Консультация
«Речевое развитие – расширение и активизация словаря»
Ознакомление с окружающим миром.
В этом разделе лексические темы, которые мы изучали в этом учебном году.
· Игрушки
· Овощи
· Фрукты
· Части тела
· Семья
· Наш дом
· Обувь
· Одежда
· Зимующие птицы
· Мебель
· Посуда
· Домашние птицы
· Профессии
· Дикие животные
· Домашние животные
· Перелетные птицы
· Наш город
· Транспорт
· Насекомые
· Цветы.
Закрепляйте обобщающие понятия – т.е. называть одним словом группы предметов. Самостоятельно подбирать по 6-7 слов на заданную тему.
Как можно это отрабатывать:
«Назови одним словом» - вы называете, например: мячик, кукла, машинка, кубики. Ребенок отвечает – «это игрушки». Вы: «огурец, помидор, картофель, морковь», ребенок: «это овощи». Можно играть на улице перекидывая мячик.
«Подбери слова» - вы называете «посуда», ребенок перечисляет «тарелка, кастрюля, ложка, чашка, стакан, сковорода … (сколько лет – столько слов необходимо уметь подбирать без опоры на картинки). Называя каждое слово можно – прикреплять прищепку на картонку или брать игрушку из общей кучки (потом можно пересчитать их).
|
|
«Кто больше» - соревнуйтесь кто больше слов назовет на любую из выше обозначенных тем. Сами придумывайте сложные слова, те, которые ребенок скорее всего не вспомнит или не знает, например: если это посуда – дуршлаг, половник, шумовка. Этим вы будите обогащать словарь ребят.
Тренируйте различать схожие понятия. У нас это «овощи-фрукты», «одежда – обувь», «дикие – домашние животные», «домашние животные и домашние птицы», «зимующие и перелетные птицы».
Как тренируем? Например, вы называете овощи, ребенок фрукты…
Минимум, который необходимо закреплять по каждой теме.
Игрушки. Обувь. Одежда.Мебель. Посуда.
Называть 6-7 предметов. Знать из какого материала сделан предмет. Как его используют. Какие у него есть части. Отгадывать загадки.
Составлять описательный рассказ
Что это?
Какого цвета?
Из чего сделан?
Из каких частей состоит?
Что с ним можно делать?
– Это мяч. Мяч это игрушка. Сделан из резины, он резиновый. Он синего цвета. Его можно кидать, катать, ловить, можно играть в футбол.)
Овощи. Фрукты.
Знать и называть 6-7 овощей и фруктов. Различать эти 2 понятия. Отгадывать загадки. Что из них можно приготовить. Образовывать прилагательные (сок из яблок какой? – яблочный …)
Составлять рассказ.
Что это?
Это овощ или фрукт?
Где растет?
Какого цвета?
Какой он?
Что из него можно приготовить?
- Это яблоко. Яблоко - это фрукт. Оно растет в саду на дереве. Оно зеленого цвета. Яблоко круглое, сладкое, сочное, гладкое. Из него можно сварить компот или варенье.
|
|
Части тела.
Уверена, что дети очень хорошо знают – рука, нога, живот, спина. Повторяйте «сложные» части тела – подбородок, локоть, колено, лоб, плечи.
Семья.
Знать членов семьи. Учить имя отчество родителей. Знать имена бабушек и дедушек. Выучить фамилию.
Наш дом.
Самое главное в этой теме выучить свой домашний адрес.
Знать какие части есть у дома. Знать из чего строят дома.
Зимующие птицы. Домашние птицы. Перелетные птицы.
Называть минимум по 5 птиц на каждую классификацию. Знать части тела птиц. Знать, как «подает голос» (ворона – каркает, воробей – чирикает, сорока – стрекочет, синица – тинькает, голубь (не гуля!!!) – воркует; петух – кукарекает, курица – кудахчет, утка – крякает, гусь – гагочет)
Профессии
В первую очередь расскажите кем работе вы. Ребенку необходимо знать профессии родителей. Закрепляйте обобщающее понятие – «Профессии», обычно оно вызывает у детей затруднение.
Спрашиваем «кто работает на стройке?» (в магазине, в детском садике, в школе …).
Дикие животные. Домашние животные.
Называть по 5-7 животных. Называть их детенышей. Знать части тела животного. Как голос подает (корова – мычит, лошадь – ржёт, собака – лает, кошка –мяукает, коза – блеет …). Составлять описательный рассказ. Отгадывать загадки. Знать какая польза от домашних животных.
Наш город.
Знать название нашего города). Отвечать предложением – Я живу в Йошкар-Оле.
Транспорт.
Называть по 6-7 видов транспорта. Уметь классифицировать транспорт – водный, воздушный, наземный. Называть части транспорта.
Насекомые.
Называть 5-6 насекомых. Знать какую пользу или вред наносят.
Цветы
Мы не успели познакомиться с этой темой.
Летом очень много цветов на улице, в саду, обратите внимание ребенка на них. Расскажите как называется, тот или иной цветок.
Обучение грамоте.
За учебный год мы познакомились со следующими звуками и буквами:
А У О М К Ы И П Т Х Н С
Эти буквы необходимо закреплять – пишем их, читаем, придумываем слова, которые начинаются на один из звуков. Чтения слов в этом учебном году в плане не было, но пробуем читать слоги
МА МО МУ МЫ МИ
ПА ПО ПУ ПЫ ПИ
НА НО НУ НЫ НИ
Слова пробуем читать из этих букв:
МАК КОМ МА-МА ПА-ПА СОМ НОС СУМ-КА НО-СОК
Если получается читать обязательно спросите, что означает слово, которое прочитал, пробуйте придумать с ним предложение.
Артикуляционная гимнастика.
Постарайтесь найти 10-15 минут в день для артикуляционной гимнастики. Её можно сделать утром сразу после умывания, стоя перед зеркалом.
Все упражнения выполняются перед зеркалом. Упражнения 1—5 предполагают удержание статической позы под счёт до 5 (до 10); упражнения 6—12 выполняются 10—15 раз.
Математические представления.
1. Числа от 1 до 10.
Называть цифры, раскладывать в правильном порядке, уметь писать цифры, называть соседей числа, считать в пределах 10.
2. Временные представления – закрепляем времена года, месяцы (учим летние), дни недели!!!, части суток.
3. Закрепляем понятия «право-лево»
4. Геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник. Объемные фигуры – куб, шар.