Формирование цен на природный газ

Ценообразование во внешней торговле

Особенности образования цен на газ природный в России

 

 Газовая промышленность России является уникальным образованием в мировом энергетическом балансе не только потому, что обеспечивает 24% мировой добычи и 28% распределения газа, но и располагает почти одной третью мировых запасов газа. Газовая промышленность России является одной из стратегически важных отраслей экономики страны, которая должна обеспечивать стабильность поставок энергоносителей и приемлемость уровня цен на них для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в энергоресурсах. Доля газа в общем производстве и внутреннем потреблении энергетических ресурсов составляет около 50%. Газ занимает также 45-46% в структуре экспорта топлива из России. При вкладе в ВВП России 8%, газовая промышленность обеспечивает до 20% доходов бюджета от налогообложения и акцизных сборов со своих предприятий, а также около 20% валютной выручки государства за счет экспортных поставок газа. Актуальность темы ценообразования в газовой отрасли определяется чрезвычайно высокой значимостью газовой отрасли в экономическом и социальном развитии общества в России. Особо следует отметить роль природного газа в решении энергетических проблем страны, а также его уникальную способность к аккумуляции финансовых ресурсов, необходимых для экономического развития страны. Комплекс мер должен быть направлен как на пресечение, так и на предупреждение нарушений антимонопольного законодательства. Речь должна идти не только о трансформациях действующих традиционных участников рынка (например, РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром»), но и о создании условий деятельности независимых участников рынка, не интегрированных с действующими традиционными игроками рынка.

Эти вопросы нашли свое отражение в Энергетической стратегии России на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1234-р от 28.08.03), в соответствии с которой с целью развития рынков газа предусматривается:

 • поэтапное повышение цен на газ на внутреннем рынке, переход к реализации газа по рыночным ценам для обеспечения самофинансирования субъектов рынка, объективной оценки потребительских свойств газа

 • переход от регулирования оптовой цены на газ к установлению единого для всех производителей газа тарифа за его транспортировку;

 • предоставление потребителям газа адаптационного периода для приспособления к меняющимся условиям функционирования рынка газа;

• защита социально чувствительных категорий потребителей от резких колебаний цен на газ;

• развитие инфраструктуры внутреннего рынка для перехода на реализацию газа по рыночным ценам;

• создание условий для развития независимых производителей газа;

• создание условий для формирования недискриминационного доступа к системе магистральных газопроводов всех участников рынка.

 На данном этапе одной из задач является решение следующих вопросов: 1) ценообразование на рынках газа, 2) создание организованных рынков и развитие биржевой торговли газом; 3) обеспечение требований недискриминационности на рынках газа. В настоящее время функции по нормативному и тарифному регулированию рынка возложены на Федеральную энергетическую комиссию Российской Федерации и региональные энергетические комиссии, а также исполнительные органы субъектов РФ. Государственному регулированию не подлежит цена на газ, поставляемый независимыми производителями, доля которых в настоящее время составляет около 15%. Высокая доля регулируемого рынка оказывает давление на свободные цены на газ, поставляемый независимыми производителями. Цена на газ на нерегулируемом рынке в основном ориентируется именно на цены регулируемого рынка, а не на мазут, например, как на замещающий вид топлива.

На первом этапе предполагается государственное регулирование оптовых цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по магистральным газопроводам для независимых организаций, разработка методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и ее апробация, организация одной или нескольких газотранспортных компаний, осуществляющих транспортировку газа по магистральным газопроводам, а также введение в сфере услуг по транспортировке газа раздельного учета продукции (услуг) и затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг).

 На втором этапе подготавливаются обоснования для либерализации цен на газ и ограничения сферы государственного регулирования газовой отрасли за счет установления тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям. Полномочия по регулированию тарифов на газ распределены между органами государственной власти федерального и регионального уровней. Предельные (максимальные) тарифы на газ определяет Федеральная служба по тарифам (ФСТ) в соответствии с федеральным законодательством. На региональном уровне тарифы на газ согласуются с департаментом цен региональной администрации. В итоге размеры тарифов на газ дифференцированы по субъектам РФ. Кроме того, тарифы на газ зависят от вида газа, выделяют сжиженный (баллонный) газ и газ магистральный, поступающий из газопровода.

 

 

Формирование цен на природный газ

 

Стоимость природного газа впрочем, как и других видов сырьевых товаров, главным образом зависит не только от спроса, но также и от предложения. Кроме того, на их ценовую политику могут также влиять цены на сырую нефть, а также нефтепродукты.

Спрос на природный газ в первую очередь зависит от таких факторов:

· погодные условия;

· демографическая ситуация в стране;

· экономический рост;

· условия хранения;

· экспорт;

· стоимость других видов топлива

Как уже было замечено выше одними из главных критериев, которые определяют спрос на природный газ, являются погодные условия. В первую очередь, это связано с тем, что в зимний период времени, когда температура воздуха опускается ниже нуля потребность в отоплении жилых помещений, детских садиков, учебных заведений, а также других видов помещения с автономной газификацией вырастает в несколько раз, что и приводит к большим затратам на их отопление, а также закупку топлива. Кроме того, стоит отметить, что и в горячую летнюю пору потребность в природном газе тоже велика, ведь в условиях высокой температуры промышленная сфера страны нуждается в охлаждении своего оборудования.

Пиковым периодом на спрос природного газа является период самых низких температур (январь - февраль). Меньше всего, в свою очередь, потребляется природного газа в период с середины мая по конец июня, а также в сентябре месяце.

На спрос природного газа также могут влиять и природные катаклизмы (ураганы, бури, наводнения). Точно также природные катаклизмы могут и уменьшить спрос на доставку бытового газа. Причиной этому может стать разрушения линий электропередач, в результате чего подача электроэнергии прекращается, а спрос на газ в этом районе соответственно падает.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: