Курсовая работа
на тему: «Тьюторинг в системе профессионального образования»
Научный руководитель:
канд. экон. наук, доцент
_________________ Н.К. Швецова
Выполнила:
студентка ФОиПО о/о ПФ-17
__________________Е.П. Кудрявцева
Йошкар-Ола
2018
Содержание
Введение. 2
1. Тьюторинг и его роль в развитии личности обучающихся профессионального образования в современной модели вузов. 2
1.1 Предмет, цели, задачи и содержание тьюторского сопровождения в профессиональном образовании. 2
1.2 Становление современной модели тьюторства в вузах России и за рубежом 2
2. Особенности реализации тьюторинга в проектной деятельности профессионального образования. 2
2.1 Дидактические особенности формирования тьюторской позиции педагога 2
2.2 Проектирование и реализация технологии тьюторинговой деятельности в вузе. 2
Заключение. 2
Список использованных источников и литературы.. 2
Введение
Актуальность исследования. Одной из наиболее важных задач современной системы образования считается формирование познавательной активности, обеспечивающей заинтересованность каждого учащегося самостоятельно осуществлять учебную деятельность, а также ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства для их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Все перечисленные условия создают возможность для полноценного развития личности и ее самореализации. Формирование познавательной активности и мотивации обучающегося невозможно без принципа индивидуализации обучения, в которой большую роль играет такой современный метод обучения как тьюторинг.
|
|
Современные учебные заведения требуют от обучающегося высокого уровня интеллектуального развития, который крайне необходим для наиболее успешного усвоения сложных учебных программ.
Именно поэтому умственное развитие учащихся и индивидуализация обучения в настоящее время приобретает особенную актуальность.
Должность тьютора в России была утверждена и введена в систему образования Приказами Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05 мая 2008 года № 216-н и № 217-н. Исходя из этого, в условиях современного компетентностного подхода в высшем образовании появилась потребность в создании эффективной системы тьюторства. [19]
Бесспорно, тьюторство как особый вид вузовской социальной психолого-педагогической деятельности заслуживает особого внимания, как с точки зрения оптимального функционирования, так и с позиции профессиональных и личностных качеств, которые необходимы тьютору для реализации цели его деятельности. Заметим, что современный студент с каждым годом все больше демонстрирует неординарность в подходах в получении знаний. По сути, это очень социально активный студент, с огромным потенциалом интеллектуальных, познавательных, индивидуальных возможностей и желаний, но также это и достаточно пассивный персонаж, который получает даже не знания, а лишь информацию в формальном режиме.
|
|
Следовательно, внедрение принципа индивидуализации образования, то есть тьюторской деятельности, представляется более чем актуальным. В силу этого создается объективная реальность с набором требований и условий, которая, в свою очередь, провоцирует развитие тьюторства стремительными темпами.
Интерес к познанию способствует более успешному обучению, а, следовательно, является основой для эффективной реализации внутренней мотивации учащихся в дальнейшей профессиональной деятельности.
Степень разработанности проблемы исследования. Стоит указать, что получить специальность тьютора в российских вузах невозможно, однако она присутствует в классификаторе профессий как вполне существующая. Это обусловлено наличием возможности стажировок и повышения квалификации за рубежом ведущих российских специалистов и, значит, распространением практики тьюторства как одного их самых эффективных средств в повышении качества образования. В зарубежной педагогике исследованием тьюторства занимались такие ученые, как Х. Барроуз, К. Бруффе, М. Девольер, С. Калишман, Дж. Кларк, Дж. Кован, И. Палфрейман, П. Эшвин и др.
Исследованием проблем деятельности кураторства и тьюторства в вузах России занимались такие отечественные ученые, как Т.М. Ковалева, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, П.Г. Щедровицкий и др.
Цель исследования – выявление особенностей тьюторской деятельности в развитии личности обучающихся в профессиональном образовании российских вузов.
Объект исследования – образовательная деятельность тьюторинга в профессиональном образовании.
Предмет исследования – методы формирования познавательной активности и мотивированности обучающихся с помощью тьюторской деятельности в профессиональном образовании российских вузов.
В соответствии с целью работы, нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить предмет, цели, задачи и содержание тьюторского сопровождения в профессиональном образовании;
2) описать современную модель тьюторства в вузах России и за рубежом;
3) выявить дидактические особенности формирования тьюторской позиции педагога;
4) изучить проектирование и реализацию технологии тьюторинговой деятельности в вузе.
Методы исследования:
· анализ психолого-педагогической научной литературы по проблеме исследования;
· изучение учебно-методических материалов;
· изучение передового педагогического опыта (современного состояния проблемы);
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования и разработку конспекта в своей работе могут использовать педагоги профессиональных образовательных учреждений, методисты учреждений дополнительного образования, а также студенты, при прохождении практики.
Структура работы: данная работа состоит из титульного листа, содержания, введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Тьюторинг и его роль в развитии личности обучающихся профессионального образования в современной модели вузов
Предмет, цели, задачи и содержание тьюторского сопровождения в профессиональном образовании
Многие педагоги анализируют инновационные практики в образовании и выходят на новый уровень осмысления собственных идей, поиска средств передачи собственного опыта. К таким инновационным практикам относится тьюторское сопровождение. Причина интереса к тьюторству состоит в том, что сегодня, когда идея индивидуальных образовательных программ и планов вошла в государственные доктрины и документы об образовании, а позиция «тьютор» появилась в перечне педагогических профессий, всё чаще возникает заказ на введение технологий тьюторского сопровождения в учреждениях массового образования. Но вначале необходимо обратиться к истории данной проблемы.[17]
|
|
В развитых странах мира сложилось общее представление о цели педагогической деятельности тьютора - это персональное сопровождение обучаемого в образовательном пространстве, создание условий для раскрытия внутреннего потенциала и адаптации в окружающей среде.
Цель тьюторской деятельности может быть разбита на ряд мини-целей: помощь в осознании и занятии ребёнком субъектной позиции; помощь субъекту в разработке маршрута, отслеживании, осознании направленности шагов, стремлении добраться до пункта назначения; помощь в освоении ребёнком механизмов развития себя как субъекта.
Цели тьюторского сопровождения можно также рассматривать через функции образования:
- организаторскую функцию: организация (координация) деятельности; поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы; создание условий, при которых происходит процесс становления обучабщихся, с учётом их возрастных особенностей и психологических новообразований; строительство целенаправленной многолетней системы работы с одарённым обучающимся и др.
- обучающую и воспитывающую функции: оказание помощи в получении знаний, умений и навыков, усвоении, овладении образовательной программой; формирование у учащихся индивидуальной ответственности за знание, основанной на совокупности компетентностей, сформированных в ходе учебно-воспитательного процесса; включение воспитанника в социальную среду; формирование ответственности за выбор и рефлексии обучающегося;
- развивающую функцию: выявление и развитие образовательных мотивов и интересов обучающегося; развитие активного интереса к процессу исследования и его способам, содержанию деятельности и др.[20]
|
|
Таким образом, тьютор встраивается в целостный педагогический процесс. Цели тьюторской деятельности рождаются из целей тьюторанта.
Цель педагогической деятельности тьютора в общем виде можно сформулировать следующим образом - создание такой образовательной среды, которая поможет обучающемуся находиться в зоне ближайшего развития, при субъектной позиции сопровождаемого и сопровождающего.
Задачи тьюторского сопровождения:
- выявлять и развивать образовательные мотивы и интересы обучающегося,
- находить образовательные ресурсы для создания индивидуальной образовательной программы,
- работать с образовательным заказом семьи,
- формировать учебную и образовательную рефлексию обучающегося.[4]
Вариативность целей тьютора и тьюторанта определяют содержание тьюторской деятельности. Содержание деятельности часто определяется через функции деятельности. От приоритета выбранных функций зависят построение и организация тьюторского сопровождения конкретного обучающегося. Деятельность тьютора не может осуществляться но одному сценарию: их индивидуальность предполагает реализацию различных функций в зависимости от потребностей тьюторанта. К функциям тьюторского сопровождения одаренных детей за рубежом можно отнести: контрольно-диагностическую, проектную, мотивационную, информационно-содержательную, организационно-деятельностную, технологическую, консультационную, рефлексивную.
В практике отечественного тьюторского сопровождения сложились следующие функции тьютора:
- аналитико-рефлексивная функция, предполагающая развитие мыслительных и рефлексивных способностей подопечного, направленное на анализ и осмысление своей деятельности, се результатов, проблем.
- организационно-мотивационная функция, заключающаяся в последовательной реализации разнообразных педагогических проектов в учебной и внеучебной деятельности одарённого обучающегося, в создании организационно-педагогических условий для выявления их задатков и развития интересов, индивидуальных способностей, организация и обеспечение необходимого взаимодействия образовательного учреждения и социума;
- компенсаторная функция, в процессе которой в ряде случаев происходит обеспечение тьютором условий, способствующих изменению отношения одарённых обучающихся к учебной деятельности, восстановлению нарушенных ими связей с педагогами, родителями;
- функция профессионального определения, предполагающая целенаправленные действия тьютора на понимание сути различных профессий, содержание трудового процесса, требований к работникам, статуса профессии и механизма получения образования в рамках определенной трудовой деятельности и профессионального самоопределения.[26]
Содержание тыоторской деятельности можно определить через сопровождение тьютором проектной и исследовательской деятельностей обучающихся согласно теме проекта или исследования. Некоторые педагоги-тьюторы используют возможность сопровождения игровой деятельности обучающихся. Тьюторское сопровождение осуществляется при обучении игре на фортепиано, английскому языку, химии, в изобразительной деятельности и др. В отдельных случаях содержание тьюторской деятельности отбирается в зависимости от возрастных особенностей тьюторанта (дошкольник, младший школьник, подросток, старший школьник). Тьюторское сопровождение имеет свои особенности содержания в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, одарёнными детьми.
Тьютор должен строить такие ситуации жизни обучающихся, где стало бы возможно проявить их образовательные цели и мотивы через их реальные действия.
Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов обучащихся. И это относится к любой из ступеней общего образования, хотя понятно, что средства тьюторской деятельности должны меняться в соответствии с особенностями возрастов и социальной ситуацией развития тьюторанта.[28]
Тьюторские технологии, которые сегодня выстраивают и стремятся воспроизводить участники большого педагогического сообщества, включенного в тьюторское движение, направлены именно на реализацию идеи индивидуализации, учитывая при этом, что любое обучение не может быть эффективным без учета индивидуальных особенностей учащихся.
Помимо этого задача тьютора – расширение существующего образовательного пространства каждого учащегося до преобразования этого пространства в открытое. Открытые и закрытые образовательные пространства принципиально различны и на уровне организации практического педагогического действия, и на уровне философской антропологии. Закрытое образовательное пространство – это пространство, в котором существует определенный, известный учителю путь, которым надо провести ученика.[3]
Идеал закрытого образовательного пространства – это Преподаватель и его Школа, его конкретные методы преподавания. На уровне философской антропологии необходимость закрытого образовательного пространства задается необходимостью формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы.
Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа и выбор пути. Идеал открытого образовательного пространства – представленность для ученика множества различных школ.
Открытое образовательное пространство не формирует определенный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения. На уровне философской антропологии необходимость открытого образовательного пространства задается необходимостью формирования представления о человеке свободном в принятии решения о своем образе.
Закрытые и открытые образовательные пространства также отличаются друг от друга тем, что в закрытых образовательных пространствах само пространство для обучающегося не представлено, так как там заранее внешним образом определены и простроены все траектории его движения. А любая заранее выстроенная программа обучения закрывает для учащегося возможность обсуждать другие варианты его движения. В открытых же образовательных пространствах именно само пространство и его организация, становятся, в первую очередь, предметом обсуждения. Открытое образовательное пространство позволяет обучающимся вырабатывать качества ориентации и самоопределения.[11]
Педагог, занимающий тьюторскую позицию, может выполнять множество ролей тьютора: научный руководитель, консультант, социальный продюсер, тьютор профессионального самоопределения, тьютор-куратор и др. Согласно концеции Л.В. Бендовой, ролевой репертуар тьютора включает в себя две ролевые позиции (содержательный лидер, равный) и четыре роли (эксперт, транслятор знаний и опыта, проводник, фасилитатор). [11]
Е.В. Белицкая разделяет тьюторинг на базовый и вспомогательный. В базовый тьюторинг входят обучение и обратная связь, вспомогательный призван поддерживать студентов в учебе и решать возникающие в процессе обучения проблемы. Современная структура тьюторинга включает три компонента, однако их содержание со временем приобрело несколько иные характеристики и преобладание какого-либо из компонентов зависит от вида тьюторской системы обучения. [9]
1. Руководство самоопределением учащихся в образовательном пространстве (функции данного элемента: раскрыть образовательный потенциал окружающего социума, образовательного учреждения, происходящих событий и т.д.; определить цель и результат образовательной деятельности учащихся; обеспечить успешное самоопределение в образовательном пространстве через построение индивидуального образовательного пути, что выступает доминантой).
2. Моральное наставничество и сопровождение (предполагает помощь в овладении техниками и технологиями развития личностных качеств, необходимых в образовании, что является основополагающим фактором данного элемента; создание условий для саморазвития; сопровождение процесса рефлексии обучающихся).
3. Собственно тьюторство (в основе данного элемента — раскрытие образовательного потенциала литературных источников, учебных курсов; помощь в осуществлении их подбора при формировании и реализации обучающимися индивидуальной образовательной программы; помощь в устранении или компенсировании таких проявлений в процессе обучения, как непонимание ученика, отсутствие мотивации, его физиологические и психологические особенности, характер социального окружения, личная история и т. д.). [9]
Т.М. Ковалева считает, что тьюторы призваны сочетать в себе три роли: социальную (правовое и организационное обеспечение учебы), культурно-предметную(ориентацию в предметах и знаниях) и антропологическую. Последняя роль означает, что тьютор поможет понять, какие требования предъявляет выбранная молодым человеком профессия и какие навыки необходимо приобрести (изучать иностранные языки, тренировать вестибулярный аппарат и др.), чтобы двигаться по выбранной траектории вперед или выбрать что-то другое. [30]
Структурообразующим компонентом тьюторской системы обучения является руководство самоопределением учащихся в образовательном пространстве, так как функции данного компонента являются ведущими. Учет выбранного учащимися индивидуального образовательного пути является определяющим в тьюторском сопровождении.
Тьюторство в Англии считают наиболее эффективным средством повышения качества образования. Эффективность тьюторской системы в значительной степени зависит от компетентности тьютора, который может и не быть профессиональным преподавателем, но предоставляемая им помощь должна быть самого высокого порядка. [6]
Тьютор должен быть опытным и обладать определенной компетентностью в курируемой области или предмете. Опыт приобретается со временем, но компетентность должна быть получена через изучение и обучение. Однако для реального шанса на успех в процессе непосредственного тьюторинга две стороны (тьютор и учащийся) должны иметь эффективную двустороннюю связь. Наиболее перспективными являются онлайн и студенческое тьюторство. [3]
Онлайн-тьюторство основывается на компьютерных и интернет-технологиях, заслуживших в настоящее время всеобщее признание. Использование данного вида тьюторства имеет ряд преимуществ, позволяя снижать затраты на обучение (не требуется затрат на аренду помещений, проезд к месту учебы как учащихся, так и преподавателей и т.п.); проводить обучение большого количества человек одновременно; повышать качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.; создавать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения) и др. Данная система обучения может являться единственным способом обучения и полезным подспорьем для многих категорий учащихся.
Залогом эффективности студенческого тьюторства является взаимодействие сверстников в образовательном процессе.
Данный вид тьюторства обладает существенными преимуществами для всех сторон, вовлеченных в процесс обучения: тьюторов, учащихся, преподавателей-предметников и учебного заведения в целом. Исполнение студентом роли тьютора обеспечивает необходимые условия для собственного учения и возможность использовать полученные знания более значимым и эффективным способом, воспитывать ответственность, чувствовать себя оцененным, необходимым, уважаемым и воспринимаемым как компетентный специалист в определенной области. Студент-тьютор намного ближе к учащемуся по возрасту, следовательно, ближе и в стремлениях, желаниях, образе жизни, отношении к окружающему миру и мышлении, в большинстве случаев он способен общаться с обучающимся более эффективно, помогая ему быть успешным. Рассматривая влияние анализируемого вида тьюторства, можно отметить его эффективность для создания сообщества взаимопомощи и заботы в пределах отдельных классных комнат и учебного заведения в целом.
Помимо этого следует рассмотреть ключевые события и этапы становления тьюторского движения в вузах России и за рубежом.