Святитель Василий Великий о глаголах «вылепил» и «сотворил»

 

Святитель Василий Великий (330—379 гг.) против буквального понимания про лепку человека из глины: «Выражение «вылепил» вовсе не раскрывает нам процесс действия Бога по отношению к человеку. Не вылепил ли Он так, как лепят из глины или как отливают из меди?.. Лепка, осуществляемая Богом, совсем иная… Ибо человек - это поистине микрокосм».

Цель Божественного указания на «прах земной» святитель Василий учит понимать как «Прекрасное умаление». «Напоминание о нашем ничтожестве находится под нашими ногами».

Про очередность святитель Василий Великий как будто говорит наоборот, что сначала - душа, а потом - тело. Как же понимать это «противоречие»? И опять не одновременно?

Как он объясняет, в книге Бытия в 1 главе глагол «εποιησεν» - «сотворил» - относится к душе, а во 2 главе глагол «επλασεν» - «вылепил» - относится к телу.

(Свт. Василий Великий «Беседа вторая о человеке»).

Вылепил не из ничего, а из уже существовавшего материала земного. Душа ведь уже существовала по свт. Василию Великому в 1 главе. Вот и вылепливание человеческого тела во 2 главе - как вершину видов. Наука констатирует сверхрезкий эволюционный скачок, а святитель Василий Великий в четвертом веке пишет про главное, состоявшееся во 2 главе, отличие: «Бог создал человека стоящим прямо». А в 1 главе это была еще просто сотворенная душа.

Но это различие между 1 и 2 главой Бытия вовсе не означает, что души существовали прежде тела, вовсе нет. Помните, в какой тупик зашли Ориген и др.?

Что же, святитель Василий Великий про сотворение души в 1 главе, а тела – во 2, не прав? Вовсе нет. Ещё как прав. Эволюционный подход это подтверждает.

Ибо откуда берётся душа, жизнь? Как это она существовала раньше вылепленного тела? Ведь души создаются одновременно с телами.  

 

Святитель Григорий Нисский о единовременном творении души и тела

 

 «Поскольку человек, состоящий из души и тела, есть одно, то мы предполагаем одно общее начало его состава, так что он ни старше, ни моложе самого себя, и в нем не прежде телесное, а потом другое. Напротив, мы утверждаем, что предведующим Божиим могуществом, согласно с изложенным несколько выше учением, приведена в бытие вся полнота человеческого естества… В сотворении же каждой части мы не противопоставляем одного другому - души телу и наоборот, - чтобы человек, разделяемый разностью во времени, не был поставляем в разлад с самим собою».

А разрешает эту задачу как раз эволюция. Душа Адама нормально существовала и до того, как Бог вылепил его современное тело и вдунул в него благодать Святого Духа. И тело тоже существовало прежде. Они ведь не могут появиться не одновременно? Душа существовала в её собственном теле, а не где-то там в космосе или в нематериальном мире. Поэтому сказано, что сначала Бог в 1 главе сотворил душу (животную душу в животном теле, одновременно с ним), а во 2 главе вылепил тело (тело современного человека из животного тела). Это подтверждают святые отцы ниже. Также правильно будет в 1 главе понимать душу, как жизнь.

То есть Адам претерпел эволюцию как тела (лепку из праха земного), так и души (вдыханием Духа).

 

Святитель Игнатий Брянчанинов:  вдыхание духа – это не вдыхание жизни в безжизненный глиняный истукан, а сошествие Духа Святого, как в Пятидесятницу на апостолов. И о созидании постепенном.

 

«Человек производится не единократным действием, но образуется и созидается постепенно». «Господь наш, Иисус Христос, совершив наше искупление и человечество к принятию Святаго Духа, стал посреди учеников Своих по воскресении Своем, дунул и сказал им: Приимите Дух Свят (Ин. 20, 22), Который вскоре и низошел на них при шуме с неба, как бы от несущегося сильного дыхания ветра (Деян. 2, 2). Этим вторым дуновением объясняется и указуется, что и при первом дуновении было сошествие Святаго Духа».

 

2.1.7. Святой Макарий Великий о том же говорит: «Как в Пророках действовал Дух и научал их и был внутрь их, и вне их являлся: так и в разсуждении Адама».

 

2.1.8. Прп. Серафим Саровский: будто в Адаме до этого не было души и духа

 

«Вот, например, многие толкуют, что, когда в Библии говорится: Вдуну Бог дыхание жизни в лице Адама первозданного и созданного Им от персти земной, - что будто бы это значило, что в Адаме до этого не было души и духа человеческого, а была будто бы лишь плоть одна, созданная из персти земной. Неверно это толкование.Адам не мертвым был создан, но действующим животным существом, подобно другим, живущим на земле, одушевленным Божиим создан иям. Но вот в чем сила, что, если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть и душу и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь себя неимущим. Когда же вдунул Господь в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и Адам бысть в душу живу».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: