Методологическая и теоретическая основа проекта

Содержание

  Глава 1.    
    1. Актуальность проекта  3
1.2. Новизна 3
1.3. Цель и задачи проекта 4
  Глава 2.  
2.1. Методологическая и теоретическая основа проекта 4
2.2. Принципы реализации проекта     5
2.3. Технологии 5
2.4. Методы и приемы  7
  Глава 3. Основное содержание проекта  
3.1. Организация работы с воспитанниками 8
3.2. Взаимодействие с родителями 9
3.3. Взаимодействие с социальными партнерами проекта 10
  Глава 4.    
4.1. Ожидаемые результаты проекта и социальный эффект 13
4.2. Диагностический инструментарий 14
  Глава 5.  
  Заключение 15
  Список литературы 15
  Приложение 1 16

 

Беверли Ноер Фельдмана: "Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу"

Глава 1.

Актуальность. Условия современной жизни требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры, порождают ряд социальных проблем. Поэтому необходимо формировать основы финансовой грамотности ещё в дошкольном возрасте.

 С экономической жизнью семьи дети сталкиваются с раннего возраста: ходят с родителями в развлекательные центры, кино, кафе, магазины; знакомятся с торгово-денежными отношениями на бытовом уровне; знают понятия «работа» и «заработок»; видят рекламу по телевидению и в быту. Все это составляющие финансово-экономической жизни каждой семьи. По завершении дошкольного образования ребенку зачастую приходится самостоятельно сталкиваться с «торгово-денежными» отношениями, например: оплата проезда до школы или секции, поход в магазин «за хлебом», деньги на карманные расходы. Но, как правило, ребенок не умеет рационально пользоваться деньгами.

Очевидно, необходимо знакомить детей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.

Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие- комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья- это «реальная экономика», и в ней «..дети не учатся жить, а живут..»(Е.А.Аркин).

В рамках работы с детьми в детском саду можно научить ребенка азам финансовой грамотности в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок может попробовать себя в различных социальных ролях (продавец, кассир, покупатель, кондуктор и прочее). Чтение художественной литературы о профессиях способствует развитию финансово-экономических представлений дошкольников.

Новизна.

Новизна идеи состоит в том, что проект решает задачи по-новому подойти к отдельным вопросам математики, развития речи, театрализованной и изобразительной деятельности и трудового воспитания через обогащение привычных видов детской игровой деятельности, учитывая при этом, что развитие ребенка тесно связано с особенностями его чувств и переживаний.

Эта социальная проблема может быть решена только при взаимодействии с родителями и педагогическими коллективами уже начиная с дошкольных учреждений; наконец эти старания помогут расширить понятия нравственного воспитания в экономике.

Деятельностный подход предполагает постоянную включенность педагога и ребенка в деятельность, их активную позицию, сотрудничество; помогает находить такие способы (пути взаимодействия), которые обеспечивают наилучший вариант(путь) достижения общей цели при минимальном использовании энергии и информации (ребенок самостоятельно проводит некоторые части занятия).

Цель и задачи проекта

Цель: создание системы работы по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Задачи:

1. Изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов по данной теме.

2. Создать педагогические условия для формирования элементарных экономических знаний через проектную деятельность.

3. Разработать и реализовать модель экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

4. Повысить педагогическую компетентность родителей и педагогов в экономическом воспитании детей дошкольного возраста.

5. Провести мониторинг с целью определения уровня экономического воспитания дошкольников через проектную деятельность.

 

Глава2.

Методологическая и теоретическая основа проекта.

Основу инновационного опыта по реализации проекта «Экономический знай-ка» составляют:

По мнению А. Д. Шатова - это «смысл работы по экономическому воспитанию, которая прививает у детей правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь».

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый внимание уделить на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях новой рыночной экономики, представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто сводятся в сторону вседозволенности, корыстности, эгоизма и стремления нажить капитал любой ценой.

Период старшего дошкольного детства является наиболее предпочтительным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б. Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».

Основываясь на исследование И. И. Пидкасистого, под экономически воспитывающей средой понимается совокупность окружающих ребенка явлений, событий, влияющих на его личностное развитие.

По утверждению А. С. Белкина, необходимо помнить, что нравственные представления формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков.

Аналогичные сделаны Л. Кольбергом, который исследовал отношение детей к моральным дилеммам. Проводя эксперименте он ставил ребенка в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой он не был, но оценивал положение человека, для которого следование нормам морали становились конфликтом с окружающими людьми, противоречило их интересам. Детям необходимо было оценить конкретный поступок человека как положительный или отрицательный. По результатам исследования выяснилось, что для ребенка дошкольного возраста «вести себя правильно» значит «отвечать ожиданиям других, радовать их».

Огромную роль в экономическом воспитании играет трудовое воспитание подрастающего поколения. Как отмечают И. А. Сасова, А. Д. Шатова и др., чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, перенятая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, поддержанного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, упорство, добросовестность, удовлетворенность и довольство от полученных результатов. В конечном счете, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами.

В дошкольном возрасте труд имеет свою уникальность: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Н. А. Короткова отмечает, что понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Особенность продуктивной деятельности в том, что, вне зависимости от материалов, она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом).

Таким образом, период старшего дошкольного возраста является важным для нравственного становления личности. А так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: