Предмет, цели, задачи и содержание тьюторского сопровождения в профессиональном образовании

Курсовая работа

на тему: «Тьюторинг в системе профессионального образования»

 

 

Научный руководитель:

канд. экон. наук, доцент

_________________ Н.К. Швецова

 

Выполнила:

студентка ФОиПО о/о ПФ-17

__________________Е.П. Кудрявцева

 

 

Йошкар-Ола

2018

Содержание

Введение. 2

1. Тьюторинг и его роль в развитии личности обучающихся профессионального образования в современной модели вузов. 2

1.1 Предмет, цели, задачи и содержание тьюторского сопровождения в профессиональном образовании. 2

1.2 Становление современной модели тьюторства в вузах России и за рубежом 2

2. Особенности реализации тьюторинга в проектной деятельности профессионального образования. 2

2.1 Дидактические особенности формирования тьюторской позиции педагога 2

2.2 Проектирование и реализация технологии тьюторинговой деятельности в вузе. 2

Заключение. 2

Список использованных источников и литературы.. 2

 




Введение

Актуальность исследования. Одной из наиболее важных задач современной системы образования считается формирование познавательной активности, обеспечивающей заинтересованность каждого учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, а также ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства для их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Все перечисленные условия создают возможность для полноценного развития личности и ее самореализации. Формирование познавательной активности и мотивации обучающегося невозможно без принципа индивидуализации обучения, в которой большую роль играет такой современный метод обучения как тьюторинг.

Современные учебные заведения требуют от обучающегося высокого уровня интеллектуального развития, который крайне необходим для наиболее успешного усвоения сложных учебных программ.

Именно поэтому умственное развитие учащихся и индивидуализация обучения в настоящее время приобретает особенную актуальность.

Должность тьютора в России была утверждена и введена в систему образования Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216-н и № 217-н. Исходя из этого, в условиях современного компетентностного подхода в высшем образовании появилась потребность в создании эффективной системы тьюторства. [19]

Бесспорно, тьюторство как особый вид вузовской социальной психолого-педагогической деятельности заслуживает особого внимания, как с точки зрения оптимального функционирования, так и с позиции профессиональных и личностных качеств, которые необходимы тьютору для реализации цели его деятельности. Заметим, что современный студент с каждым годом все больше демонстрирует неординарность в подходах в получении знаний. По сути, это очень социально активный студент, с огромным потенциалом интеллектуальных, познавательных, индивидуальных возможностей и желаний, но также это и достаточно пассивный персонаж, который получает даже не знания, а лишь информацию в формальном режиме.

Следовательно, внедрение принципа индивидуализации образования, то есть тьюторской деятельности, представляется более чем актуальным. В силу этого создается объективная реальность с набором требований и условий, которая, в свою очередь, провоцирует развитие тьюторства стремительными темпами.

Интерес к познанию способствует более успешному обучению, а, следовательно, является основой для эффективной реализации внутренней мотивации учащихся в дальнейшей профессиональной деятельности.

Степень разработанности проблемы исследования. Стоит указать, что получить специальность тьютора в российских вузах невозможно, однако она присутствует в классификаторе профессий как вполне существующая. Это обусловлено наличием возможности стажировок и повышения квалификации за рубежом ведущих российских специалистов и, значит, распространением практики тьюторства как одного их самых эффективных средств в повышении качества образования. В зарубежной педагогике исследованием тьюторства занимались такие ученые, как Х. Барроуз, К. Бруффе, М. Девольер, С. Калишман, Дж. Кларк, Дж. Кован, И. Палфрейман, П. Эшвин и др.

Исследованием проблем деятельности кураторства и тьюторства в вузах России занимались такие отечественные ученые, как Т.М. Ковалева, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, П.Г. Щедровицкий и др.

Цель исследования выявление особенностей тьюторской деятельности в развитии личности обучающихся в профессиональном образовании российских вузов.

Объект исследования образовательная деятельность тьюторинга в профессиональном образовании.

Предмет исследования методы формирования познавательной активности и мотивированности обучающихся с помощью тьюторской деятельности в профессиональном образовании российских вузов.

В соответствии с целью работы, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

1) изучить предмет, цели, задачи и содержание тьюторского сопровождения в профессиональном образовании;

2) описать современную модель тьюторства в вузах России и за рубежом;

3) выявить дидактические особенности формирования тьюторской позиции педагога;

4) изучить проектирование и реализацию технологии тьюторинговой деятельности в вузе.

Методы исследования:

· анализ психолого-педагогической научной литературы по проблеме исследования;

· изучение учебно-методических материалов;

· изучение передового педагогического опыта (современного состояния проблемы);

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования и разработку конспекта в своей работе могут использовать педагоги профессиональных образовательных учреждений, методисты учреждений дополнительного образования, а также студенты, при прохождении практики.

Структура работы: данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.



Тьюторинг и его роль в развитии личности обучающихся профессионального образования в современной модели вузов

Предмет, цели, задачи и содержание тьюторского сопровождения в профессиональном образовании

Многие педагоги анализируют инновационные практики в образовании и выходят на новый уровень осмысления собственных идей, поиска средств передачи собственного опыта. К таким инновационным практикам относится тьюторское сопровождение. Причина интереса к тьюторству состоит в том, что сегодня, когда идея индивидуальных образовательных программ и планов вошла в государственные доктрины и документы об образовании, а позиция «тьютор» появилась в перечне педагогических профессий, всё чаще возникает заказ на введение технологий тьюторского сопровождения в учреждениях массового образования. Но вначале необходимо обратиться к истории данной проблемы.[17]

В развитых странах мира сложилось общее представление о цели педагогической деятельности тьютора - это персональное сопровождение обучаемого в образовательном пространстве, создание условий для раскрытия внутреннего потенциала и адаптации в окружающей среде.

Цель тьюторской деятельности может быть разбита на ряд мини-целей: помощь в осознании и занятии ребёнком субъектной позиции; помощь субъекту в разработке маршрута, отслеживании, осознании направленности шагов, стремлении добраться до пункта назначения; помощь в освоении ребёнком механизмов развития себя как субъекта.

Цели тьюторского сопровождения можно также рассматривать через функции образования:

- организаторскую функцию: организация (координация) деятельности; поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы; создание условий, при которых происходит процесс становления обучабщихся, с учётом их возрастных особенностей и психологических новообразований; строительство целенаправленной многолетней системы работы с одарённым обучающимся и др.

- обучающую и воспитывающую функции: оказание помощи в получении знаний, умений и навыков, усвоении, овладении образовательной программой; формирование у учащихся индивидуальной ответственности за знание, основанной на совокупности компетентностей, сформированных в ходе учебно-воспитательного процесса; включение воспитанника в социальную среду; формирование ответственности за выбор и рефлексии обучающегося;

- развивающую функцию: выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося; развитие активного интереса к процессу исследования и его способам, содержанию деятельности и др.[20]

Таким образом, тьютор встраивается в целостный педагогический процесс. Цели тьюторской деятельности рождаются из целей тьюторанта.

Цель педагогической деятельности тьютора в общем виде можно сформулировать следующим образом - создание такой образовательной среды, которая поможет обучающемуся находиться в зоне ближайшего развития, при субъектной позиции сопровождаемого и сопровождающего.

Задачи тьюторского сопровождения:

- выявлять и развивать образовательные мотивы и интересы обучающегося,

- находить образовательные ресурсы для создания индивидуальной образовательной программы,

- работать с образовательным заказом семьи,

- формировать учебную и образовательную рефлексию обучающегося.[4]

Вариативность целей тьютора и тьюторанта определяют содержание тьюторской деятельности. Содержание деятельности часто определяется через функции деятельности. От приоритета выбранных функций зависят построение и организация тьюторского сопровождения конкретного обучающегося. Деятельность тьютора не может осуществляться но одному сценарию: их индивидуальность предполагает реализацию различных функций в зависимости от потребностей тьюторанта. К функциям тьюторского сопровождения одаренных детей за рубежом можно отнести: контрольно-диагностическую, проектную, мотивационную, информационно-содержательную, организационно-деятельностную, технологическую, консультационную, рефлексивную.

В практике отечественного тьюторского сопровождения сложились следующие функции тьютора:

- аналитико-рефлексивная функция, предполагающая развитие мыслительных и рефлексивных способностей подопечного, направленное на анализ и осмысление своей деятельности, се результатов, проблем.

- организационно-мотивационная функция, заключающаяся в последовательной реализации разнообразных педагогических проектов в учебной и внеучебной деятельности одарённого обучающегося, в создании организационно-педагогических условий для выявления их задатков и развития интересов, индивидуальных способностей, организация и обеспечение необходимого взаимодействия образовательного учреждения и социума;

- компенсаторная функция, в процессе которой в ряде случаев происходит обеспечение тьютором условий, способствующих изменению отношения одарённых обучающихся к учебной деятельности, восстановлению нарушенных ими связей с педагогами, родителями;

- функция профессионального определения, предполагающая целенаправленные действия тьютора на понимание сути различных профессий, содержание трудового процесса, требований к работникам, статуса профессии и механизма получения образования в рамках определенной трудовой деятельности и профессионального самоопределения.[26]

Содержание тыоторской деятельности можно определить через сопровождение тьютором проектной и исследовательской деятельностей обучающихся согласно теме проекта или исследования. Некоторые педагоги-тьюторы используют возможность сопровождения игровой деятельности обучающихся. Тьюторское сопровождение осуществляется при обучении игре на фортепиано, английскому языку, химии, в изобразительной деятельности и др. В отдельных случаях содержание тьюторской деятельности отбирается в зависимости от возрастных особенностей тьюторанта (дошкольник, младший школьник, подросток, старший школьник). Тьюторское сопровождение имеет свои особенности содержания в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, одарёнными детьми.

Тьютор должен строить такие ситуации жизни обучающихся, где стало бы возможно проявить их образовательные цели и мотивы через их реальные действия.

Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов обучащихся. И это относится к любой из ступеней общего образования, хотя понятно, что средства тьюторской деятельности должны меняться в соответствии с особенностями возрастов и социальной ситуацией развития тьюторанта.[28]

Тьюторские технологии, которые сегодня выстраивают и стремятся воспроизводить участники большого педагогического сообщества, включенного в тьюторское движение, направлены именно на реализацию идеи индивидуализации, учитывая при этом, что любое обучение не может быть эффективным без учета индивидуальных особенностей учащихся.

Помимо этого задача тьютора – расширение существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого пространства в открытое. Открытые и закрытые образовательные пространства принципиально различны и на уровне организации практического педагогического действия, и на уровне философской антропологии. Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором существует определенный, известный учителю путь, которым надо провести ученика.[3]

Идеал закрытого образовательного пространства – это Преподаватель и его Школа, его конкретные методы преподавания. На уровне философской антропологии необходимость закрытого образовательного пространства задается необходимостью формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы.

Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства – представленность для ученика множества различных школ.

Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения. На уровне философской антропологии необходимость открытого образовательного пространства задается необходимостью формирования представления о человеке свободном в принятии решения о своем образе.

Закрытые и открытые образовательные пространства также отличаются друг от друга тем, что в закрытых образовательных пространствах само пространство для обучающегося не представлено, так как там заранее внешним образом определены и простроены все траектории его движения. А любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для учащегося возможность обсуждать другие варианты его движения. В открытых же образовательных пространствах именно само пространство и его организация, становятся, в первую очередь, предметом обсуждения. Открытое образовательное пространство позволяет обучающимся вырабатывать качества ориентации и самоопределения.[11]

Педагог, занимающий тьюторскую позицию, может выполнять множество ролей тьютора: научный руководитель, консультант, социальный продюсер, тьютор профессионального самоопределения, тьютор-куратор и др. Согласно концеции Л.В. Бендовой, ролевой репертуар тьютора включает в себя две ролевые позиции (содержательный лидер, равный) и четыре роли (эксперт, транслятор знаний и опыта, проводник, фасилитатор). [11]

Е.В. Белицкая разделяет тьюторинг на базовый и вспомогательный. В базовый тьюторинг входят обучение и обратная связь, вспомогательный призван поддерживать студентов в учебе и решать возникающие в процессе обучения проблемы. Современная структура тьюторинга включает три компонента, однако их содержание со временем приобрело несколько иные характеристики и преобладание какого-либо из компонентов зависит от вида тьюторской системы обучения. [9]

1. Руководство самоопределением учащихся в образовательном пространстве (функции данного элемента: раскрыть образовательный потенциал окружающего социума, образовательного учреждения, происходящих событий и т.д.; определить цель и результат образовательной деятельности учащихся; обеспечить успешное самоопределение в образовательном пространстве через построение индивидуального образовательного пути, что выступает доминантой).

