Упражнения на развитие музыкально-слуховых представлений
Надо предварительно подготовить детей к песенному творчеству примерно путем таких упражнений на развитие музыкально-слуховых представлений:
1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую песню, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;
2) подстраивание к звукам: игра типа «музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;
ориентировка в различении мажорного и минор ного ладов: различение и воспроизведение мажорною и минорного трезвучий («Веселый и грустный колокольчик») и звукоряда — упражнение п-гяа «Солнышко и дождик»;
4) различение и воспроизведение соотношений зву* ков по их высоте, длительности (упражнения из. «Музыкального букваря»);
5) транспонирование простейших мотивов («мяу», «ку-ку») — воспитатель поет первый звук.
Творческие задания, ориентирующие детей в песенных импровизациях
1. Импровизация простейших мотивов — пение своих имен, например:
|
|
2. Самостоятельное нахождение интонаций звукоподражания: произвольное пение то более высоких звуков (поет маленькая кукушка), то более низких (большая кукушка); импровизация звукоподражания после прослушанной песни соответствующей тематики («Пароход гудит», «Спутник нам сигнал дает» и др.).
3. Участие в совместном творчестве: импровизация конца мелодии, начатой взрослым, — творческие задания типа вопросов-ответов («Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?» и др.); сотворчество двух детей — сочинение небольших фраз типа перепева, музыкального разговора.
Творческие задания по самостоятельному сочинению песен (в связи с прямым, косвенным образцом и без него на заданный литературный текст)
1. Сочинение песен, выражающих контрастное настроение («Веселая песенка», «Грустная песенка», «Весной», «Осенью», «Солнышко светит», «Дождик идет» и др.).
2. Сочинение песен определенного жанра (марш, колыбельная, пляска).
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ — БЛАГОПРИЯТНАЯ ПОЧВА ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ.
Движения можно рассматривать как своеобразные выразительно-изобразительные средства, которыми можно пользоваться для воплощения содержания музыки.
Если ребенок должен передать характер персонажа, явление жизни, выраженное специфическими средствами музыки, то, очевидно, нужны дополнительные средства, поясняющие содержательную сторону музыки.
1. Очевидно, это будет программа инструментальной пьесы, выраженная в названии, текст песни, название некоторых форм танцевальной музыки с ее установившимися, обобщенными способами движения (вальс, полька и т. д). Следовательно, между музыкой и движением устанавливается еще один компонент, определяющий структуру детского творчества. Он усиливает осознанность действий ребенка, поясняет конкретное содержание музыки, характер образов, которые предстоит передать в движении. Именно в детском творчестве этот компонент, очевидно, должен сыграть немалую роль, так как он облегчает путь детской самостоятельности, помогая ориентироваться в целостном восприятии музыки и ее воспроизведении в движении.
|
|
2. Следующим фактором, влияющим на становление детского творчества, является само движение.
Совершенно очевидно, что наиболее доступной формой для этой деятельности явится какая-нибудь разновидность сюжетно-ролевой игры, сопровождаемая пантомимными движениями, элементами характерного танца.
Как видно из самого названия сюжетно-ролевой игры, составными частями ее можно назвать роль, которую берет на себя ребенок, и сюжет, который направляет его действия.
Процесс детского музыкально-ритмического творчества может быть представлен схематично в следующем виде: музыка — переживания ребенка — создание им музыкально-игрового образа.
Музыка — первое звено в этой структуре; она выступает как объект восприятия ребенка и связана с вне-музыкальными средствами (программное название песен, название жанра танцевальной музыки).
Ребенок выступает как субъект, который воспринимает музыку, побуждающую его к действию, и затем как созидатель новых форм движений, нового художественного образа. В этом смысле ребенок — центральное звене всей этой структуры. Ведь важна не только музыка, которая побуждает ребенка, но и то, как он откликается на нее.
Третье звено — становление музыкально-игрового образа как доступной, простейшей формы творчества. В музыкально-игровом образе выступают персонажи, их действия, картины жизни, которые навеяны музыкой, ее названием, текстом песен и т. д. В конечном счете, в качестве объективного выступает жизнь в тех ее проявлениях, в которых она может быть выражена и изображена в музыке.
Возникновение и развитие музыкально-игрового образа в творчестве детей зависит от качества педагогического руководства.
Песенное творчество однородно и выражается в сочинении лишь мелодии. Музыкально-игровое творчество синтетично (музыка, движение, текст песен, название программных произведений). Следовательно, при его формировании есть возможность опираться на разносторонние способности детей, компенсировать некоторые из них в том случае, если они недостаточны.
СТАДИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОГО ОБРАЗА.
Первая стадия характеризуется воздействием на ребенка жизненных явлений и произведений искусства. Музыка помогает детям увидеть эти явления жизни в той художественной форме, в которую воплотил воспринятое композитор, поэт и переработал силой своего воображения.
Вторая стадия характеризуется поисками ребенком средств выразительного движения, которыми он должен передать музыкально-игровой образ. Ребенку предстоит найти те из движений, которые как бы моделируют характерные черты музыкального образа. Поэтому суть не в том, чтобы ребенок изображал движения персонажей и последовательность их действий. Главное, чтобы ребенок проникся чувствами, переданными в музыкальном произведении, и стремился выразить их.
Третья стадия — применение в жизни готовой продукции ребенка. Он испытывает удовольствие от ее результатов. Эта стадия характеризуется завершением воплощения музыкально-игрового образа. Созданная ребенком композиция может быть воспринята как целостная, но уже преобразованная по сравнению с первой стадией.