Каких детей считают одаренными

Теоретическая характеристика проблемы одаренности

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.

Гете утверждал, что «Гений - это 1% таланта и 99% пота».

Но современные исследования показывают, что гениальность максимум на 20-30% зависит от воспитания и личных трудов. 80% - это врожденное! Иными словами, родить гения трудно, воспитать - невозможно.

Существует связь между интеллектом ребенка и его родителей. Высокоинтеллектуальный родитель произведет на свет высокоинтеллектуального ребенка. Но если интеллект предков слишком превышает среднюю норму в обществе, то ребенок будет хоть и умный, но все-таки не такой, как папа с мамой, потому что природа стремится к равновесию. По идее, влияние родителей должно быть равным: 50% - от матери, 50% - от отца.

Немецкими учеными выведена одна интересная формула: возраст матери должен равняться половине возраста отца плюс 7 лет. Очевидно, чем старше и мудрее родители, тем весомее становится фактор воспитания, тем больше шанс, что таланты ребенка будут замечены и сумеют развиться. Так что следуйте заветам Достоевского: «Сначала - университет. Потом рожай детей».

Вице-президент Европейского комитета по образованию одаренных детей и юношества при Совете Европы Дмитрия Ушаков на тему гениев рассуждает следующим образом:

"Возможно,  возрастной фактор играет важную роль в производстве гениев. Ведь в течение жизни человек (и мужчина, и женщина) накапливает мутации. Чем больше число мутаций, тем выше риск рождения ребенка с отклонениями от нормы. Гениальность - это тоже отклонение".

Замечено, что на детях великих природа отдыхает. Ньютон и Кант страдали шизофренией, Цезарь и Наполеон - эпилепсией, Пушкин и Гете были склонны к маниакально-депрессивным состояниям... Существует даже теория, что гениальность - это наличие рецессивного (дремлющего, запасного) гена шизофрении. Эта теория многими учеными не воспринимается всерьез, но только она более или менее правдоподобно объясняет, почему на детях великих природа отдыхает. Так что, стремясь стать отцом гения, подумайте: а хотите ли вы быть дедом шизофреника?

Среди мальчиков гении встречаются гораздо чаще, чем среди девочек. Дело в том, что мужчины шире разбросаны по шкале интеллекта: среди "просто умных" преобладают женщины, зато среди "очень умных" и "очень глупых" - мужчины. Хотя, конечно, влияние среды тоже нельзя исключать.

Еще один существенный момент: женский интеллект лучше всего развивается в вербальном (словотворческом) направлении, мужской - по линии пространственного мышления. Так что из девочки с большей долей вероятности получится выдающийся поэт, писатель, политик, нежели художник, архитектор, математик, полководец - это, безусловно, мужская стезя.

Иногда талант проявляется не совсем вовремя. Вот, например, еще при жизни в Леонардо да Винчи все признавали великого художника. И лишь в ХХ веке выяснилось, что он был к тому же гениальным физиком и изобрел вертолет.

Обычно гении - это люди хрупкие и изящные, с острым носом и характерным угловатым профилем. Вспомните: такими "кузнечиками" были Пушкин, Моцарт, Суворов, Савонарола, Эйнштейн... От природы они замкнуты, впечатлительны и обладают очень развитым образным мышлением.

В конце концов внешность - самый очевидный признак, на который мы можем обратить внимание, подбирая отца для будущего ребенка. С другой стороны, не всякий "задохлик" - гений.

А если хорошо подумать, то во всей истории человечества было лишь три абсолютных гения, лишь три человека, равно одаренных во всех областях: в поэзии, живописи, философии, физике, биологии, химии, медицине, астрономии, - Аристотель, Леонардо да Винчи и Михайло Ломоносов. И все трое обладали мощным атлетическим сложением.

Одаренность -   способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми

Одаренность – это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.

Вундеркинд (буквально – «чудесный ребенок») - это ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе психического развития. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счета; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитии отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность и т.п.).

 

Каких детей считают одаренными

– дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность);

– дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность);

– дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще называют талантливыми;

– дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: