Отличия молодёжной субкультуры и контркультуры

Лекция VIII МОЛОДЁЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА

Понятие субкультуры

Причины возникновения молодёжной субкультуры как социального феномена

Специфика молодежной субкультуры и ее отличие от контркультуры

Функции молодежной субкультуры

1

 

Любое общество – это система, включающая в себя социальные субъекты и возникающие между ними отношения. Многообразие структурных элементов этой системы связано с дифференциацией социальных субъектов (по уровню дохода, профессии, возрасту, месту проживания, религиозной и этнической принадлежности).

Одним из важнейших социальных субъектов являются социальные группы, которые служат основанием для формирования определенных культурных ценностей и установок, образа жизни и стиля поведения, одежды и языка. Это и является источником возникновения субкультур, а представители данных социальных групп являются их носителями.

Таким образом, в широком смысле, субкультура – это специфическая культура определённой социальной группы. В узком смысле, субкультур а – это система ценностей, установок, стилей поведения, свойственная определенной социальной группе и отличающаяся от доминирующей в обществе культуры.

Специфические черты субкультуры

(отсутствие какой-либо из них ставит под сомнение возможность соотнесения социокультурного образования с феноменом субкультуры)

Ø специфический стиль жизни и поведения;

Ø своеобразные нормы, ценности, мировосприятие;

Ø наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.

Способы возникновения субкультур.

Ø как следствие проявления самобытности той или иной социальной группы (субкультуры отдельных этносов, проживающих в господствующей иноэтничной среде или в рамках полиэтничных обществ);

Ø как результат сознательной приверженности индивидов общим ценностям и образцам поведения, которые позволяют им выделяться или противопоставлять себя всему обществу (молодежные суб- и контркультуры).

Механизм формирования субкультур предполагает следующую последовательность действий:

Ø заимствование ценностей традиционной культуры;

Ø трансформация указанных ценностей;

Ø закрепление трансформированных ценностей (поиск единомышленников).

 

В современном обществе проявляется значительное многообразие субкультур, однако чаще всего понятие «субкультура» используется при исследовании молодежи, что обусловлено следующими факторами:

1) для молодёжи в гораздо большей степени характерно стремление к групповой идентичности и противостоянию традиционному миру взрослых. Молодое поколение отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности (уже не ребенок, но еще не взрослый) социального статуса. Именно это приводит молодых людей в относительно однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. В молодом возрасте несовершенство окружающего социального мира ощущается наиболее остро. Соответственно, появляется либо желание этот мир переделать (вариант «мятежа»), либо отгородиться от него и создать свой собственный мир (вариант «ухода»).

2) неформальное общение в жизни молодых людей занимает гораздо более существенное место вследствие того, что профессиональные, материальные, карьерные, семейные заботы еще не приобрели доминирующей роли.

2.

Причины возникновения молодёжной субкультуры как социального феномена

Ø переход общества на индустриальную и постиндустриальную стадии развития,

Ø развитие индустрии массовых развлечений

Ø удлинение периода социального детства.

Молодежная субкультура – это культура, выработанная самим молодым поколением, характеризующая общность стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов молодых людей.

Движущие силы возникновения молодёжных субкультур

Ø кризисный характер общества;

Ø наличие конфликта поколений;

Ø аномия;

Ø наличие в обществе массовых социальных движений, представляющих собой питательную среду для нонконформистского поведения, формирования групп и организаций;

Ø влияние иных культур (хиппи, панки).

Механизм возникновения молодёжной субкультуры:

 

· отвержение общепринятых социальных нормативов;

· попытка построения собственных «независимых» мировоззренческих систем;

· поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками.

3.

Характерные черты молодежной субкультуры.

1. Изотерический (закрытый) от взрослого мира характер.

2. Формирование собственной, специфической системы норм, форм и ценностей поведения.

3. Инновационный характер,

4. Феномен крупных городов, где имеется большое количество представителей молодого поколения, у которых много свободного времени, практически нет взрослых проблем и обязанностей, но есть состоятельные родители, обеспечивающие материальную сторону их существования.

5. Молодёжная субкультура может иметь как формализованный, так и неформальный характер, при этом формализованная молодёжная субкультура позитивна по отношению к остальным представителям общества, а неформальная – негативна.

6. Молодёжная субкультура – это переходная стадия становления личности, которая утрачивает своё значение по мере адаптации молодого человека к миру взрослых людей.

Отличия молодёжной субкультуры и контркультуры

Молодёжная субкультура Молодёжная контркультура
Возникает в каждом обществе Возникает в обеспеченных обществах как протест против всеобщего потребления
Основная атмосфера – игра Основная атмосфера – митинг
Наличие оппозиции «Мы» – «Они» Наличие общего врага
Конструктивная деятельность, направленная на построение собственного мира Деструктивная деятельность
Борьба за выживание Борьба за победу
Закрытость от внешнего мира Открытость, противостояние, война
Пассивно-оборонительная позиция Агрессивно-наступательная позиция
В итоге – изменение себя В итоге – изменение общества

В настоящее время молодёжная субкультура приобретает контркультурный характер в том случае, если у молодого поколения появляется общий враг.

 

4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: