Категории права экономической интеграции

 

В целях регулирования интеграционных процессов в экономической сфере наукой и практикой выработаны специальные термины и понятия, применяемые в международных договорах и нормативных актах интеграционных организаций, — категории права экономической интеграции. Некоторые из этих категорий являются новыми юридическими конструкциями, другие заимствуются из классического международного и внутригосударственного права в обновленном, интеграционно -правовом смысле.

Основополагающими категориями права экономической интеграции являются термины и выражения, обозначающие различные ее формы: зона преференциальной торговли, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз (см. § 2). Другие важные категории:

• либерализация;

• свободное передвижение лиц, товаров, услуг и капиталов;

• недискриминация, национальный режим, режим наибольшего благо-приятствования;

• взаимное признание;

• уступки и преимущества;

• общая политика;

• общее пространство;

• гармонизация и унификация.

Либерализация (от лат. liber — свободный) в праве экономической интеграции означает сокращение или полное устранение препятствий экономическим связям между государствами: таможенных пошлин, количественных ограничений товарооборота, технических барьеров торговле и т. д.

На глобальном уровне категория «либерализация» широко применяется в документах Всемирной торговой организации. Например, в преамбуле Соглашения об учреждении ВТО одной из ее главных целей провозглашено создание интегрированной многосторонней торговой системы, включающей в себя результаты ранее предпринятых «усилий по либерализации торговли».

Категория «либерализация» используется и правовых системах интеграционных организаций, функционирующих на региональном уровне, в том числе в праве Евразийского экономического союза. Так, в Договоре о ЕАЭС закреплены цели и принципы «либерализации торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций» (ст. 66 «Либерализация торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций», ст. 67 «Принципы либерализации торговли услугами, учреждения, деятельности и осуществления инвестиций»).

Свободное передвижение в праве экономической интеграции обозначает конечный результат либерализации трансграничных хозяйственных связей, т. е. возможность беспрепятственного перемещения между государствами субъектов и результатов экономической деятельности.

Термин «передвижение» или его синоним («движение», «перемещение» и т. п.) подразумевает в данном случае не только пересечение государственных границ, но и право граждан и юридических лиц одного государства заниматься на территории других государств экономической деятельностью, в том числе трудиться, учреждать юридические лица, осуществлять торговлю товарами и услугами.

Поскольку категория свободное передвижение лиц относится к разным субъектам и результатам экономической деятельности, она имеет комплексный характер — подразделяется на различные элементы, называемые «свободами передвижения». Каждая из этих свобод имеет свой собственный правовой режим, впервые разработанный в праве ЕС.

Так, «свободное передвижение работников» в праве ЕС обозначает право (свободу) гражданина одного государства — члена ЕС искать работу, жить и трудиться в любом другом государстве — члене ЕС, а после завершения трудовой деятельности (например, после выхода на пенсию) оставаться на территории этого государства.

Недискриминация в праве экономической интеграции означает взаимный отказ государств от неравноправного обращения по отношению к гражданам и юридическим лицам друг друга, а также к производимой ими продукции.

В разных интеграционных организациях недискриминация закрепляется по-разному, в том числе с использованием различных терминов и выражений. Наиболее последовательно это сделано в праве ЕС, где запрет дискриминации изначально был признан в качестве общего принципа права ЕС — принципа недискриминации.

В отношении граждан и приравниваемых к ним юридических лиц государств — членов ЕС данный принцип сегодня закреплен в статье, открывающей собой ч. 2 «Недискриминация и гражданство Союза» Договора о функционировании ЕС

ДФЕС; 1957), — ст. 18: «В сфере применения Договоров [т. е. учредительных документов ЕС] и без ущерба предусмотренным в них специальным положениям запрещается любая дискриминация по признаку национального гражданства».

Наряду с терминами «недискриминация» и «запрет дискриминации» в праве экономической интеграции широко используется понятие «национальный режим», т. е. взаимное обязательство государств применять к гражданам, юридическим лицам, продукции друг друга такие же правовые требования, какие применяются к отечественным (национальным) гражданам, юридическим лицам и продукции.

Еще один способ закрепления недискриминации в интеграционном праве — правовая конструкция, обозначаемая выражением «режим наибольшего благоприятствования» или, что то же самое, «режим наиболее благоприятствуемой нации».

Режим наибольшего благоприятствования, по сути, есть не что иное, как режим наименьшей дискриминации по отношению к государствам — партнерам по интеграционному процессу. При режиме наибольшего благоприятствования государство — участник интеграционного объединения обязуется предоставлять на своей территории гражданам, юридическими лицам, продукции других государств-участников условия не хуже тех, которые оно предоставляет гражданам, юридическим лицам, товарам любого иного государства.

Режим наибольшего благоприятствования в настоящее время является исходным принципом глобальной экономической интеграции, получившим закрепление в исторически первом источнике права ВТО — Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ; 1947), действующем сегодня в редакции 1994 г. Первая статья этого документа гласит: «Любые преимущества, льготы, привилегии или иммунитеты, предоставляемые одной Договаривающейся стороной продукту, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, будут незамедлительно и безусловно распространены на любой аналогичный продукт, происходящий из или предназначенный для всех остальных Договаривающихся сторон» (ст. I «Общий режим наиболее благоприятствуемой нации» ГАТТ).

Отсюда, в частности, следует, что при взимании таможенных пошлин, которое не запрещается правом ВТО, их уровень должен быть одинаков в отношении товаров из всех членов данной организации. Если Россия, например, решит снизить пошлины на товары, импортируемые из Швейцарии, то

аналогичное снижение должно быть распространено на товары, импортируемые из всех остальных членов ВТО.

В настоящее время режим наибольшего благоприятствования в праве ВТО распространен и на другой важнейший результат экономической деятельности — услуги, а также на граждан и юридических лиц, их предоставляющих (поставщиков услуг). В этом отношении ст. II «Режим наиболее благоприятствуемой нации» Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС; 1994) закрепила следующее обязательство: «В том, что касается любых мер, подпадающих под действие настоящего Соглашения, каждый член предоставит незамедлительно и без условий услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет аналогичным услугам и аналогичным поставщикам услуг любой другой страны».

Например, в отношении трансграничных инвестиций граждан и юридических  лиц одного государства — члена ЕАЭС на территории другого п. 69 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение № 16 к Договору о ЕАЭС) предусматривает, с одной стороны, национальный режим: «Режим... должен быть не менее благоприятным, чем режим, который предоставляется этим государством-членом в отношении инвестиций и деятельности в связи с такими инвестициями, осуществляемыми своими (национальными) инвесторами». Следующий п. 70 Протокола гарантирует инвесторам в этих же вопросах режим наибольшего благоприятствования: «Каждое государство член предоставляет при таких же (подобных) обстоятельствах инвесторам любого другого государства-члена, их инвестициям и деятельности, связанной с такими инвестициями, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый инвесторам любого третьего

государства, их инвестициям и деятельности, связанной с такими инвестициями». Наконец п. 71 Протокола дает инвесторам право выбора, какой из режимов использовать к своей выгоде: «Режимы, предусмотренные пп. 69 и 70 настоящего Протокола, должны предоставляться государствами-членами по выбору инвестора в зависимости от того, какой из режимов является наиболее благоприятным».

Взаимное признание означает обязательство государств — участников интеграционного объединения признавать на своей территории юридическую силу актов органов власти и иных официальных документов, совершенных (выданных) на территориях друг друга. Благодаря взаимному признанию акты (документы), происходящие из одного государства, получают на территории другого такую же юридическую силу, как если бы они были изданы его собственными органами.

В праве экономической интеграции взаимное признание обычно используется, с одной стороны, в отношении сертификатов и иных документов, удостоверяющих соответствие продукции установленным требованиями, с другой стороны, в отношении лицензий и других разрешений на осуществление экономической деятельности.

 

Специальным законодательством в ЕС регламентируется взаимное признание профессиональных квалификаций наемных работников и поставщиков услуг, взаимное признание трудовых стажей, медицинских рецептов и страховок, разрешений на право владения огнестрельным оружием и т. д.

Взаимное признание как категория и как принцип используется и в правовых системах других интеграционных организаций, в том числе в праве Евразийского экономического союза. Так, формирование единого рынка услуг ЕАЭС должно сопровождаться взаимным признанием между государствами-членами выданных

(полученных) на их территории разрешительных документов на осуществление предпринимательской деятельности в различных секторах (п. 8 «Взаимное признание разрешений и профессиональных квалификаций» разд. VI «Торговля услугами, учреждение и деятельность» Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций — Приложения №16 к Договору о ЕАЭС).

Исключением являются документы об образовании лиц, претендующих на занятие педагогической, юридической, медицинской и фармацевтической деятельностью, а также документы об ученых степенях и ученых званиях. Подобные документы признаются в соответствии с законодательством государства трудоустройства, т. е. могут быть и не признаны.

Уступки и преимущества — слова обычного языка, которые приобрели в праве экономической интеграции особый юридический смысл благодаря созданию и деятельности Всемирной торговой организации.

В праве ВТО (ст. II «Перечни уступок» ГАТТ) под уступками понимаются обязательства государств по сокращению импортных (ввозных) таможенных пошлин.

Поскольку таможенные пошлины взимаются государствами по определенным ставкам (тарифам), соответствующие обязательства также называются тарифными уступками. Государства осуществляют их путем фиксации предельно допустимых ставок пошлин для различных видов товаров, которые постепенно снижаются в ходе очередных раундов либерализации мировой торговли в рамках ВТО.

Зафиксированные таким образом ставки называются связанными, или консолидированными (еще одна специфическая категория права экономической интеграции), а сам процесс фиксации — связыванием, или консолидацией пошлин. Для каждого члена ВТО уступки, т. е. связанные (консолидированные) ставки его импортных пошлин, закрепляются отдельно — в индивидуальном Перечне уступок и обязательств по товарам, который согласуется с другими

членами ВТО и прилагается к Генеральному соглашению по тарифам и торговле в качестве составной части последнего.

Например, в зоне свободной торговли Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) под уступками понимаются обязательства ее членов постепенно ликвидировать свои импортные пошлины во взаимной торговле товарами (ст. 19 «Сокращение или отмена таможенных пошлин» и ст. 22 «Пользование уступками» Соглашения АСЕАН по торговле товарами 2009 г.).

Договор о зоне свободной торговли СНГ (2011) в целях разрешения споров между его сторонами применяет категории «уступки» и «выгоды» (синоним «преимуществ»). Согласно этому Договору, если после разбирательства спора в комиссии экспертов ее решение не исполнено и сторонам не удалось достичь соглашения о взаимоприемлемой компенсации, то: «Сторона, понесшая ущерб, вправе приостановить по отношению к Стороне, не выполняющей решение комиссии экспертов, действие уступок или других обязательств по Договору, размер и/или действие которых эквивалентны аннулированным или сокращенным выгодам в результате применения меры в нарушение Договора» (п. 23 Правил разрешения споров — Приложения № 4 к упомянутому Договору).

Как и политика отдельных государств (национальная политика), общая политика может иметь своим предметом различные аспекты и проблемы экономической жизни, по-разному называемые в разных интеграционных организациях. (Например: в ЕС — «общая сельскохозяйственная политика»;

в Организации восточнокарибских государств — «общая политика по развитию сельского хозяйства, производства, туризма, информации, коммуникационных технологий и других услуг»; в Восточноафриканском сообществе — «общая политика по стандартизации, обеспечению качества, метрологии и тестированию товаров и услуг»; в ЕАЭС — «согласованная (скоординированная) агропромышленная политика» и т. д.)

Следует иметь в виду, что в источниках права в название общей политики не всегда включается слово «общая». Оно может заменяться близкими по значению терминами, например «единая», «согласованная», «совместная», «интегрированная», или указанием на интеграционное объединение, органы которого наделены полномочиями по осуществлению соответствующей политики.

Например, в Договоре об учреждении Карибского сообщества (КАРИ- КОМ; 2001) закреплен обширный перечень направлений общей политики КАРИКОМ: «промышленная политика Сообщества», «сельскохозяйственная политика Сообщества», «инвестиционная политика Сообщества», «торговая политика Сообщества», «транспортная политика Сообщества», «конкурентная политика Сообщества» и др.

