o Как сформировать умение классифицировать?
М ы предлагаем ребёнку увидеть в группе однородных предметов какой-то лишний предмет или объект. Существует много вариантов этой игры
«Что здесь лишнее?».
Важно понять, что ребёнку более младшего возраста (3-4 года), надо показывать картинки или игрушки. А старшим детям можно просто перечислять эти слова. В варианте словесной игры.
С ледующая мыслительная операция, которую мы можем отработать и закрепить через развивающие игры, это умение находить смысловую пару и устанавливать характер связи в этой паре. Звучит замысловато, а по сути, просто!
Это игры типа «Найди пару» Алгоритм таков:
Вариант №1.
Берём 2 картинки: собака и конура.
Задаём вопрос:
- Почему эти картинки дружат? Почему они вместе?
Ребёнок отвечает:
- Потому что собака живёт в конуре. Это её дом.
Вариант №2.
Берём 2 картинки: дождик и зонтик.
Задаём вопрос:
- Почему эти картинки дружат? Почему они вместе?
Ребёнок отвечает:
|
|
- Потому что когда идёт дождь, мы открываем зонтик.
Вариант №3.
Берём 2 картинки: лошадь и жеребёнок.
Задаём вопрос:
- Почему эти картинки дружат? Почему они вместе?
Ребёнок отвечает:
- Потому что лошадь – это мама жеребёнка.
С ледующая мыслительная операция, которую мы можем
развить и отработать с помощью развивающих игр – это «Нахождение аналогии».
Допустим, нам дана смысловая пара. Вторую пару надо найти по аналогии к характеру связи в первой паре. Звучит опять мудрёно, но на деле всё, как всегда, просто…
o Как отработать операцию «Нахождение аналогии»
В варианте без картинок, словесном – это игра
«Продолжи предложение»:
- Змея ползёт, а кенгуру… (прыгает),
- Солнце жёлтое, а снег… (белый),
- Солнце горячее, а снег… (холодный),
- Яблоко едят, а сок… (пьют),
- Собака живёт в конуре, а птица…(в гнезде).
Игры в наглядном (настольно-печатном варианте):
И последняя из обозначенных нами операций мышления – это умение сравнивать. Сравнение – это - установление сходства и различия между предметами и явлениями окружающего мира.
o Как отработать операцию «Сравнение»
Сначала нужно поучиться сравнивать объекты по одному признаку. И его, этот признак, надо сразу обозначить. Например, мы хоти сравнить два яблока. Их можно сравнить по размеру, а можно - по цвету, а ещё – по форме.
Лучше давать установку чётко:
§ «Давай сравним эти два яблока по цвету!»
§ «Давай сравним эти два яблока по форме!»
§ «Давай сравним эти два яблока по размеру!»
Хорошо закреплять операцию «Сравнение» в играх, например:
|
|
«Найди пару»
Здесь ребёнок сравниваем узоры на уровне зрительного восприятия. Он видит часть от целого и сопоставляет эту часть с целым по узору. Эту же задачу решают игры:
«Цветные коврики».
А в игре «Предметы и контуры» сравнение происходит по форме, по силуэту.
С дошколятами нужно иметь в виду одну очень важную формулу
«Любое понятие формируется у ребёнка через действие
(с предметами, с карточками, с игрушками).
Ребёнку нельзя ничего объяснить теоретически,
он должен поиграть, и, в результате игры обнаружить некую
закономерность.
Роль взрослого – помочь ребёнку осознать и сформулировать эту закономерность.
В игре с антонимами ребёнок учится сравнивать понятия по контрасту. Это игры типа:
«Скажи наоборот» или «Найди карточку «Наоборот».