Дионисий не был монахом, а имел свою семью и вместе с сыновьями расписывал храмы. В семье Дионисия умение писать иконы и фрески передавалось по наследству. Иконописец выполнял заказы князей, митрополитов, настоятелей монастырей. Он выполнил росписи в Иосифо-Волоколамском монастыре, в Успенском соборе Московского Кремля и в соборе Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. В его мастерской появился новый тип иконы -«житийная». В центре каждой иконы располагается изображение святого, по сторонам жития – небольшие квадратные клейма. Клейма «читаются» слева направо и сверху вниз.
Основные черты творчества:
-торжественное, праздничное изображение икон;
-использование белового цвета в иконографии;
-легкость и изящность силуэтов образов;
-образы на иконах Дионисия легки, как будто парят в воздухе;
-жесты святых мягкие, фигуры имеют удлиненные пропорции.
Основные произведения:
«Распятие». Роспись Павлово-Обнорского монастыря. «Богоматерь Одигитрия».
|
|
«Митрополит Петр» «Митрополит Алексей»
«Рождество Богоматери». Роспись в соборе Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря.
Творчество Симона Ушакова (1626-1686)
Ушаков был царским иконописцем, живописцем и графиком. Он создал целую школу учеников и последователей, был основоположником нового направления в живописи - «фряжский манер». Художники этого направления стремились к объёмному, трехмерному изображению, к более реалистичному видению. Ушаков основал новый тип икон –«политические картины». Симон Ушаков - один из основоположников русского портрета -«парсуна» (от слова «персона»). В парсунах композиция похожа на икону. В портрете передается светотень, сходство с натурой.
Основные произведения:
«Насаждение древа государства Российского» «Архангел Михаил, попирающий дьявола»
«Спас нерукотворный» «Парсуны»