В Договоре о ЕАЭС (2014) общая политика в зависимости от степени единства государств — членов ЕАЭС подразделяется на три вида (причем сам термин «общая политика» не используется):

• политика на основе общих подходов, одобренных органами ЕАЭС, называется «скоординированной» (например, «скоординированная энергетическая политика»);

• если политика предполагает гармонизацию правового регулирования в государствах — членах ЕАЭС, то она именуется «согласованной» (например, «согласованная политика в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер»);

• при сочетании первых двух видов политика может получить двойное название, например «скоординированная (согласованная) транспортная политика».

Высшей степенью политического единства государств — членов ЕАЭС является переход к подлинно единой политике, т. е. политике, влекущей унификацию правового регулирования в конкретной сфере общественной жизни. Пример такой политики — внешнеторговая политика Союза, в рамках которой регулируется товарооборот между ЕАЭС и остальным миром.

В результате международной экономической интеграции территории разных государств превращаются в составные элементы более крупного, интегрированного экономического пространства. Отсюда берет свое название еще одна категория права экономической интеграции — общее пространство, которое также может называться «единым», «интегрированным» пространством, пространством «без внутренних границ», а равно «европейским» или иным региональным пространством в зависимости от того, в каком регионе земного шара действует соответствующее интеграционное объединение.

Государства, входящие в общее пространство, по-прежнему сохраняют суверенитет над своими территориями. Однако эти территории уже не являются изолированными друг от друга, а границы между ними больше не служат препятствием для свободного передвижения людей, а также товаров, денежных средств и других материальных и нематериальных благ.

Итак, общее пространство представляет собой результат объединения экономических систем государств (экономики в целом или отдельных ее секторов).

Например, общий рынок, официально переименованный сегодня в единый внутренний рынок ЕС, определяется в учредительных документах ЕС как «пространство без внутренних границ», в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов (ст. 26 ДФЕС).

Благодаря добровольному подчинению экономическому законодательству ЕС некоторых стран Западной Европы, не входящих в его состав, между этими странами и ЕС в 1992 г. было учреждено Европейское экономическое пространство. Данное пространство также базируется на свободном передвижении товаров, лиц, услуг и капиталов, но охватывает 31 европейскую страну (28 государств — членов ЕС плюс Исландия, Норвегия и Лихтенштейн).

В 2005 г. было принято политическое решение о создании в перспективе «общего экономического пространства» между Россией и ЕС. В соответствии с Дорожной картой по общему экономическому пространству, подписанной 10 мая

2005 г. Президентом РФ и руководством ЕС, конечной целью этого общего пространства призвано стать «создание открытого и интегрированного рынка между Россией и ЕС», а его юридической основой должно послужить сближение российского и европейского законодательств по различным аспектам экономической деятельности. После известных событий на Украине и политической реакции ЕС на них реализация интеграционных инициатив «Россия — ЕС» приобрела туманную перспективу.

В контексте формирования ЕАЭС Россия одновременно стала инициатором и участником совместно с Беларусью и Казахстаном (ныне также Арменией и Кыргызстаном) «единого экономического пространства», договорно-правовая база которого вступила в силу в 2012 г. В настоящее время правовой основой единого экономического пространства выступает Договор о ЕАЭС (2014; ч. III «Единое экономическое пространство»).

Одновременно в ЕАЭС создается единый внутренний рынок, официально определяемый по образцу ЕС как «экономическое пространство, в котором... обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов» (ст. 28 «Внутренний рынок» Договора о ЕАЭС).

Гармонизация и унификация — близкие, хотя и не тождественные по смыслу категории. Как и интеграция, обе они предполагают движение к единству, но в несколько ином аспекте. Гармонизация означает приведение в состояние согласованности, стройности, взаимного соответствия явлений, предметов (от греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность), унификация — приведение чего-либо к единой форме, системе (от лат. uni facere — делать одним, единым)513.

Различие между двумя этими категориями состоит в степени, которой достигает взаимное единство, единообразие: унификация стремиться сделать разные объекты полностью одинаковыми, неразличимыми, гармонизация же допускает возможность сохранения различий, но в ограниченных пределах, не нарушающих единства в принципе.

В праве экономической интеграции категории гармонизации и унификации используются в отношении:

• экономической политики государств: гармонизация (унификация) политики;

• правовых систем этих государств: гармонизация (унификация) права, или гармонизация (унификация) законодательств.

Гармонизация (унификация) политики есть не что иное, как мероприятия интегрирующихся государств по разработке общей политики в определенной сфере общественной жизни, общая политика в стадии формирования.

Именно в этом контексте термины «гармонизация» и «унификация» можно часто встретить во вводных или иных программных положениях учредительных документов интеграционных организаций, имеющих характер норм-задач.

В сходном значении также используется понятие «координация» политики. Примеры:

• «постепенная гармонизация инвестиционной политики и политики развития», «координация денежной и финансовой политики», «постепенная гармонизация налоговой политики» (учредительный договор Организации

восточнокарибских государств);

• «экономическая и социальная политика будут постепенно гармонизированы» (учредительный договор Андского сообщества);

• «унификация внешнеторговой политики в отношении окружающего мира», «интеграция финансовых рынков в государствах-членах и унификация всего соответствующего законодательства и всей соответствующей политики», «принятие унифицированной политики в отношении нефти и газа» (Экономическое соглашение между членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива);

• «продолжение гармонизации социальной политики, политики в области энергии и климата» (учредительный договор Бенилюкс);

• «гармонизация политики» как один из основополагающих принципов интеграции в Юго-Восточной Африке (учредительный договор Общего рынка для Восточной и Южной Африки);

• «поэтапное осуществление гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики» в рамках ЕАЭС (Договор о ЕАЭС) и т. д.

Результат гармонизации (унификации) национальной политики интегрирующихся государств — не только их постепенный переход к проведению общей политики в разных сферах, но и выработка единообразных правовых предписаний, которые сходным образом регулируют поведение участников общественных отношений на территориях интегрирующихся государств: гармонизация (унификация) права, называемая также сближением права или законодательств.

Как и в отношении политики, положения о гармонизации (унификации) права в виде норм-задач закрепляются в учредительных документах интеграционных организаций, действующих в разных регионах мира:

• принятие «гармонизированных правовых и административных требований к деятельности партнерств, компаний или других образований» (учредительный договор Карибского сообщества);

• «разработка общего налогового законодательства», «постепенная гармонизация национальных положений, регламентирующих доступ к самостоятельной экономической деятельности и ее осуществление», «гармонизация условий и стандартов эквивалентности дипломов, полученных в третьих странах» (Конвенция об учреждении Экономического сообщества государств Центральной Африки (ЭКОЦАС));

• «унификация всех их [государств-членов] законов и правил, относящихся к инвестированию», «гармонизация банковского законодательства», «унификация их законодательства и регламентов о промышленности» (Экономическое соглашение между членами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива);

Например, в учредительных документах и законодательных актах ЕС термин «унификация» не употребляется вовсе, а издаваемые институтами ЕС унифицирующие регламенты официально считаются актами гармонизации.

К настоящему времени в рамках ОХАДА издано порядка 10 единообразных актов по вопросам предпринимательского права, смежных отраслей и правовых институтов, в том числе относящихся к процессуальному праву:

• Единообразный акт об общем торговом праве (общие положения законодательства о предпринимательской деятельности);

• Единообразный акт о праве коммерческих обществ и объединений по экономическим интересам (корпоративное право);

• Единообразный акт о праве кооперативов (корпоративное право);

• Единообразный акт об организации обеспечения исполнения обязательств (обязательственное право);

• Единообразный акт об организации упрощенных процедур взыскания долга и способов исполнения обязательств (обязательственное право);

• Единообразный акт об организации коллективных процедур ликвидации задолженностей (обязательственное право);

• Единообразный акт об арбитражном праве (правовое регулирование коммерческого арбитража);

• Единообразный акт о гармонизации бухгалтерской отчетности предприятий (правовое регулирование бухгалтерского учета);

• Единообразный акт о договорах перевозки товаров по автомобильным дорогам (транспортное право).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: