Семья как социальный институт и малая социальная группа

Семья как социальный институт. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно общепринятой трактовке, социальный институт – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей, которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, вследствие чего осуществляются социализация личности и освоение ею системы норм и ценностей, принятых в данном обществе.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение фундаментальных, жизненно важных социальных потребностей, к которым относятся: коммуникации в обществе, производство товаров и услуг и их распределение, воспроизводство членов общества и их социализация, социальный контроль и порядок, безопасность членов общества, социальная стабильность. Обычно выделяют пять основных социальных институтов, существующих в современном обществе: 1) семья; 2) экономика; 3) политика; 4) образование; 5) религия.

Когда говорят о важнейших социальных институтах, то семью называют в числе первых. В свою очередь институт семьи включает множество более частных институтов, а именно: институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др. Социальный институт брака и семьи – самый ранний по времени своего возникновения институт общества. Передаваясь из поколения в поколение, нормы семейного и брачного поведения становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. По мнению антропологов, семья насчитывает более 500 тысяч лет. За это время она постоянно изменялась, принимая множество форм: полигамия, моногамия, сожительство, нуклеарная семья, расширенная, неполная и т.д. Таким образом, семья как социальный институт – это устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которых осуществляется основная часть повседневной жизни людей: деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.

Семья образует первичную окружающую среду в развитии ребенка. Она формирует у него представления о социальных связях и с момента рождения включает его в них. Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. Система ценностей усваивается ребенком, прежде всего, благодаря его общению с родителями в первые 7 лет его жизни. В семье дети учатся социально-одобряемому поведению, приспособлению к окружающим, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Семья определяет возможности и ограничения личных отношений ребенка, а затем и взрослого с другими людьми. Способность членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными характеристиками в большой мере влияет на его представление о самом себе.

Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Огромное значение имеют чистота и непосредственность физических, эмоциональных и социально-психологических контактов детей и родителей. Индивидуальный подход к развитию личности ребенка именно в семье становится реальностью. Чуткое и внимательное отношение к ребенку позволяет своевременно выявить его способности, поддержать интересы и склонности.

Семья удовлетворяет индивидуальные потребности членов и в то же время регулирует их поведение в ответ на требования социума. Институт семьи – важнейший посредник во взаимосвязи личности и общества. Именно институт семьи может противостоять как тоталитаризму, так и индивидуализму. Поэтому и общество, и личность обоюдно заинтересованы в укреплении семьи. Одновременно семья стремится к поддержанию своей автономии, борется за свое существование в социуме. Для этого она должна обладать средствами сопротивления внешним угрозам, например, усилению контроля над семьей со стороны государства. Чрезмерное вмешательство внешних сил в семейную систему нарушает баланс отношений семьи и общества. Институт семьи может оказаться в подчиненном положении по сравнению с другими социальными институтами. Поэтому возникает потребность в просемейной политике. Институциональный характер семьи проявляется и в том, что каждая отдельная семья может быть понята только в связи с другими семьями. В частности, можно прогнозировать будущее конкретной семьи, опираясь на знания логики развития многих тысяч других семей.

Важнейшая часть семьи как социального института – законодательство. Семейное право в законодательном порядке определяет, что такое семья, каковы права и обязанности детей, родителей и супругов. Объект исследования – семейное право изучает совокупность юридических норм, регулирующих брачные и семейные отношения.

Семья как социальный институт имеет следующие содержательные признаки:

основные функции – регулирование рождаемости, социализация и защита детей;

группы и организации – все родственники, группы, объединенные родственными связями;

ценности, связанные с самоутверждением личности, удовлетворяющие физиологические потребности, потребность в родительстве, в любви, общении, в возможности чувствовать относительную стабильность и защищенность;

роли – жена, муж, мать, отец, сын, ребенок, бабушка, дедушка и т.д.;

нормы – супружеская верность, обязанность воспитания детей, материальное обеспечение семьи, взаимопомощь, сотрудничество, общие цели и т.д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института. Противоречивые процессы в области брачно-семейных отношений – рост числа разводов, неполных семей и повторных браков, снижение рождаемости и воспитательного потенциала семьи – вынуждают специалистов рассуждать об институциональном кризисе семьи. На ослабление семьи как социального института влияют 4 основных фактора: а) рост числа разводов; б) снижение рождаемости; в) ослабление воспитательного потенциала семьи; г) семейное неблагополучие. Это проявляется в том, что изначально сплоченное единство семьи как социального института, объединявшего в себе родительство, супружество, родство, начинает распадаться на отдельные, независимые от семьи части (например, родители могут не быть супругами, а отец не связан с детьми кровным родством и т.п.). Специалисты же утверждают, что семью как социальный институт можно рассматривать только в том случае, если она характеризуется тремя основными видами семейных отношений: супружество, родительство, родство. При отсутствии одного из этих показателей используется понятие семейная группа.

Семья как малая социальная группа. Социальные группы – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности. Социологи выделяют три отличительных признака социальной группы: взаимодействие, членство, идентичность.

Социальные группы подразделяются на первичные и вторичные. Вторичная социальная группа – это обычно большая социальная группа, в основе которой лежит объединение людей для достижения какой-либо конкретной цели (политической, идеологической, социальной). Первичными называются небольшие группы людей, которые вступают в прямое и непосредственное взаимодействие, опирающееся на их индивидуальные особенности. Эти группы отличаются особой эмоциональностью, своего рода интимностью и неформальностью межличностных взаимодействий.

Семья относится к разряду первичных групп. Это немногочисленная по своему составу группа. Все ее члены объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Как малая социальная группа семья рассматривается в тех случаях, когда исследованию подвергаются отношения между индивидами, составляющими семью. Такой подход позволяет установить динамику супружеских отношений, характер отношений между родителями и детьми, мотивы и причины разводов. С этой точки зрения семья как малая социальная группа – это объединение людей, основанное на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом.

Первичная группа предполагает высокую степень интимности и доверительных отношений, эмоциональной вовлеченности членов группы в ее дела. Более конкретно значение первичной группы для каждого человека выражается в следующем: а) здесь индивид полностью раскрывает себя в интимно-доверительных отношениях, выражает свои сокровенные мысли и желания; б) она дает возможность человеку получить личное удовлетворение от общения с близкими по духу и мировоззрению людьми; в) общение и жизнедеятельность в группах позволяют снимать стрессы и напряжения тревоги, беспокойство, которыми страдает современный человек от чрезмерных социально-психологических перегрузок на работе; г) мнение первичной группы весьма важно для самооценки индивида, понимания его реального статуса в обществе.

Семья как малая социальная группа обеспечивает процесс первичной социализации и опосредует вхождение индивида в другие группы. Одним из главных условий существования семьи как малой социальной группы является ее сплоченность. Семейная группа с высокой степенью сплоченности оказывает на ребенка более сильное влияние. Создается наибольшая однородность поведения ее членов, развивается чувство коллективизма: "Мы, а не "Я". В этой связи указывают на следующие факторы, усиливающие сплоченность семьи как малой социальной группы: удовлетворение для всей группы потребности в безопасности и эмоциональном покое; перевес позитивных эмоциональных межличностных связей над негативными; общие идеалы и интересы; климат равенства и справедливости; общая деятельность; единые ценностные ориентации всех членов семьи.

Угрожают сплоченности семьи как малой группы: а) зависть и соперничество сиблингов; б) проявление эгоцентризма; в) конфликты в семье; г) отчужденность ребенка от семьи. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: