Творческие задания, ориентирующие детей в песенных импровизациях

Упражнения на развитие музыкально-слуховых представлений

Надо предварительно подготовить детей к песенному творчеству примерно путем таких упражне­ний на развитие музыкально-слуховых представлений:

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую песню, начатую воспитате­лем; найти тонику после пения взрослого, остановивше­гося на неустойчивом звуке;

2) подстраивание к звукам: игра типа «музыкальное эхо» — точное воспроизведение заданных интонаций;

ориентировка в различении мажорного и минор ного ладов: различение и воспроизведение мажорною и минорного трезвучий («Веселый и грустный колоколь­чик») и звукоряда — упражнение п-гяа «Солнышко и дождик»;

4) различение и воспроизведение соотношений зву* ков по их высоте, длительности (упражнения из. «Музы­кального букваря»);

5) транспонирование простейших мотивов («мяу», «ку-ку») — воспитатель поет первый звук.

Творческие задания, ориентирующие детей в песенных импровизациях

1. Импровизация простейших мотивов — пе­ние своих имен, например:

 

2. Самостоятельное нахождение интонаций звуко­подражания: произвольное пение то более высоких зву­ков (поет маленькая кукушка), то более низких (боль­шая кукушка); импровизация звукоподражания после прослушанной песни соответствующей тематики («Паро­ход гудит», «Спутник нам сигнал дает» и др.).

3. Участие в совместном творчестве: импровизация конца мелодии, начатой взрослым, — творческие зада­ния типа вопросов-ответов («Зайка, зайка, где бывал?», «Что ты хочешь, кошечка?» и др.); сотворчество двух детей — сочинение небольших фраз типа перепева, му­зыкального разговора.

Творческие задания по самостоятельному со­чинению песен (в связи с прямым, косвенным образцом и без него на заданный литератур­ный текст)

1. Сочинение песен, выражающих контраст­ное настроение («Веселая песенка», «Грустная песенка», «Весной», «Осенью», «Солнышко светит», «Дождик идет» и др.).

2. Сочинение песен определенного жанра (марш, ко­лыбельная, пляска).

 

 

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕ­НИЯ — БЛАГОПРИЯТНАЯ ПОЧВА ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ.

Движения можно рассматривать как своеоб­разные выразительно-изобразительные средства, кото­рыми можно пользоваться для воплощения содержания музыки.

Если ребенок должен передать характер персонажа, явление жизни, выраженное специфическими средствами музыки, то, очевидно, нужны дополнительные средства, пояс­няющие содержательную сторону музыки.

1. Очевидно, это будет программа инструментальной пьесы, выражен­ная в названии, текст песни, название некоторых форм танцевальной музыки с ее установившимися, обобщен­ными способами движения (вальс, полька и т. д). Сле­довательно, между музыкой и движением устанавлива­ется еще один компонент, определяющий структуру детского творчества. Он усиливает осознанность дей­ствий ребенка, поясняет конкретное содержание музыки, характер образов, которые предстоит передать в дви­жении. Именно в детском творчестве этот компонент, очевидно, должен сыграть немалую роль, так как он облегчает путь детской самостоятельности, помогая ори­ентироваться в целостном восприятии музыки и ее вос­произведении в движении.

2. Следующим фактором, влияющим на становление детского творчества, является само движение.

Совершенно очевидно, что на­иболее доступной формой для этой деятельности явится какая-нибудь разновидность сюжетно-ролевой игры, сопровождаемая пантомимными движениями, элемен­тами характерного танца.

Как видно из самого названия сюжетно-ролевой игры, составными частями ее можно назвать роль, ко­торую берет на себя ребенок, и сюжет, который направ­ляет его действия.

 

Процесс детского музыкально-ритмического творче­ства может быть представлен схематично в следующем виде: музыка — переживания ребенка — создание им музыкально-игрового образа.

Музыка — первое звено в этой структуре; она вы­ступает как объект восприятия ребенка и связана с вне-музыкальными средствами (программное название пе­сен, название жанра танцевальной музыки).

Ребенок выступает как субъект, который восприни­мает музыку, побуждающую его к действию, и затем как созидатель новых форм движений, нового художествен­ного образа. В этом смысле ребенок — центральное зве­не всей этой структуры. Ведь важна не только музы­ка, которая побуждает ребенка, но и то, как он откли­кается на нее.

Третье звено — становление музыкально-игрового об­раза как доступной, простейшей формы творчества. В музыкально-игровом образе выступают персонажи, их действия, картины жизни, которые навеяны музыкой, ее названием, текстом песен и т. д. В конечном счете, в качестве объективного выступает жизнь в тех ее прояв­лениях, в которых она может быть выражена и изобра­жена в музыке.

Возникновение и развитие музыкально-игрового об­раза в творчестве детей зависит от качества педагогичес­кого руководства.

Песенное творчество однородно и выражается в сочинении лишь мелодии. Музыкально-игровое творчество синтетично (музыка, движение, текст песен, название программных произведений). Следовательно, при его формировании есть возможность опираться на разносторонние способ­ности детей, компенсировать некоторые из них в том случае, если они недостаточны.

СТАДИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОГО ОБРАЗА.

Первая стадия характеризуется воздействием на ребен­ка жизненных явлений и произведений искусства. Музы­ка помогает детям увидеть эти явления жизни в той ху­дожественной форме, в которую воплотил воспринятое композитор, поэт и переработал силой своего воображе­ния.

Вторая стадия характеризуется поисками ребенком средств выразительного движения, которыми он должен передать музыкально-игровой образ. Ребенку предстоит найти те из движений, которые как бы моделируют характерные черты музыкального обра­за. Поэтому суть не в том, чтобы ребенок изображал движения персонажей и последовательность их дейст­вий. Главное, чтобы ребенок проникся чувствами, пере­данными в музыкальном произведении, и стремился выразить их.

Третья стадия — применение в жизни готовой про­дукции ребенка. Он испытывает удовольствие от ее ре­зультатов. Эта стадия характеризуется завершением во­площения музыкально-игрового образа. Созданная ре­бенком композиция может быть воспринята как целост­ная, но уже преобразованная по сравнению с первой стадией.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: