Становление современной модели тьюторства в вузах России и за рубежом

Тьюторство как самостоятельное педагогическое движение в нашей стране развернулось и стало оформляться в конце 1980-х годов во время реформирования всей системы отечественного образования.

В 1989 году руководитель Школы культурной политики П.Г. Щедровицкий провел в Москве первый конкурс тьюторов. Перед ним стояла практическая задача кадрового обеспечения одной из международных образовательных программ, руководителем которой с российской стороны был академик Е.П. Велихов.[44]

Через год в «Артеке» П.Г. Щедровицкий для молодых педагогов из разных регионов прочитал цикл лекций о новой педагогической позиции — тьюторе. И с этих пор начала постепенно складываться российская практика тьюторства (школа «Эврика-развитие» г. Томска, инновационная образовательная сеть «Эврика», региональные тьюторские практики в Брянске, Ижевске, Кемерово, Красноярске, Междуреченске, Москве, Новосибирске и других городах России). С1996 года в Томске стали проводиться всероссийские тьюторские конференции, с 2008 года их дополнили конференции, которые проводятся в Москве под эгидой Московского педагогического государственного университета.

Изначально в созданную П.Г. Щедровицким группу исследователей антропотехнических практик, в том числе тьюторства, входили учителя, философы и психологи, управленцы образованием, а возглавила и координировала ее работу Татьяна Михайловна Ковалева.[44]

Обозначим основные понятия в тьюторском сопровождении. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Индивидуализацию образования следует отличать от индивидуального подхода. Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программами, и реальными возможностями ученика усвоить их. Учет особенностей учащихся осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действия и т.д., однако содержание образования здесь заранее предопределено.

Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы.

Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода в принципе возможна, она тогда строится как средство компенсации «помех» в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика.

А реализуя принцип индивидуализации, педагог-тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы ученика, удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности опробования, конструирования и реконструирования учебных форм, позволяет «выйти на поверхность» образовательного процесса фактам самоопределения учащихся в пространстве культуры.

Еще один принцип, на который, помимо индивидуализации, опирается наше понимание тьюторства, – это принцип открытости образования. Открытость образования – это такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом. [41]

Сегодня многие образовательные учреждения пытаются принципиально изменить свое внутреннее образовательное пространство: увеличить число направлений обучения; расширить контингент своих обучающихся; освоить новые образовательные технологии; выстроить межпредметные связи и т.п. В этом случае образовательное пространство для обучающегося начинает задаваться уже не столько какой-то жестко определенной, единой для всех учебной программой, сколько осознанием различных образовательных предложений и их определенной соорганизацией. В последнее время становится всё более очевидным, что лишь внешне представленное многообразие разнородных образовательных предложений еще не гарантирует обучающемуся реализацию принципа открытости образования.

Каждому обучающемуся необходимо владеть культурой выбора и соорганизации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу.

Как отметил П.Г. Щедровицкий в докладе на IV Всероссийской тьюторской конференции 11 февраля 1999 г.: «Я считаю, что последние несколько лет и у нас в стране, и во всём мире происходит очень существенная институциональная ломка в сфере образования. Наряду с традиционным институциональным ядром, которое было сфокусировано вокруг образовательного учреждения от школы до вуза, формируется новое институциональное ядро, которое я пока называю индивидуальной образовательной программой. [44]

Индивидуальная образовательная программа не привязана ни к какому конкретному учебному заведению, она не привязана ни к какому стандарту – ни к федеральному, ни к региональному, ни к школьному. Она привязана к конкретному человеку.

Вот эта ломка, когда, наряду с образовательным учреждением как традиционным институтом, формируется индивидуальная образовательная программа, принципиально меняет лицо сферы образования. Потому что в ней начинает появляться совокупность новых профессий, начиная от коррекционного педагога, который работает на конкретного учащегося, подбирая для него, где, когда и чему он должен учиться, и кончая проектировщиком индивидуальной образовательной программы, который организует взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, представителем государства и самим учащимся для того, чтобы такая особая единица сложилась». [43]

Прошло немного лет, и все мы – и те, кто уже тогда был причастен к разворачиванию процесса индивидуализации образования, и те, кто не подозревал об этом, – оказались в новом социокультурном пространстве, где признается ценным выбор каждым собственной жизненной траектории, где востребовано оформление персональных культурных и жизненных сред. Сегодня люди уже более внимательны к тому, как каждый выбирает свой стиль в поведении и шире – в жизненном движении.

Существенно изменились и требования родителей к результативности образования, к его содержанию. Так, специальное исследование, проведенное еще в 2001 году, показало, что общественный интерес в сфере образования в последние годы смещается с традиционных вопросов содержания обучения в сторону общих способов деятельности и возможности формирования личного заказа на образование.

Учащиеся, реализуя свой личный заказ на образование через построение индивидуальных образовательных программ, часто вынуждены выходить за пределы базовой школьной программы. Вместе с тьютором школьники начинают искать возможности вне школы, где могла бы разворачиваться их индивидуальная образовательная программа наряду со стандартной учебной, – посещение определенных лекций в вузе, дистанционное образование с помощью компьютерной сети, различные формы экстернатной подготовки, дополнительное образование и т.д. Такое преодоление школьного контекста в целом выводит их в сферу открытого образования.

Тьютор проектирует события, направленные на выявление и поддержку образовательных интересов учащихся, организует включение ребенка в проектную, игровую, авторскую деятельности в ходе дополнительного или основного образования, помогает в реализации образовательной инициативы. Тьютор осуществляет помощь в оформлении, анализе и презентации учащимися своих учебных и образовательных достижений. Тьютор обустраивает индивидуальную и групповую самоподготовку учащихся; проводит тьюториалы, где анализирует с учащимися их образовательные успехи и трудности, эффективность проб, осуществляемых в разных местах и разных видах деятельности, продуктивность переходов от пробного действия к результативному.

Тьютор проводит мониторинг образовательной деятельности тьюторанта и помогает тьюторанту оценить эффективность обучения, организует обратную связь с другими субъектами образовательного процесса. В разных формах консультирования тьютор помогает тьюторанту осуществлять рефлексию своего образовательного движения, оказывает помощь в самоопределении относительно дальнейшего образования.[33]

Некоторыми частными образовательными учреждениями и центрами академической помощи Англии предлагаются советы для частных тьюторов и их учащихся, главная идея которых заключается в том, что взаимодействие тьютора и его учащегося наиболее эффективно, если оба партнера относятся друг к другу с уважением. [9]

Четкая формулировка целей и ожиданий от взаимодействия, доверительное общение приведут к более успешной деятельности тьютора и учащегося. Учащемуся, нуждающемуся в тьюторском сопровождении, рекомендуется проверить квалификацию тьютора до начала совместной деятельности. Учащийся и тьютор должны иметь четкую договоренность о цене, способе оплаты предлагаемой тьюторской помощи, о том, как часто будут проводиться встречи, об условиях отмены занятия или назначении другого времени в непредвиденных ситуациях, о процедуре тьюториалов и правилах взаимодействия.

Для личной безопасности учащегося и тьютора рекомендуется организовывать встречи в публичных местах, а не дома, поддерживать только профессиональные отношения.

Учащийся и тьютор должны осознавать, что система тьюторского обучения не является способом проведения свободного времени или гарантией достижения определенного результата, ставить реалистичные цели, относясь к их достижению в высшей степени ответственно. Учащийся должен ответственно подходить к подготовке к тьюториалу, которая может включать чтение, повторение текста и / или поурочных записей, выполнение домашнего задания, подготовку вопросов по трудным для учащегося понятиям или материалу. Учащемуся необходимо осознавать, что тьютор не будет выполнять домашнее задание или читать лекцию по материалу, который учащийся не читал. Тьютор, в свою очередь, должен своевременно отвечать на телефонные звонки, интернет-сообщения учащихся, обеспечивать конфиденциальность всей информации об учащемся и др.

Таким образом, тьюторинг предполагает обязательные еженедельные занятия тьютора (научного наставника) со студентами (в форме семинаров или индивидуальных занятий) и самостоятельную работу студента над выбранной им исследовательской темой. Для выполнения тьюторской работы в учебном расписании выделяется специальный «тьюторский день», в который не предусмотрены другие формы учебной работы. [10]

Поэтому на сегодняшний день главным является оказание помощи педагогам в формировании новой профессиональной роли, в освоении ими технологий тьюторского сопровождения и внедрении этих технологий в практику работы образовательных учреждений.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: