Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4

Вариант 1-Г

Задание 1

Каково авторское определение жанра «Мёртвых душ»?

 

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

 

Не успел Чичиков осмотреться, как уже был схвачен под руку губернатором, который представил его тут же губернаторше. Приезжий гость и тут не уронил себя: он сказал какой-то комплимент, весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком большой и не слишком малый. Когда установившиеся пары танцующих притиснули всех к стене, он, заложивши руки назад, глядел на них минуты две очень внимательно. Многие дамы были хорошо одеты и по моде, другие оделись во что Бог послал в губернский город. Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: одни тоненькие, которые всё увивались около дам; некоторые из них были такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских, имели так же весьма обдуманно и со вкусом зачёсанные бакенбарды или просто благовидные, весьма гладко выбритые овалы лиц, так же небрежно подседали к дамам, так же говорили по-французски и смешили дам так же, как и в Петербурге. Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие. Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам, не расставлял ли где губернаторский слуга зелёного стола для виста. Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки, кое-кто был и рябоват, волос они на голове не носили ни хохлами, ни буклями, ни на манер «чёрт меня побери», как говорят французы, — волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закруглённые и крепкие. Это были почетные чиновники в городе. Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особенным поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадёжно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а всё прямые, и уж если сядут где, то сядут надёжно и крепко, так что скорей место затрещит и угнётся под ними, а уж они не слетят. Наружного блеска они не любят; на них фрак не так ловко скроен, как у тоненьких, зато в шкатулках благодать Божия. У тоненького в три года не остаётся ни одной души, не заложенной в ломбард; у толстого спокойно, глядь — и явился где-нибудь в конце города дом, купленный на имя жены, потом в другом конце другой дом, потом близ города деревенька, потом и село со всеми угодьями. Наконец толстый, послуживши Богу и государю, заслуживши всеобщее уважение, оставляет службу, перебирается и делается помещиком, славным русским барином, хлебосолом, и живёт, и хорошо живёт. А после него опять тоненькие наследники спускают, по русскому обычаю, на курьерских всё отцовское добро. Нельзя утаить, что почти такого рода размышления занимали Чичикова в то время, когда он рассматривал общество, и следствием этого было то, что он наконец присоединился к толстым, где встретил почти всё знакомые лица: прокурора с весьма чёрными густыми бровями и несколько подмигивавшим левым глазом так, как будто бы говорил: «Пойдём, брат, в другую комнату, там я тебе что-то скажу», — человека, впрочем, серьёзного и молчаливого; почтмейстера, низенького человека, но остряка и философа; председателя палаты, весьма рассудительного и любезного человека, — которые все приветствовали его, как старинного знакомого, на что Чичиков раскланивался несколько набок, впрочем, не без приятности.

 

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Задание 2

Приведённый эпизод — одно из важных звеньев в цепи событий, двигающих действие «Мёртвых душ». Каким термином обозначается ход событий в художественном произведении?

 

Задание 3

Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешнего облика («волосы у них были или низко подстрижены, или прилизаны, а черты лица больше закруглённые и крепкие»)?

 

Задание 4

Установите соответствие между тремя персонажами «Мёртвых душ», имеющими определённое отношение к главному герою, и их положением в системе образов произведения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.

 

ПЕРСОНАЖИ   ПОЛОЖЕНИЕ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВ
A) Ноздрёв Б) Селифан B) Иван Антонович Кувшинное Рыло   1) полицеймейстер 2) чиновник канцелярии 3) кучер Чичикова 4) помещик

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В
     

 

В ответе перечислите в соответствующем порядке номера верных вариантов в без пробелов и запятых.

 

Задание 5

В приведённом фрагменте автор-повествователь противопоставляет «толстых» и «тонких». Каким термином обозначается подобное противопоставление в художественном произведении?

 

Задание 6

«Лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки». Как называется выделенная автором значимая подробность, несущая в художественном тексте определённую смысловую нагрузку?

 

Задание 7

Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во 2 половине XIX века и принципы которого нашли своё воплощение в гоголевских «Мёртвых душах».

 

Задание 8

Что придаёт описанию губернаторской «домашней вечеринки» сатирическое звучание?

 

Задание 9

В каких произведениях русской литературы описаны нравы чиновничества и в чём эти произведения можно сопоставить с гоголевскими «Мёртвыми душами»?

 

Задание 10

 

В начале стихотворения дается описание пустыни. Как называется подобное описание в художественном произведении?

 

Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

 

  Анчар В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной.   Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила.   Яд каплет сквозь его кору, К полудню растопясь от зною, И застывает ввечеру Густой прозрачною смолою.    К нему и птица не летит И тигр нейдет — лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный.   И если туча оросит, Блуждая, лист его дремучий, С его ветвей, уж ядовит, Стекает дождь в песок горючий.   Но человека человек Послал к анчару властным взглядом: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом.   Принес он смертную смолу Да ветвь с увядшими листами, И пот по бледному челу Струился хладными ручьями;   Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.   А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

A. C. Пушкин, 1828

Задание 11

Какой прием использует поэт в фразе «Анчар, как грозный часовой, стоит...»?

 

Задание 12

Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («вихорь черный», «песок горючий» и т. п.)?

 

Задание 13

Укажите название стилистического приема, придающего стиху особую звуковую выразительность («И тот послушно в путь потек»).

 

Задание 14

Укажите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «Анчар» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

 

Задание 15

Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта — описание анчара и рассказ о гибели раба?

 

Задание 16

В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

 

Задание 17

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

 

С17.1. Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)

С17.2. В чём главный изъян теории Раскольникова, предопределивший её крах? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

С17.3. В чём своеобразие взгляда В. В; Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?

С17.4. Согласны ли вы с высказыванием В. Ф. Одоевского на смерть А. С. Пушкина «Солнце нашей поэзии закатилось»?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: