Прочитайте текст и выполните задания 6—9

Мая. Зачётная работа по родному языку (русскому) за 9 класс.

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого из­ложения.

1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

https://nsportal.ru/audio/shkolnye-pesni/2016/03/audizapis-k-tekstu-dlya-szhatogo-izlozheniya

Часть 2

Ответами к заданиям 2—8являются слово (несколько слов) или по­следовательность цифр.

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Байкал — самое чистое, глубокое и таинственное озеро на нашей планете. (2)Глубина этого водоёма, образовав­шегося в расщелине скал, неимоверно велика. (3)На Бай­кале, овеянном легендами, сказаниями и преданиями, существует множество интересных мест... (4)Самому во­доёму 25 миллионов лет. (5)Его питают десятки рек и ре­чушек, вытекает из озера одна река — Ангара.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) Байкал — самое чистое озеро (предложение 1)

2) глубина велика (предложение 2)

3) существует множество мест (предложение 3)

4) водоёму 25 миллионов лет (предложение 4)

5) питают десятки рек и речушек (предложение 5)

Ответ: __________.

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте ко­торых должны стоять запятые.

По-видимому (1) фольклорные сказки (2) переходя от народа к народу (3) в каждом новом месте обретали национальную самобытность (4) так как авторы (5) использующие в своём творчестве фольклорные сюжеты (б) осмысливали (7)и перерабатывали (8) заимствованные из чужой культуры (9) истории применительно к жизни своего народа.

Ответ:________________________________________.

3.Синтаксический анализ. Замените словосочетание «учился рисовать», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием'' со связью управление. Напишите получившееся словосоче­тание.

Ответ ______________

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объясне­ние написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НЕ ГОТОВ (к работе) — НЕ пишется раздельно с крат­кими прилагательными, не имеющими полной формы.

2) СЕСТРИЦЫН (портфель) — в окончаниях имён прила­гательных после буквы Ц пишется буква Ы.

3) ГЛИНЯНЫЙ — одна буква Н пишется в прилагательных, образованных от имён существительных с помощью суф­фиксов -АН-, -ЯН-.

4) ДВУХЪЯРУСНЫЙ — в сложных словах после числитель­ных ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ- перед Е, Ё, Ю, Я пишет­ся буква Ъ.

5) БОРЮЩИЙСЯ (за права) — правописание гласной в суффиксе определяется тем, что это причастие образо­вано от глагола II спряжения.

Ответ: ___________

Прочитайте  текст и выполните задания 6—9.

ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ И МИРА

(1)Дороги войны... (2)По ним шли не только солдаты — дети тоже. (З)Пусть это были дороги в тыл — без бомб, без пуль, даже без капельки крови.

(4)Для меня и ещё семисот ребят эта дорога началась с Казанского вокзала в Москве. (5)Нас эвакуировали. (б)Привозили ре­бят на вокзал мамы, заводили в вагон, сажали на полку и уходили. (7)Уходили на перрон — глядеть в окно.

(8)Что делалось с малышами! (9)Двух-, трёх-, четырёхлетние, они не хотели принимать маму за стеклом. (Ю)Отчаянным криком рвалась наружу тревога: вдруг мама не успеет сесть?

(П)-Ма-ма! — на всех языках мира.

(12)Поезд шёл. (13)На каждый вагон — по одной взрослой женщине и по два подростка ей в помощь. (14)И на каждой полке — ребёнок, иногда два, ясельного и детсадовского возраста. (15)Конечно, легче было тем, кого увозили со старшей сестрой или братом.

(16)—. Береги братишек, береги, это сейчас твоя главная зада­ча! — крикнула моя мать в уходивший поезд. (17)Она требовала, чтобы я стала взрослой. (18)В четырнадцать лет.

(19)И я стала взрослой, взрослым подростком, как многие мои сверстники.

(20) Поезд шёл тогда тоже быстро — мчал детей под защиту тыла, в ночь, далеко от мам и пап, но далеко и от бомб и пожаров. (21)Каждую щёлочку вагонных окон мы закупорили плотно и на­дёжно, мы уже привыкли к светомаскировке, и в безлунной тьме усталые и перепуганные дети заснули. (22)3аснули без матрацев и одеял, без подушек, свернувшись комочками. (23)А мы двое — Борька Федотов и я — назначили себе ночное дежурство — следить, чтобы никто не свалился спросонок с тряских полок. (24)Дежурство было самое настоящее, со сменой караула через каждые два часа.

(25)— Вставай, — поднимал меня в очередной раз Борька. (26)Парнишка стоял в одной майке и брюках.

(27)— Холодно ведь, ты что?

(28)— Да там двое расплакались во сне, озябли, — объяснил Борис. (29)Потом он отдал кому-то и брюки.

(30)Да, мы взрослели не всегда и не во всём так, как положено взрослеть детям. (31)Мы взрослели в войну. (32)И на четырнадца­тилетние плечи сразу сумели взвалить ответственность и за себя, и за младших братьев и сестёр, и за чужих детей тоже.

(ЗЗ)Еда занимала наши желудки, наши души, наш ум. (34)По дороге в школу, вечером после уроков, утром после завтрака, и днём и ночью, даже во сне кто-нибудь начинал говорить на тему, на которую мы же сами наложили строжайший запрет.

(35)- А моя мама... — приступал очередной фантазёр к созданию живописной картины тарелки жареной картошки с луком и колбасой. (З6)Нет, слушать это было невозможно, в воздухе немедленно начинало пахнуть, нос вбирал этот аромат, язык жаждал вкусить, а желудок властно, как настоящий бандит внутри тебя, требовал утолить его желания. (37)И нельзя было не слушать, и нельзя было слушать.

(38)— Мы же решили, замолчи!

(39)Но и сладостна была та мука: уйти в фантазию, ну чуть-чуть,
на минутку всего, — и уже перед тобой эта вкусная, нет, вкуснейшая, самая наивкуснейшая картошка. (40)О боже мой!..                                                                           

(41)Голод сделал нас рационализаторами. (42)Придумали, например, как растянуть порцию — кубик масла, который иногда перепадал. (43)Рацпредложение требовало одного — терпения. (44)Масло тонюсеньким слоем намазывалось на кусок чёрного хлеба, а потом, когда хлеб уже был поднесён ко рту, зубы, не кусая ещё, сдвигали масло с того места, что откусывалось, на неоткусанную часть. (45)И так кусочек за кусочком до конца хлеба. (46)В ре­зультате нос, губы всё время ощущали запах масла, и, если хватало выдержки, его мазали на ещё один кусок хлеба.

(47)Так началась для нас Родина.

(48)Она воспитывала. (49)Учила любить работу, не бояться
мороза. (50)Мы умели пилить дрова, полоскать в проруби бельё,
из промёрзлой земли выкапывать картошку, ухаживать за животными. (51)И ходили в школу, за семь километров, по льду, трещав­шему под ногами.                          

(По В.Шелике*) *Валыпраут Шелике (род. в 1927 г.) — учёный-историк, публицист. Родилась в Берлине, в 1931 году переехала в Москву вместе с родителями, немецкими коммунистами. После войны осталась в Москве. В 1949 году по окончании учёбы распределилась на работу в Киргизию. В течение 40 лет преподавала историю Нового времени в различных вузах республики. Рассказ взят из книги «Дети военной поры».

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: