Глава 2. Средства и методы обучения игры в баскетбол

2.1 Методы обучения

Конкретный эффект любого педагогического средства опреде­ляется не только его содержанием и формой, но и способом при­менения, т. е. методом.

Используемые на уроках баскетбола методы можно подразделить на три группы:

1) словесные;

 2) наглядные;

 3) практические;

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, коман­ды и распоряжения, задание, указание, беседа и разбор.

Наглядные методы:многообразны и направлены на активиза­цию сенсорных процессов у занимающихся.

К ним, прежде всего, относится показ упражнений или их эле­ментов учителем или наиболее подготовленными учениками. По­каз должен носить образцовый, четкий характер и создавать пол­ное представление у занимающихся о движениях или действиях. Для этого необходимо создать соответствующие предпосылки: выбрать место для показа упражнения и создать оптимальные ус­ловия для его обзора; осуществить показ в целом или по частям, в обычном или замедленном темпе и т.д.

Высоко результативны и вспомогательные наглядные методы: демонстрация кино- и видеоматериалов, рисунков, фотографий, схем тактических взаимодействий, использование демонстраци­онных досок, планшетов и других средств. Эффективны также повторный и замедленный показ или демонстрация.

Определенное значение имеют методы ориентирования. С по­мощью предметных или условных ориентиров (например, линии разметки, мячи, переносные стойки, стулья, ориентиры на щите,

разнообразные зрительные и звуковые сигналы и т.д.) ограничи­вают направление движения, сигнализируют о его начале или окончании, регламентируют смену направления, задают траекто­рию полета мяча и т. п.

Использование наглядных методов всегда должно сочетаться с разновидностями словесных. Это является одним из основных ус­ловий эффективности проведения учебных занятий. [4,11]

 

2.2 Последовательность обучения

Техника передвижения в защитной стойке:

1. передвижения в защитной стойке приставными шагами боком, вперед и назад;

 2. передвижения в защитной стойке по заданию;

передвижения с повторением действий партнера («зеркальное» выполнение);

3. выполнение передвижений с применением комбинаций из изученных передвижений;

4. выполнение других защитных действий до и после перемещения в защитной стойке;

Техника остановки в два шага:

1. изучение техники остановки без мяча: во время ходьбы, во время бега в медленном, затем в среднем и быстром темпе (по прямой и с изменением направления);

- внезапная остановка по сигналу;

- остановка после ловли мяча;

- остановка после ведения мяча;

 Техника поворотов:

- выполнение поворотов, стоя на месте без мяча;

- то же, но с мячом;

- выполнение поворотов с мячом, стоя рядом с пассивным защитником;

- то же, но против активно действующего защитника;

- выполнение поворотов после ловли, ведения мяча и остановок изученным способом. [1,3]

Техника передач мяча:

- передача и ловля мяча, стоя на месте;

- то же, но с переносом веса тела на впереди стоящую ногу в момент передачи;

- передача в сторону на месте, с шагом вперед и в сторону выполненной передачи;

- передача мяча с последующим движением игрока в ту же сторону, в противоположную, затем – в других направлениях;

- передача мяча стоящим на месте игроком партнеру, двигающемуся навстречу по прямой; под углом; между игроками, двигающимся навстречу друг другу; параллельно;

- передача мяча в движении без сопротивления, затем с пассивным и активным противодействием. [7]

 

Подготовительные упражнения для совершенствования передачи мяча:

- ловля и передача мяча одной рукой (другая за спиной) из-за головы, от плеча, снизу; выполнять у стены или с партнером;

- из стойки ноги на ширине плеч спиной к стене (партнеру) послать мяч назад двумя руками ударом о пол между ног; выполнять у стены или с партнером.

- удерживая мяч двумя руками за спиной, наклоном вперед и движением рук назад послать мяч в стену или партнеру;

- завести мяч правой рукой назад и одновременно с махом правой ногой вправо послать его вперед в стену или партнеру ударом о пол; затем повторить упражнение с левой стороны;

- передачи двух мячей в стену (партнеру); ловить мяч только левой рукой, перекладывать его в правую руку и выполнять передачи; затем упражнение выполнять в противоположной последовательности [17,21]

Вырывание и выбивание мяча:

- базовым элементом является активный поворот туловища для вырывание и короткий удар ребром ладони по мячу сверху вниз или снизу вверх для выбивания мяча;

- для разучивания создаются упрощенные условия: нападающий, владеющий мячом, дает возможность защитникам опробовать изучаемые действия и добиться успеха.

- после изучения ведения мяча по прямой и с изменением направления и скорости нужно приступить к ведению мяча с меняющейся высотой отскока – оно применяется при прохождении вступающего в борьбу за мяч противника:

- начинать обучение с разучивания перехода от среднего ведения к низкому в положении стоя на месте, при ходьбе;

- задание следует давать на количество ударов, на зрительные ориентиры, после чего преодолевать сопротивление пассивного, а затем и активного защитника.[2,1]

 

Упражнения для обучения техники броска:

1. Броски с 1-2м.

2. Броски с 3-4м.

3. Броски после ведения мяча.

4. Броски после передачи мяча.

5. То же, но с пассивным и активным защитниками.

Индивидуальные защитные действия – передвижения защитника:

1. Перемещения в защитной стойке в стороны, вперед, назад.

2. То же по заданию.

3. То же, повторяя действия партнера.

4. Выполнение других действий до и после движения в защитной стойке.[3,9]

Обучение техники Ведения:

- ведение мяча на месте с изменением высоты отскока мяча;

- ведение мяча в движении в медленном и быстром темпе;

- ведение мяча с обводкой препятствий;

 - подвижные игры с элементами ведения

Нападение быстрым прорывом:

- базовым элементом является своевременная передача свободному игроку;

- обыгрывание с численным превосходством 2 или 3 игроками выполняется нападающим, свободным от защитников;

- передачи выполняются без ведения или в сочетании с ведением.

Перехват мяча:

- перехват передачи, выполняемой поперек поля, неподвижно стоящими защитниками;

- перехват передачи, выполняемой вдоль поля, неподвижно стоящими нападающими;

- то же, но передающие шагом в сторону препятствуют выходу на перехват;

- то же, но передающие препятствуют перехвату выпадом в сторону мяча;

- перехват мяча у двигающегося нападающего.

Обучение борьбе за мяч, не попавший в корзину:

- ловля мяча, отскочившего от щита, игроком, бросившим мяч в корзину;

- то же, но ловля мяча, брошенного в корзину другим игроком;

- пассивное сопротивление защитника;

- активное сопротивление защитника;

- в колонне по одному напротив щита или стенки (2-3м) направляющий бросает мяч в щит, следует за ним, ловит мяч в прыжке и приземляется, широко расставив ноги в стороны и наклонив туловище вперед; затем делает поворот плечом вперед и выводит мяч к ближайшей боковой линии, откуда передает его в колонну заданным способом.

Бросок одной и двумя руками в прыжке:

- базовым элементом является согласование движений ног и рук при броске;

- в зависимости от физической подготовленности бросок может выполняться в высшей точки прыжка или несколько ранее.

Бросок одной рукой с замахом:

- мяч опускается двумя руками вниз, а потом выносится вверх и перекладывается на одну руку, после чего следует бросок.

Передачи мяча в движении:

- базовым элементом является разноименная координация действий;

- после ведения правой рукой ученик ловит мяч с шагом левой ноги и передает его с шагом правой ноги; и наоборот;

- передачи в движении разучиваются сначала в движении приставными шагами;

- затем разучиваются передачи в движении, когда ученики двигаются лицом вперед обычным бегом; после этого разучиваются передачи после ведения.

 

Персональная защита:

- базовым элементом является позиция защитника по отношению к нападающему, которого он опекает; защитник располагается между нападающим и своим кольцом со стороны мяча – рука преграждает путь передаче;

- игра на владение мячом в равных по численности группах; защитники опекают игроков персонально, противодействуя выходам и передачам;

- игра на один щит 2х2. 3х3, 4х4; защитники опекают игроков персонально. стремясь оказаться между нападающими и своим кольцом, противодействуя выходам и передачам.

Позиционное нападение:

- базовым элементом является передача игроку, выходящему на позицию для завершения атаки;

- обучение начинается с расстановки игроков на площадке и определения игровых функций: центровых, нападающих, разыгрывающих; определяются направления выходов на другие позиции;

- нападающие добьются успеха, если игрок нападения выполнит выход на позицию, с которой можно успешно атаковать корзину, и если ему будет своевременно направлена передача.

Зонная защита:

- наиболее распространенная зона 2-1-2;

- в защите игроки перемещаются в зоне, активно противодействуя игроку с мячом и занимая освободившиеся зоны;

- базовым элементом является перемещение защитника в зону, которая осталась свободной, из которой может быть атакована корзина.

Взаимодействие игроков в нападении и защите:

- взаимодействие игроков в нападении выполняется по системе «передал - выходи» или системе заслонов;

- в защите игроки применяют взаимодействия с переключением на другого защитника или проскальзывание, чтобы опекать своего нападающего; [9,6]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: