ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Филологический факультет
Кафедра филологического образования и журналистики
На правах рукописи
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А. КЕРДАНА КАК ОТРАЖЕНИЕ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ
Выпускная квалификационная работа
Направление подготовки
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Направленность
Русский язык и литература
Квалификация
Бакалавр
Исполнитель: Усманов Кирилл Владиславович
обучающийся группы Б-5081
_____________________________________
(подпись)
Научный руководитель:
Ганущак Н.В., к.филол.наук, доцент
_____________________________________
(подпись)
И.о.заведующего кафедрой: Бреусова Е.И., к.филол.н., доцент кафедры ФОиЖ
|
|
______________________________________
(подпись)
Дата допуска к защите «__»___ 2020 г.
Оценка ___________________
Протокол №___ от «__» ______2020 г.
Председатель ГЭК ______/Щербакова Н.Н.
(подпись) / (расшифровка подписи)
Сургут 2020
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ...................................................................................................3
1. 1. Особенности лирики как литературного рода..............................................6
1. 2. Взаимоотношения понятий «лирический герой» и «авторское сознание»..................................................................................................................8
1. 3. Особенности восприятия и изучения лирики в старших классах.............11
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА КЕРДАНА (ОТ ЛИРИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ К ЭПИЧЕСКОМУ МИРОСОЗЕРЦАНИЮ)........................................................................................16
2.1. Жизненный путь Александра Кердана........................................................16
2.2. Отражение жизненного пути в творчестве поэта........................................20
2.3. Лирический герой как отражение авторского сознания А. Б. Кердана.....26
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. Б. КЕРДАНА В ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ....................................................................................38
3.1. Особенности изучения биографии и творчества писателя в старших классах....................................................................................................................38
3.2. Разработка авторского элективного курса «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана».........................................................................................42
ЗАКЛЮЧЕНИ Е....................................................................................................50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................54
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................................................................57
Приложение 1. Конспект урока №1...................................................................57
Приложение 1. Конспект урока №2...................................................................64
Приложение 1. Конспект урока №3...................................................................71
ВВЕДЕНИЕ
Термин «лирический герой» до недавнего времени был одним из самых дискуссионных в литературоведении ХХ века. Очевидно, что он зависим как от историко-культурной ситуации, так и от индивидуальной художественной системы автора. «Лирический герой – это и носитель сознания, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром»[1], - пишет литературовед Б.О.Корман. Понятие «лирический герой» дает возможность глубже раскрыть художественный мир поэта, понять его мировоззрение, проанализировать произведения автора с точки зрения идейно-смысловой нагрузки, закономерностей построения, темы, мотивов и образов.
Александр Кердан – активно работающий в литературе нового времени автор, который утверждает через своё творчеством принципы мужской чести и дружбы, принцип верности Отечеству и любви к своей Родине. Это настоящий идейный вдохновитель писательской ассоциации Урала. Его творчество представляет негласную «уральскую» школу поэзии, давно вышедшее за границы регионального.
Анализ и обзор творчества автора, как правило, составляет один из важных компонентов литературного образования обучающихся. Данная работа рассматривает творчество современного прозаика и поэта А. Б. Кердана, его творческий путь с биографическими деталями, а также анализ его произведений с последующей разработкой методического проекта. Актуальность и причина появления данной разработки заключается в том, что существующие программы недостаточно полно раскрывают особенности развития литературного процесса конца ХХ - начала XXI веков, современные программы и пособия предлагают лишь обзорное знакомство с литературно-художественными произведениями последних десятилетий. Программа элективного курса «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана», посвященная анализу произведений автора, изучению его биографии, ориентирована на ознакомление в течение 6-ти часов обучающимися десятых классов. В заключении формулируются основные результаты работы. Список литературы представлен 50 наименованиями.
Цель нашего исследования: анализ своеобразия художественного мира Александра Кердана и выявление авторской позиции в произведениях.
Объект исследования: специфика, характерные особенности и стилистика творчества автора на примере различных произведений, написанных в разные периоды творчества.
Предмет исследования: лирическое наследие А. Б. Кердана.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Охарактеризовать систему и принципы изучения лирических произведений в процессе литературного образования в школе.
2. Определить специфические особенности лирических произведений поэта разных лет.
3. Разработать методические рекомендации по изучению творчества А. Кердана в рамках авторского элективного курса «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана».
Методологическую основу работы составляют общенаучные методы (аналитический, сравнительно-сопоставительный, структурный) и специальные (методы проектирования, анализа результатов творческой деятельности).
Работа состоит из введения, где обосновывается актуальность, ставятся цели и задачи исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы изучения лирических произведений, анализируются особенности лирики как литературного рода, определяется категориальное понятие «лирический герой» в произведении, характеризуются особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками. Вторая глава представляет собой описание жизненного пути А. Б. Кердана, специфику и анализ лирических произведений писателя, особенности его творчества, характеристику лирического героя в произведениях писателя как отражение авторского сознания. Третья глава посвящена особенностям изучения творчества А. Б. Кердана в школьной практике. Здесь представлен элективный курс «Творчество поэта нашего времени А. Б. Кердана».
|
|
Работа прошла апробацию в период прохождения педагогической, научно-исследовательской и преддипломной практики. Результаты неоднократно представлялись на студенческих научных конференциях, в сборнике студенческих работ «Филологические штудии» (Сургут, 2020) опубликованы материалы исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