МАЙ
Неделя
Ласточка, ласточка,
Милая касаточка,
Ты где была,
Ты с чем пришла?
- За морем бывала,
Весну добывала.
Несу, несу
Весну-красну!
(на каждую строку на обеих руках большие пальцы касаются дважды каждого пальца, начиная с указательного)
Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит.
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем.
К себе ладошки мы прижмем,
Гладить ласково начнем.
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко.
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать.
(пальцы плотно прижимаем к ладони)
(трясем кистями)
(«моем» руки, дышим на них)
(поочередно, 1 вверху, 1 внизу.)
(гладим ладонь другой ладонью)
(скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат)
(каждый палец зажимаем в кулачке)
Неделя
Аты-баты, аты-баты!
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота -
Рота за ротой!
(Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.)
Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд!
Первый встал, за ним – второй,
Безымянный, быстро в строй!»
(Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных – «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)
Неделя
Мы лопатки взяли, грядки раскопали
Раз-два! Раз-два!
Грабли в руки взяли,
Грядки причесали:
Раз-два! Раз-два!
Семена рядами
В землю мы бросали:
Раз-два! Раз-два!
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок - пион!
(Дети имитируют действия лопатой)
(дети имитируют действия граблями)
(Дети имитируют разбрасывание семян)
(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки немного округлые. Получается «бутон».
Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть. Получается большой, раскрытый «цветок».
В огороде у меня пугало стояло
«Не ушло ли?» -
Каждый день птица проверяла.
И мечтала: «Вот уйдет - все бы поклевала»
Так что пугало не зря
День и ночь стояло.
(Покачиваем левую ладонь – «пугало», пальцы выпрямлены)
(Правая ладонь как птица, порхает вокруг левой)
(Пальцы вместе – «клюют»)
(Левая рука опять «пугало», правая рука – «улетает» от него.)
Неделя
Папа, мама, брат и я –
Вместе дружная семья
Раз, два, три, четыре,
(Правой рукой загибают по одному пальцу на левой руке)
(Показывают крепко сжатый кулачек левой руки)
(Все живем в одной квартире)
Нет ни шубы, ни берета –
Потому что греет лето.
Убираем рукавицы –
Будем плавать, веселиться!
(положить обе руки на грудь, затем провести одной рукой по голове)
(Руки развести в стороны т опустить вниз)
(Одной ладонью проводим по другой – «снимаем рукавицы»)
(Движения руками как при плавании брасом, затем кисти вверх и повращать.)
Источники информации:
Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г. и др. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет. - М: Просвещение. 2011г
Н.В. Нищеева «Пальчиковае игры», СПб, издательство «Детство – Пресс», 2010.
1. О.И. Крупенчук «Тренируем пальчики – развиваем речь!», СПб, издательство «Литера», 2011.
2. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», Издательство: Лань, 2005