Общий IP-адрес
Давайте поговорим о том, не к чему мы уже давно привыкли в этом отношении, а что именно продолжает развиваться. Дело в том, что надо помнить, что у налоговых органов есть два основных мощнейших инструмента информационных. Это система «СУР АСК НДС» и это система «АИС Налог-3». СУР АСК расшифровывается как система управления рисками автоматизированной системы контроля. АИС – это автоматизированная информационная система. СУР АСК проверяет налоговые декларации, содержит дерево связей налогоплательщика, относит налогоплательщика к определенной категории налогового риска. Как известно, три такие категории существует: низкий, средний и высокий (Письмо ФНС России от 26.12.2019 N ЕД-4-15/26827). Но системы постоянно развиваются, они постоянно нарабатывают новые механизмы, новые маркеры и постоянно по все большему количеству признаков налогоплательщика оценивают на предмет его прозрачности, добросовестности и так далее.
Какие же новые методы в этом отношении появляются? В течение последних лет налоговые органы, в частности, научились отслеживать IP-адреса налогоплательщиков. И как делают это они сами, начиная с отчетности налоговой за 2018 год, так и банковская система здесь в рамках информационного обмена дает определенную информацию налоговым органам. Дело в том, что важно, с какого IP-адреса была сдана отчетность, важно, с какого IP-адреса клиент заходит в систему «Банк клиента». И какую это информацию к размышлению дает проверяющим? Очень просто. Если более одной организации или индивидуального предпринимателя с одного IP вот таким образом действуют, значит, первая мысль, которая возникает, что на несколько лиц один компьютер. То есть они либо очень бедные и как-то скооперировались, либо это может быть, конечно, аутсорсинговая компания, которая вот таким образом ведет свою деятельность, оказывая услуги совершенно посторонним лицам, либо это что у нас проявляется в данном случае? Схема, связанная с дроблением бизнеса. Вот подозрение сразу на это возникает (Определение Верховного Суда РФ от 14.12.2018 N 307-КГ18-20751). Сразу обозначу, что любые подобные проявления, выявления даже этого одного IP, одного бенефициара и так далее совершенно не приговор, безусловно. Речь не идет о том, что это обвинительный акт какой-то. Речь идет о том, что это лишь маркер, за который зацепляются, дальше, как за петельку, начинают вытягивать и таким образом уже смотрят, что дальше за этим стоит.
|
|
Ну так вот, если получается, что несколько предприятий, ведется по ним учет, выход в «Клиент-банк» производится с одного компьютера, видимо, может быть так (совершенно не обязательно именно так, но может быть так), что это один бухгалтер, родственный какой-то персонал. И эти организации (что подозревают, собственно), возможно, не ведут самостоятельного бизнеса, а на самом деле предприятие единым налогоплательщиком является, несколько предприятий единым налогоплательщиком являются, и вот раздробились они исключительно фиктивно. Например, для того чтобы оставаться на каких-то специальных налоговых режимах, не высовываться за пределы допустимой численности персонала или допустимой выручки, допустим, стоимости активов и так далее, в зависимости от того, что является критерием для применения тех или иных специальных налоговых режимов.
|
|
То есть вот это вот нахождение общего IP дает вот такую пищу для размышлений налоговым органам. Вкупе с другими показателями уже делаются выводы о том, есть ли здесь что подозревать, или просто людям так удобнее вести свой учет, бизнес и так далее, это их личное дело.
Бенефициар организации
Кроме того, и это сейчас одна из самых горячих тем, налоговые органы очень заинтересованы в данных о бенефициаре организации. Бенефициар – это физическое лицо (может быть несколько бенефициаров у одной организации), под контролем которого находится организация (ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ). Может быть, этот контроль через участие в организации, а может быть, и совершенно другим образом как-то организован. Но важно, кому организация подконтрольна. Очевидно, какую это пищу для размышлений дает налоговым органам. Наличие общего бенефициара у нескольких лиц, даже не заключающих между собой напрямую каких-то сделок, но имеющих определенную цепочку контрагентов между ними, позволяет всю эту цепочку воедино как раз и связать, и говорить о том, что в данном случае имеют место какие-то взаимозависимые сделки, посредники, возможно, фиктивные. И, опять же, пытаться раскручивать эту ситуацию для того, чтобы показать, что за этим стоит, то есть нет ли тут какого-то двойного дна, связанного с налоговыми схемами.
Кроме того, данные о бенефициарах важны налоговым органам еще и для международного обмена налоговой информацией, потому что если участником организации или контролирующим лицом оказывается иностранец, то соответствующая информация должна в рамках братских взаимоотношений между нашими налоговыми органами и налоговыми органами другой страны уйти в эту страну. И поэтому даже не только для своих собственных нужд, но и для того, чтобы не ударить в грязь лицом перед иностранными партнерами, наши налоговые органы очень заинтересованы в сборе информации о бенефициарах. Не забудьте, пожалуйста, что вы эту информацию должны раскрывать в бухгалтерской отчетности, должны быть готовы раскрыть перед банком в рамках внутреннего контроля, мероприятий внутреннего контроля, заложенных в Федеральном законе от 07.08.2001 N 115-ФЗ (противоотмывочном) (ст. 3, 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ). Ну а уже в ПБУ 11/2008 и ПБУ 4/99 предусмотрена необходимость раскрытия в пояснениях к балансу данных о бенефициаре (п. 6 ПБУ 11/2008, п. 27 ПБУ 4/99).
Реестр ЗАГС
Интересно упомянуть еще об одном, совершенно новом источнике данных для налоговых органов. С 2018 года налоговая служба стала оператором реестра ЗАГС (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ). Вот казалось бы, где имение, а где наводнение. На самом же деле это очень ценная информация. Таким образом сразу понятно, кто кому жена, муж, троюродный дедушка, близкий родственник и так далее. И вот эти родственные связи, даже если люди имеют разные фамилии, допустим, или раньше состояли в каком-то родстве, а, потом, допустим, супруги развелись, эти данные из базы данных ЗАГС также позволяют находить связи между хозяйствующими субъектами и делать выводы на тему отсутствия или наличия каких-то взаимозависимых сделок. Еще раз повторю, это не порочно само по себе. Важно, что это обращает на себя внимание, и дальше уже делаются оргвыводы на основе совокупности данных, есть ли здесь что-то нехорошее, недобросовестное, какие-то действия налогоплательщика, или нет. Но именно сам массив данных очень важно осознавать. Даже работа по базе данных ЗАГС – вот, спрашивается, зачем ФНС было бы взваливать на себя такой груз, ведь, в общем-то, оцифровка базы данных ЗАГС заняла очень много времени, и теперь зачем им быть операторами реестра? Они, естественно, занимаются не благотворительностью, будучи операторами этого реестра, а, безусловно, пользуются данными из реестра для своих целей, связанных с собираемостью налогов.
|
|
Другие источники информации
Сейчас в системе «СУР АСК» реализован также механизм, который позволяет через справки 2-НДФЛ выявлять единый персонал в разных организациях. То есть сразу видно, без каких-то специальных серьезных усилий, что господин такой-то работает в пяти организациях. И если это сопрягается с тем, что эти пять организаций еще находятся по одному адресу, отчетность сдают с одного IP, и руководитель там везде один и тот же, то, в общем, это уже наводит на серьезные подозрения о том, насколько самостоятельны эти организации, если кроме ИНН их вообще ничто не различает. И это все вместе дает почву для выявления соответствующих налоговых схем.
Кроме того, одним из новых развивающихся методов сбора данных для целей обеспечения прозрачности налогоплательщиков являются, естественно, и системы маркировки и прослеживаемости товаров – новые, появившиеся в нашем государстве, и также данные, приходящие с контрольно-кассовой техники. Это мы уже прочувствовали на себе и прекрасно знаем, что налоговые органы получают сразу все сведения о любых продажах в рознице, вне зависимости от того, каким способом рассчитались за этот товар, наличными или безналичным порядком. Если пробит чек, то информация из этого чека поступает в налоговые органы достаточно оперативно, и она может обрабатываться теми способами, которые дают наибольшую информацию для контроля.