Конспект
По ручному труду
с детьми подготовительной группы
На тему: «Кукла - оберег»
На тему: «Кукла - оберег»
Цель: формирование творческих способностей в создании кукол оберегов.
Задачи:
образовательные:
- продолжать знакомить детей с народной игрушкой: кукла – оберег;
- учить детей изготавливать куклу по схеме, из лоскутов ткани;
- формировать у детей интереса к истории, народным традициям своего народа;
- упражнять в умении детей закреплять детали куклы с помощью ниток;
развивающие:
- развивать художественные способности, воображение;
- развивать положительное отношение к ручному труду;
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, дружелюбие, аккуратность;
- воспитывать уважение к народной культуре.
Материалы и оборудование: схема поэтапного выполнения куклы – оберега форматом А – 3; тряпичные куклы; белые и цветные лоскуты ткани разного размера, нитки, ножницы.
Ход: /дети вместе с воспитателям стоят в круге:
|
|
Воспитатель: в светлу горницу войду, взглядом все тут обведу. Сразу видно – эта хата мастерами разными богата! Здравствуйте, ребята! К вам пришла я не одна, с собою кукол принесла! В мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов. Как вы думаете из каких? /ответы детей/ Я предлагаю поиграть в игру «Из чего, какая кукла?»
/проводится игра «Из чего, какая кукла?»:
Из золы? (зольная)
Из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из дерева? (деревянная)
Из ваты? (ватная)
Из пластмассы? (пластмассовая) и т.д./
/воспитатель с детьми проходят к столу, на столе стоит сундучок/
Воспитатель: Молодцы! «Посмотрите, у нас сундук стоит, я уверена, много тайн он хранит, к сундуку я сейчас пойду, может, что-нибудь в нём найдем.» Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить. Давайте, скажем все вместе: « Сундучок мой сундучок - приоткрой нам свой бочек » /открывает сундучок/
Воспитатель: Посмотрите, как много кукол хранит сундучок? /показывает/ Давным-давно на Руси была такая присказка: в каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на скамейке, в сундуке кукла сидит во все стороны глядит.
Как вы думаете, почему так говорили? /ответы детей/ В крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Обратите внимания все куклы без лица. Как вы думаете почему? /ответы детей/ По старинным поверьям, в кукле без лица не может поселиться плохая сила. Как ещё называли куклу без лица? /ответы детей: безликой/ Такую безликую куклу называли «берегиней». Ребята, а вы знаете, что такое оберег? (ответы детей: оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом).
|
|
Воспитатель: люди делали такие обереги сами. Часто в виде кукол. Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то народ говорит: «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Жили в домах куклы домовые. Кого и от чего они оберегали? (ответы детей: дом и домашних животных от злых людей). А разве огородная кукла пугало не оберег? Оберег, да еще какой! От чего он оберегает? (ответы детей: от птиц и других животных). Еще есть куклы - обереги которые предназначались только для людей. /показывает/ Эта кукла не простая, она предназначалась для женщины. Называли ее кукла - многоручка. Как вы думаете почему? /ответы детей/ Правильно, потому что у ваших мама всегда много работы по дому: и постирать, и приготовить, и убрать, и книжки с вами почитать. А эта куколка как бы ей помогала со всеми делами справляться. Я предлагаю вам смастерить эту куклу для ваших мама. Вы согласны? / ответы детей/ Но сначала немного разомнемся.
/проводится физкультминутка «У Маланьи старушки…»
У Маланьи у старушки (хлопают в ладоши)
Жили в маленькой избушке (сложить руки под углом, показать избушку)
Семь сыновей (показать семь пальцев)
Все без бровей (очертить брови пальцами)
Вот с такими ушами (растопырить ладони, поднести к ушам)
Вот с такими носами (показать длинный нос растопыренными руками)
Вот с такими усами (очертить пальцами длинные «гусарские» усы)
Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы)
Вот с такой бородой (показать руками большую окладистую бороду)
Они не пили, не ели (одно рукой поднести ко рту чашку, другой ложку)
На Маланью все глядели (руки у глаз, похлопать пальцами как ресницами)
И все делали вот так (ребёнок показывает любое движение)
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я приглашаю вам в мастерскую. /дети садятся за столы/ Для изготовления куклы нам понадобятся разные виды ткани. Ребята, кто поможет мне и скажет, с чего начнём нашу работу? /примерный диалог воспитателя с детьми:
1. Берём лоскут белой ткани и скатываем трубочкой в руках; сверху, посредине, снизу заматываем ниткой и завязываем узелки;
- Что будем делать дальше?
2. Накрываем заготовку сверху квадратом цветной ткани, перевязываем ниткой по линии шеи и получаем голову. Чтобы она была покруглее, можно подложить под ткань немного ваты.
- Ручек у куклы много, берем 5 кусочков ткани, сворачиваем каждую ткань трубочкой, немного отступив от края, связываем, образуя ладошки. Складываем ручки рядышком, посередине связываем ниткой. Получается пучок ручек.
- Размещаем «ручки» в белой ткани, после «головы», связываем ниткой. Получается: голова, много ручек, и основа для юбки.
- Что будем делать дальше? /ответы детей/ Молодцы! А чтобы, вы не запутались, я приготовила для вас схему последовательности изготовления этой куклы. Приступайте к творчеству!
/дети связывают куклу, воспитатель в процессе работы, помогает, подсказывает, показывает/
Воспитатель: Какие замечательные куклы у вас получились! И все они не похожи друг на друга. /воспитатель с детьми рассматривают поделки/
Воспитатель: дети, что вам понравилось больше всего? Почему? Что нового узнали? Какую куклу вы сегодня делали? Для кого? Почему она так называется? Хотите еще смастерить куклу? /ответы детей/ Мы обязательно продолжим знакомится с разными видами народных кукол на следующем занятии.