Предъявление и рассмотрение претензий

Преподаватель: Агеева М. М.

Тема: Инструкции, указания и распоряжения ОАО «РЖД» по организации безопасных перевозок и сохранности перевозимых грузов

Вид занятия: лекция

Печатные издания, электронные издания (электронные ресурсы):

1. Организация перевозок грузов: учебник для колледжей и техникумов ж.-д. транспорта / В.П. Перепон. – М.: Альянс, 2017.

Домашнее задание: 1. Проработать материал и источники; 2. Дать ответы на контрольные вопросы.

Ход занятия

Пояснения к работе:

Претензия — это требование грузоотправителя или грузополучате­ля к перевозчику о возмещении убытков и уплате штрафов за невыпол­нение обязательств по перевозке. В соответствии со статьей 120 Устава до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением пе­ревозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. Обя­зательный претензионный порядок установлен для всех грузоотправите­лей (грузополучателей). Несоблюдение претензионного порядка разрешения спора, вытекающего из перевозки груза, лишает грузоотправите­ля (грузополучателя) возможности взыскания с перевозчика ущерба, штрафа. Арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, если истцом не соблюден претензионный порядок урегулирования спора с перевоз­чиком. Претензия предъявляется в письменной форме правомочным ли­цом в строго определенные сроки с приложением подтверждающих претензионное требование документов.

Право на предъявление претензий и исков

Правом на предъявление претензий обладает грузополучатель или грузоотправитель, а в отдельных случаях владелец железнодорожного пути необщего пользования. Право на предъявление претензий, возник­ших в связи с осуществлением перевозок грузов, предоставляется так­же страховщику, который выплатит страховое возмещение грузоотпра­вителю, грузополучателю в связи с ненадлежащим исполнением пере­возчиком обязательств по перевозке.

Грузоотправитель, грузополучатель могут передавать свои права на предъявление претензий и исков перевозчику, иным юридическим или физическим лицам посредством надлежащего оформления договора поручения (ст. 971 ГК) или доверенности (ст. 185 ГК). Представитель (поверенный) предъявляет претензию (иск) от имени грузоотправителя (грузополучателя). К претензии, кроме обосновывающих ее докумен­тов, представитель (поверенный) должен приложить надлежаще офор­мленную доверенность или договор поручения. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленное заяви­телем претензионное требование. Эти документы в отношении каждого вида претензий указаны в статье 120 Устава и Правилах предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением пере­возок грузов железнодорожным транспортом. Отсутствие таких доку­ментов дает возможность перевозчику не рассматривать заявленную претензию по существу.

В случае утраты груза к претензии прилагается квитанция о приеме груза, а в случае утраты грузобагажа — грузобагажная квитанция о при­еме грузобагажа с отметкой станции назначения о неприбытии груза, грузобагажа, а также документ, подтверждающий факт и размер причи­ненного заявителю претензии ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость груза.

Претензия о недостаче, повреждении (порче) груза должна быть обо­снована железнодорожной накладной и коммерческим актом (докумен­том об обжаловании отказа перевозчика в составлении коммерческого акта), а также документ, подтверждающий факт причиненного ущерба, удостоверяющий количество и действительную стоимость недостающих поврежденных грузов, деталей, запчастей.

Претензии в случае уплаты штрафов за задержку подачи и уборки вагонов, возврата провозных платежей, платы за пользование вагонами, сборов за подачу и уборку вагонов, платы за пользование контейнерами должны быть обоснованы документами в зависимости от оснований, по которым они взысканы (ведомости подачи и уборки вагонов, наклад­ные, квитанции о приеме груза, акты общей формы и др.).

В случае просрочки доставки груза к претензии прилагается подлин­ная железнодорожная накладная, а в случае задержки выдачи груза — дополнительно акт общей формы. Претензия о возврате штрафа за невы­полнение принятой заявки на перевозку грузов или за неподачу вагонов (контейнеров) для ее выполнения обосновывается учетной карточкой, выданной станцией, документами, подтверждающими внесение плате­жей, актом общей формы, составленным при отказе одной из сторон подписать учетную карточку. К претензии об уплате штрафа за занятие перевозчиком вагонов, контейнеров без согласия их владельцев долж­ны быть приложены документы, подтверждающие этот факт. Ими, в ча­стности, являются подлинные накладные или грузовые квитанции; акт общей формы, заявления о розыске и другие доказательства; расчет суммы штрафа. Претензию к перевозчику в случае взыскания штрафа иубытков, утраты или повреждения вагонов, контейнеров следует обо­сновать выданным перевозчиком актом общей формы, актом о повреж­дении вагонов, контейнеров, техническим актом, расчетом убытка, до­кументом, подтверждающим принадлежность вагона (контейнера) и его  остаточную стоимость.

Предъявление и рассмотрение претензий

Порядок предъявления претензий к перевозчику предусмотрен Пра­вилами предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В претензии следует указывать: наименование заявителя, а для юриди­ческих лиц данные свидетельства о регистрации в качестве юридического лица, юридический адрес и банковские реквизиты заявителя; основание для предъявления претензии (полная или частичная утрата груза, недоста­ча, повреждение, просрочка в доставке и другие причины); сумму пре­тензии; перечень документов, прилагаемых к претензии. Для физических лиц указываются данные документа, удостоверяющего личность и адрес, по которому следует направлять ответ на претензию. Претензии подписы­ваются грузоотправителем или уполномоченными ими лицами.

В соответствии со статьей 122 Устава претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов или грузобагажа, предъявляются к перевозчику.

Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются:

- к перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция;

 - к соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится данный пункт.

Статьей 123 Устава установлено, что претензии к перевозчику мо­гут быть предъявлены в течение 6 месяцев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней. Для соблюдения сроков предъяв­ления претензий необходимо правильно определить момент, с которого начинается исчисление этих сроков. В статье 123 Устава в зависимости от основания, по которому предъявляется претензия, установлен поря­док исчисления этих сроков.

Так, например, по претензиям о возмещении за повреждение (пор­чу) либо недостачу груза, багажа и грузобагажа указанный срок ис­числяется со дня их выдачи, о возмещении за утрату груза — по исте­чении 30 дней со дня окончания срока его доставки, взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки на перевозку грузов по истече­нии 5 дней с момента взыскания штрафа и т.д.

В соответствии со статьей 124 Устава перевозчик обязан рассмотреть претензию и о результатах рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня ее получения.

Уведомление перевозчика подписывается уполномоченным им лицом. Перевозчик, удовлетворяя претензию полностью или частично, дол­жен перечислить заявителю признанную сумму.

Если при рассмотрении претензии будет установлено, что страховая компания частично возместила ущерб от несохранной перевозки грузов заявителю претензии, то перевозчик возмещает ущерб в размере дей­ствительной стоимости утраченного, недостающего, поврежденного (ис­порченного) груза с учетом суммы, полученной заявителем претензии от страховой компании.

  Контрольные вопросы

1. Право на предъявление претензий и исков

2. Порядок предъявления и рассмотрения претензий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: