивается из соматических клеток

 

3. Установите соответствие между характеристиками и классами органических веществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ А) служит для запасания энергии Б) является основным компонентом клеточных стенок В) молекулы имеет форму глобулы или фибриллы Г) могут служить ферментами Д) состоят из аминокислот Е) полимерные молекулы нерастворимы в воде   КЛАСС 1) белки 2) углеводы

 

4. Установите последовательность процессов эмбриогенеза у ланцетника.

1) формирование бластулы

2) дробление зиготы

3) формирование трёх зародышевых листков

4) образование гаструлы

 

 

5. Установите соответствие между организмом и средой, в которой он обитает. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите цифры выбранных ответов.

ОРГАНИЗМ A) личинка майского жука Б) личинка комара В) дождевой червь Г) крот Д) дельфин Е) гидра СРЕДА 1) водная 2) почвенная

 

6. Что характеризует энергетический обмен в клетке? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) по своим результатам противоположен биосинтезу

2) идёт с поглощением энергии

3) завершается в митохондриях

4) завершается в рибосомах

5) сопровождается синтезом молекул АТФ

6) завершается образованием кислорода и углеводов

 

7. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Выберите признаки РНК.

1) содержится в рибосомах и ядрышке

2) способна к репликации

3) состоит из одной цепи

4) содержится в хромосомах

5) набор нуклеотидов АТГЦ

6) набор нуклеотидов АГЦУ

 

8. Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК A) отсутствует оформленное ядро Б) хромосомы расположены в ядре В) имеется аппарат Гольджи Г) в клетке одна кольцевая хромосома Д) АТФ образуется в митохондриях ТИП КЛЕТОК 1) прокариотическая 2) эукариотическая

 

 

Модуль 2. Растения. Грибы. Лишайники

1. Какие органы обеспечивают вегетативное размножение растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) семена

2) клубни

3) надземные побеги

4) цветки

5) плоды

6) корни

 

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Грибы, как и растения:

1) растут в течение всей жизни

2) имеют ограниченный рост

3) всасывают питательные вещества поверхностью тела

4) питаются готовыми органическими веществами

5) содержат хитин в оболочках клеток

6) имеют клеточное строение

 

3. Установите соответствие между признаком и классом растений, для которого он свойственен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ А) стержневая корневая система Б) параллельное или дуговое жилкование листьев В) сетчатое жилкование листьев Г) развит камбий, древесина Д) мочковатая корневая система Е) камбия нет   КЛАСС 1) Однодольные 2) Двудольные  

 

4. Какие признаки являются общими для моховидных и папоротникообразных растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) в размножении зависят от воды

2) имеют проводящие ткани

3) имеют корни и побеги с листьями

4) имеют вегетативные органы

5) образуют семена

6) размножаются спорами

5. Какие из перечисленных свойств характерны для большинства высших растений? Выберите три верных признака из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) активно перемещаются

2) имеют органы и ткани

3) органические вещества получают путём фотосинтеза

4) поворачиваются в сторону от солнца

5) могут фотосинтезировать в темноте

6) в клетках имеется целлюлозная клеточная стенка

 

 

Модуль 3. Животные

1. Установите соответствие между признаком и одноклеточным организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК A) форма тела постоянная Б) передвигается при помощи образования ложноножек В) поедает бактерии Г) в цитоплазме имеются хлоропласты Д) образует на свету органические вещества из неорганических ОРГАНИЗМ 1) эвглена 2) амёба

 

2. Установите соответствие между организмом и типом животных, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОРГАНИЗМ A) белая планария Б) дождевой червь В) печёночный сосальщик Г) человеческая аскарида Д) свиной цепень ТИП ЖИВОТНЫХ 1) плоские черви 2) круглые черви 3) кольчатые черви

 

3. Установите соответствие между признаками животных и классом, для которого характерен этот признак: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ А) оплодотворение внутреннее Б) оплодотворение у большинства видов наружное В) непрямое развитие Г) размножение и развитие происходит на суше Д) тонкая кожа, покрытая слизью Е) яйца с большим запасом питательных веществ   КЛАССЫ   1) земноводные 2) пресмыкающиеся  

 

4. Установите соответствие между особенностями строения животного и классом, к которому оно принадлежит: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК А) пищеварение внекишечное Б) глаза простые В) дыхание трахейное Г) ходильных ног шесть Д) тело разделено на голову, грудь и брюшко Е) ходильных ног восемь   КЛАСС 1) пауки 2) насекомые

 

5. Какие особенности строения отличают земноводных от рыб? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) органы дыхания представлены лёгкими и кожей

2) имеется внутреннее ухо и среднее ухо

3) головной мозг разделён на пять отделов

4) имеется плавательный пузырь

5) сердце трёхкамерное

6) один круг кровообращения

 

 

Модуль 5. Человек

 

1.   Установите соответствие между функцией глаза и оболочкой, которая эту функцию выполняет: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ ОБОЛОЧЕК А) защита от механических и химических повреждений Б) снабжение глазного яблока кровью В) поглощение световых лучей Г) участие в восприятии света Д) преобразование раздражения в нервные импульсы ОБОЛОЧКИ ГЛАЗА 1) белочная 2) сосудистая 3) сетчатка  

 

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В среднем ухе расположены:

1) овальное окно

2) улитка

3) молоточек

4) вестибулярный аппарат

5) наковальня

6) стремечко

 

3. Установите соответствие между отделом сердца и видом крови, которая наполняет этот отдел у человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТДЕЛЫ СЕРДЦА А) левый желудочек Б) правый желудочек В) правое предсердие Г) левое предсердие ВИДЫ КРОВИ 1) артериальная 2) венозная  

 

4. Какие функции выполняет вегетативный отдел нервной системы человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) восприятие внешних раздражений

2) сокращение скелетной мускулатуры

3) сокращение гладкой мускулатуры сосудов

4) обеспечение работы сердца

5) сокращение стенок кишечника

6) обеспечение чувствительности

 

5. Какие функции выполняет слюна человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) облегчение глотания

2) расщепление жиров

3) расщепление крахмала

4) механическое измельчение пищи

5) обезвреживание бактерий

6) расщепление белков

 

6. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Внутренняя среда организма образована

1) органами брюшной полости

2) кровью

3) лимфой

4) содержимым желудка

5) межклеточной (тканевой) жидкостью

6) ядром, цитоплазмой, органоидами клетки

 

7. Какие виды деятельности человека осуществляются при участии мозжечка? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) чихание

2) письмо

3) мигание

4) ходьба

5) мышление

6) подводное плавание

 

8. Установите соответствие между признаком и типом клеток крови, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК     A) в зрелом состоянии отсутствует ядро  Б) поглощают и переваривают чужеродные частицы    В) образуют антитела          Г) имеют форму двояковогнутого диска  Д) содержат гемоглобин ТИП КЛЕТОК КРОВИ 1) эритроциты 2) лейкоциты

 

 

Модуль 6. Решение генетических задач

 

1. У человека нос с горбинкой (А) — доминантный признак, а прямой нос — рецессивный. Полные губы (В) — доминантный признак, а тонкие губы — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы, женился на женщине с прямым носом и тонкими губами. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с полными губами?

 

2. Долгошерстного черного самца морской свинки скрестили с черной короткошерстной самкой. Получено 15 свинок с короткой черной шерстью, 13 – с длинной черной, 4 – с короткой белой, 5 – с длинной белой. Определите генотипы родителей, если черная и длинная шерсть является доминирующими проявлениями признаков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: