Задание 7. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. В каком предложении возможны варианты, в зависимости от интонации и замысла говорящего (пишущего)?

Задания по темам: «Наречие», «Служебные части речи»

Для студентов из России

 

Задание 1

Распределите наречия на обстоятельственные (времени, места, причины, цели) и определительные (качественные, количественные, способа действия, сравнения и уподобления):

 

справа, наедине, отчаянно, нечаянно, красиво, здесь, сегодня, искренне, почему-то, молча, вежливо, где-нибудь, отсюда, тогда, вполголоса, по-птичьи, нарочно, никогда, всерьез, тогда, вничью, пешком, по-дурацки, зачем-то, некуда, крайне, вслух, вдвойне, поблизости

(список слов, пожалуйста, не удаляйте!!!)

 

Результаты запишите в таблицу.

обстоятельственные

определительные

времени места причины цели качеств. колич. способа действия сравнения и уподобл.
               

 

Образуйте, где возможно, степени сравнения (внутри таблицы или отдельным списком)

 

Задание 2

Перераспределите эти наречия на знаменательные и местоименные. Результаты запишите в таблицу.

знаменательные местоименные
   

 

Задание 3

Составьте предложения со словами естественно, верно, видимо, чтобы каждое из этих слов являлось: 1) наречием; 2) вводным словом; 3) кратким прилагательным (или причастием). (Всего 9 предложений).

 

Задание 4.

Прочитайте словосочетания с предлогами. Запишите в скобках характер отношения, которые выражают предлоги: между действием и предметом (ДП), действием и действием (ДД), предметом и предметом (ПП), признаком и предметом (Призн. П), действием и явлением (ДЯ), действием и состоянием (ДС) и т.п.

шли в течение недели, пришел на помощь, пропустить по болезни, безумный от ярости, дом в виде замка, вода без газа, выглянуть из окна, грустишь о лете, ковер из листьев, белела вокруг стен, отменить из-за карантина, выдержать благодаря оптимизму, ответ с блеском, колье из изумрудов, ходить вокруг дома, идти навстречу судьбе.

 

4.2. Распределите в зависимости от разряда предлога по значению, результаты запишите в таблицу (не отдельно предлог, а в составе словосочетаний!)

пространственные временные причинные целевые образа действия допол-нительные
           

 

Выпишите производные предлоги. Укажите, с какими частями речи они соотносятся.

 

Прочитайте текст и выполните задания.

В природе все прекрасно: и плывущие по небу облака, и березка, шепчущаяся с травой, и суровая северная ель, и лишайник, который карабкается вверх по склону каменистого откоса. Но что может по прелести и очарованию сравниться с водой? Волнуемые ветром волны, отражающие зеленое и голубое, — живая жизнь. Так думал я, когда плыл на простом деревянном паруснике по рябоватым просторам Онежского озера. Оно манило прозрачностью и глубиной.

Я вспомнил, что в старину воду считали целебной, очистительной силой. Когда при гадании девушки смотрелись в воду перед зеркалом, надеясь увидеть там суженого, то это был обычай испрашивать будущее у воды.

Озеро меняло краски. Сначала, когда едва вспыхнул рассвет, вода была холодной и неприветливой. Потом цвет озера стал оловянным. Когда же лучи солнца заиграли на парусе, вода повеяла свежестью, заколебалась, как будто в танце, стала теплой, манящей.

Я плыл в мир русской сказки — в древние Кижи. Те, кто не бывал там, думают, что Кижи — островок, который затерялся среди водных просторов. Однако знающие люди рассказывают, что на озере почти две тысячи островов.

 

 

5.1.Найдите в тексте союзы, выделите их. (Не забывайте, что союзы могут быть повторяющимися и двойными, с дистантно расположенными частями).

 

Выпишите союзы в таблицу, распределив их по функциональным разрядам

сочинительные

подчинительные

соедини-тельные противи-тельные раздели-тельные семантические функционально-синтаксические
         

5.3. Выполните полный морфологический разбор 2 наречий, 2 предлогов, 2 союзов из текста на выбор. (предлоги выписывайте в составе словосочетаний!)

Задание 6. Прочитайте текст и выполните задания.

Многое, что не досказано, к чему можно бы подойти с лукавым вопросом, было между ними решено без слов, без объяснений, но воротиться к тому уже нельзя.

– Что вас не видать давно? – спросила она.

Он молчал. Ему хотелось бы опять, как-нибудь стороной, дать ей понять, что тайная прелесть отношений их исчезла, что его тяготит эта сосредоточенность, которою она окружила себя, как облаком, будто ушла в себя, и он не знает, как ему быть, как держать себя с ней.

………………………..

Он смутно понимал, что она выросла и чуть ли не выше его, что отныне нет возврата к детской доверчивости, что перед ними Рубикон и утраченное счастье уже на другом берегу: надо перешагнуть.

………………………….

Она понимала яснее его, что в нём происходит, и потому перевес был на её стороне. Она открыто глядела в его душу, видела, как рождалось чувство на дне его души, как играло и выходило наружу, видела, что с ним женская хитрость, лукавство, кокетство – орудия Сонички – были бы лишние, потому что не предстояло борьбы.

Она даже видела и то, что, несмотря на её молодость, ей принадлежит первая и главная роль в этой симпатии, что от него можно было ожидать только глубокого впечатления, страстно-ленивой покорности, вечной гармонии с каждым биением её пульса, но никакого движения воли, никакой активной мысли.

Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась эта роль путеводной звезды, луча света, который она разольёт над стоячим озером и отразится в нём. (И.Гончаров)

6.1. Найдите в тексте все наречия, все предлоги, все союзы, все частицы. Обозначьте их: или в скобках, называя часть речи, или выделив цветом (маркером), например: наречие, предлог, союз, частица, способы маркировки укажите (только не красным, пожалуйста!)

 

Выпишите частицы, распределив их по разрядам в таблицу.

формообразующие или словообразующие рациональные (указать в скобках – указательная, определительная, выделительно-ограничительная или усилительная) модально-экспрессивные (указать в скобках – утвердительная, отрицательная, вопросительная, побудительная, модально-оценочная или восклицательная)
     

6.3. Выполните морфологический разбор 2 наречий (из них 1 местоименного), 2 предлогов (из них 1 производного), 2 союзов (из них 1 сочинительного, 1 подчинительного), 3 частиц. (предлоги выписывайте в составе словосочетаний!)

Задание 7. Определите, какими частями речи являются выделенные слова. В каком предложении возможны варианты, в зависимости от интонации и замысла говорящего (пишущего)?

1 .И стоит себе лес, улыбается. Он идет себе, идет. Дождь все идет. Я ль на свете всех милее. Куда это он смотрит?

2. Все тихо вокруг. Все тихо вокруг дома. Едва солнце выглянуло, все ожило. Как вы меня поняли? Как хорошо в лесу!

3.Занимайся усерднее! Он был усерднее брата.

4. Только я подошел, трамвай тронулся.

5. Все вещи были убраны, книги же лежали в беспорядке. Пусть же грянет ливень.

6. Мы довольны вечером. Мы встретились вечером.

7. Я знал, что он пришел. Я знал, что он принес.

8. Я узнал, когда отправляется поезд. Я узнал об этом, когда отправлялся поезд.

9. Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве. Мы наблюдали, как над заливом поднимался седой туман.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: