Преподаватель: Агеева М. М.
Тема: Инструкции, указания и распоряжения ОАО «РЖД» по организации безопасных перевозок и сохранности перевозимых грузов
Вид занятия: лекция
Печатные издания, электронные издания (электронные ресурсы):
1. Организация перевозок грузов: учебник для колледжей и техникумов ж.-д. транспорта / В.П. Перепон. – М.: Альянс, 2017.
Домашнее задание: 1. Проработать материал и источники; 2. Дать ответы на контрольные вопросы.
Ход занятия
Пояснения к работе:
Претензия — это требование грузоотправителя или грузополучателя к перевозчику о возмещении убытков и уплате штрафов за невыполнение обязательств по перевозке. В соответствии со статьей 120 Устава до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. Обязательный претензионный порядок установлен для всех грузоотправителей (грузополучателей). Несоблюдение претензионного порядка разрешения спора, вытекающего из перевозки груза, лишает грузоотправителя (грузополучателя) возможности взыскания с перевозчика ущерба, штрафа. Арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора с перевозчиком. Претензия предъявляется в письменной форме правомочным лицом в строго определенные сроки с приложением подтверждающих претензионное требование документов.
|
|
Право на предъявление претензий и исков
Правом на предъявление претензий обладает грузополучатель или грузоотправитель, а в отдельных случаях владелец железнодорожного пути необщего пользования. Право на предъявление претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов, предоставляется также страховщику, который выплатит страховое возмещение грузоотправителю, грузополучателю в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиком обязательств по перевозке.
Грузоотправитель, грузополучатель могут передавать свои права на предъявление претензий и исков перевозчику, иным юридическим или физическим лицам посредством надлежащего оформления договора поручения (ст. 971 ГК) или доверенности (ст. 185 ГК). Представитель (поверенный) предъявляет претензию (иск) от имени грузоотправителя (грузополучателя). К претензии, кроме обосновывающих ее документов, представитель (поверенный) должен приложить надлежаще оформленную доверенность или договор поручения. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленное заявителем претензионное требование. Эти документы в отношении каждого вида претензий указаны в статье 120 Устава и Правилах предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом. Отсутствие таких документов дает возможность перевозчику не рассматривать заявленную претензию по существу.
|
|
В случае утраты груза к претензии прилагается квитанция о приеме груза, а в случае утраты грузобагажа — грузобагажная квитанция о приеме грузобагажа с отметкой станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа, а также документ, подтверждающий факт и размер причиненного заявителю претензии ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость груза.
Претензия о недостаче, повреждении (порче) груза должна быть обоснована железнодорожной накладной и коммерческим актом (документом об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта), а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих поврежденных грузов, деталей, запчастей.
Претензии в случае уплаты штрафов за задержку подачи и уборки вагонов, возврата провозных платежей, платы за пользование вагонами, сборов за подачу и уборку вагонов, платы за пользование контейнерами должны быть обоснованы документами в зависимости от оснований, по которым они взысканы (ведомости подачи и уборки вагонов, накладные, квитанции о приеме груза, акты общей формы и др.).
В случае просрочки доставки груза к претензии прилагается подлинная железнодорожная накладная, а в случае задержки выдачи груза — дополнительно акт общей формы. Претензия о возврате штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов или за неподачу вагонов (контейнеров) для ее выполнения обосновывается учетной карточкой, выданной станцией, документами, подтверждающими внесение платежей, актом общей формы, составленным при отказе одной из сторон подписать учетную карточку. К претензии об уплате штрафа за занятие перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев должны быть приложены документы, подтверждающие этот факт. Ими, в частности, являются подлинные накладные или грузовые квитанции; акт общей формы, заявления о розыске и другие доказательства; расчет суммы штрафа. Претензию к перевозчику в случае взыскания штрафа иубытков, утраты или повреждения вагонов, контейнеров следует обосновать выданным перевозчиком актом общей формы, актом о повреждении вагонов, контейнеров, техническим актом, расчетом убытка, документом, подтверждающим принадлежность вагона (контейнера) и его остаточную стоимость.
Предъявление и рассмотрение претензий
Порядок предъявления претензий к перевозчику предусмотрен Правилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В претензии следует указывать: наименование заявителя, а для юридических лиц данные свидетельства о регистрации в качестве юридического лица, юридический адрес и банковские реквизиты заявителя; основание для предъявления претензии (полная или частичная утрата груза, недостача, повреждение, просрочка в доставке и другие причины); сумму претензии; перечень документов, прилагаемых к претензии. Для физических лиц указываются данные документа, удостоверяющего личность и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию. Претензии подписываются грузоотправителем или уполномоченными ими лицами.
В соответствии со статьей 122 Устава претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов или грузобагажа, предъявляются к перевозчику.
Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются:
- к перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция;
|
|
- к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится данный пункт.
Статьей 123 Устава установлено, что претензии к перевозчику могут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней. Для соблюдения сроков предъявления претензий необходимо правильно определить момент, с которого начинается исчисление этих сроков. В статье 123 Устава в зависимости от основания, по которому предъявляется претензия, установлен порядок исчисления этих сроков.
Так, например, по претензиям о возмещении за повреждение (порчу) либо недостачу груза, багажа и грузобагажа указанный срок исчисляется со дня их выдачи, о возмещении за утрату груза — по истечении 30 дней со дня окончания срока его доставки, взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов по истечении 5 дней с момента взыскания штрафа и т.д.
В соответствии со статьей 124 Устава перевозчик обязан рассмотреть претензию и о результатах рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня ее получения.
Уведомление перевозчика подписывается уполномоченным им лицом. Перевозчик, удовлетворяя претензию полностью или частично, должен перечислить заявителю признанную сумму.
Если при рассмотрении претензии будет установлено, что страховая компания частично возместила ущерб от несохранной перевозки грузов заявителю претензии, то перевозчик возмещает ущерб в размере действительной стоимости утраченного, недостающего, поврежденного (испорченного) груза с учетом суммы, полученной заявителем претензии от страховой компании.
Контрольные вопросы
1. Право на предъявление претензий и исков
2. Порядок предъявления и рассмотрения претензий