2. Моральное наставничество и сопровождение (предполагает помощь в овладении техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, что является основополагающим фактором данного элемента; создание условий для саморазвития; сопровождение процесса рефлексии обучающихся).

3. Собственно тьюторство (в основе данного элемента — раскрытие образовательного потенциала литературных источников, учебных курсов; помощь в осуществлении их подбора при формировании и реализации обучающимися индивидуальной образовательной программы; помощь в устранении или компенсировании таких проявлений в процессе обучения, как непонимание ученика, отсутствие мотивации, его физиологические и психологические особенности, характер социального окружения, личная история и т. д.). [9]

Т.М. Ковалева считает, что тьюторы призваны сочетать в себе три роли: социальную (правовое и организационное обеспечение учебы), культурно-предметную(ориентацию в предметах и знаниях) и антропологическую. Последняя роль означает, что тьютор поможет понять, какие требования предъявляет выбранная молодым человеком профессия и какие навыки необходимо приобрести (изучать иностранные языки, тренировать вестибулярный аппарат и др.), чтобы двигаться по выбранной траектории вперед или выбрать что-то другое. [30]

Структурообразующим компонентом тьюторской системы обучения является руководство самоопределением учащихся в образовательном пространстве, так как функции данного компонента являются ведущими. Учет выбранного учащимися индивидуального образовательного пути является определяющим в тьюторском сопровождении.

Тьюторство в Англии считают наиболее эффективным средством повышения качества образования. Эффективность тьюторской системы в значительной степени зависит от компетентности тьютора, который может и не быть профессиональным преподавателем, но предоставляемая им помощь должна быть самого высокого порядка. [6]

Тьютор должен быть опытным и обладать определенной компетентностью в курируемой области или предмете. Опыт приобретается со временем, но компетентность должна быть получена через изучение и обучение. Однако для реального шанса на успех в процессе непосредственного тьюторинга две стороны (тьютор и учащийся) должны иметь эффективную двустороннюю связь. Наиболее перспективными являются онлайн и студенческое тьюторство. [3]

Онлайн-тьюторство основывается на компьютерных и интернет-технологиях, заслуживших в настоящее время всеобщее признание. Использование данного вида тьюторства имеет ряд преимуществ, позволяя снижать затраты на обучение (не требуется затрат на аренду помещений, проезд к месту учебы как учащихся, так и преподавателей и т.п.); проводить обучение большого количества человек одновременно; повышать качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.; создавать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения) и др. Данная система обучения может являться единственным способом обучения и полезным подспорьем для многих категорий учащихся.

Залогом эффективности студенческого тьюторства является взаимодействие сверстников в образовательном процессе.

Данный вид тьюторства обладает существенными преимуществами для всех сторон, вовлеченных в процесс обучения: тьюторов, учащихся, преподавателей-предметников и учебного заведения в целом. Исполнение студентом роли тьютора обеспечивает необходимые условия для собственного учения и возможность использовать полученные знания более значимым и эффективным способом, воспитывать ответственность, чувствовать себя оцененным, необходимым, уважаемым и воспринимаемым как компетентный специалист в определенной области. Студент-тьютор намного ближе к учащемуся по возрасту, следовательно, ближе и в стремлениях, желаниях, образе жизни, отношении к окружающему миру и мышлении, в большинстве случаев он способен общаться с обучающимся более эффективно, помогая ему быть успешным. Рассматривая влияние анализируемого вида тьюторства, можно отметить его эффективность для создания сообщества взаимопомощи и заботы в пределах отдельных классных комнат и учебного заведения в целом.

Помимо этого следует рассмотреть ключевые события и этапы становления тьюторского движения в вузах России и за рубежом.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: