КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Вычислительные системы _________________________
на тему Обоснование для выбора, анализ и оценка эффективности программного обеспечения автономных бортовых комплексов управления
Студент |
|
| А.Р.Додонов | |||||
подпись, дата | инициалы и фамилия | |||||||
Группа ТВМО-01-16 | шифр студента | _______16В0626____________ | ||||||
|
| |||||||
| Проверил |
| Р.Ф.Халабия | |||||
подпись, дата | инициалы и фамилия | |||||||
Москва 2017 г.
Оглавление
1 Цель работы.. 3
2 Описание бортовых комплексов космических аппаратов. 4
2.1 Космические аппараты.. 4
2.2 Бортовые системы управления (БСУ) 4
2.2.1 Расчет критерия эффективности. 7
3 Обоснование для выбора программного обеспечения. 8
4 Вывод. 9
5 Список использованных источников. 10
Цель работы
Основной задачей курсовой работы является выбор эффективного программного обеспечения для управления бортовыми комплексами космических аппаратов. Язык программирования С отличается минимализмом. В качестве средства разработки программного обеспечения был выбран язык программирования C. Необходимо выбрать наиболее эффективное программное обеспечение для обеспечения управления бортовыми комплексами космических аппаратов, проведя анализ взаимодействия исходного ПО и разработанного на предприятии.
|
|
Описание бортовых комплексов космических аппаратов
Космические аппараты
По своему функциональному назначению космические аппараты
(КА) могут быть разделены на следующие группы:
– КА связи;
– КА дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ);
– научные КА.
Наряду с функциональным назначением КА важным для разработчика бортовых систем управления (БСУ) являются следующие позиции:
– срок активного существования (необходимый ресурс аппаратуры БСУ);
– требования по точности ориентации;
– степень автономности от наземного комплекса управления (НКУ);
– необходимость специальной ориентации КА на Землюдля обеспечения устойчивой радиосвязи с наземным комплексом управления на начальном участке полета;
– исполнительные органы систем стабилизации и ориентации;
– инерционно-массовые характеристики КА;
– условия эксплуатации КА: внешние возмущающие факторы, наличие угловых маневров при целевом применении, допустимость угловых маневров при проведении технологических операций (калибровка командных приборов и целевой аппаратуры), высота орбиты и др.
Бортовые системы управления (БСУ)
В соответствии с типовыми требованиями бортовая система управления (БСУ) выполняет следующие основные функции:
|
|
– управление движением КА вокруг центра масс с использованием входящего в его состав комплекса электромеханических исполнительных органов;
– отработка заданной программной ориентации КА в базовой
системе координат в соответствии с полетным заданием или с
использованием командной информации от бортового комплекса верхнего уровня;
– определение параметров движения КА вокруг центра масс в базовой системе координат и осуществление стабилизации КА в заданной ориентации с требуемой точностью;
– определение текущих параметров траекторного движения КА с использованием информации, поступающей от аппаратуры спутниковой навигации – АСН (низкие орбиты) или бортового баллистического прогноза с периодической коррекцией из НКУ (высокие орбиты);
– демпфирование остаточной угловой скорости КА после отделения от разгонного блока (РБ) с использованием комплекса управляющих двигателей-маховиков (КУДМ) или газовых двигателей;
– автономное (без участия НКУ) обеспечение приведения КА в заданную ориентацию после завершения демпфирования;
– выполнение «разгрузки» КУДМ (уменьшение накопленного кинетического момента) с использованием магнитных исполнительных органов (низкие орбиты) или двигательной установки;
– включение и выключение двигателей на интервалах коррекции орбиты КА при заданной ориентации вектора тяги – по командно-программной информации из НКУ;
– управление работой двигателей;
– управление ориентацией солнечных батарей с использованием аппаратуры из состава системы энергоснабжения;
– управление работой пиросредств КА и электрочек;
– формирование команд управления целевой аппаратурой, системой электроснабжения (СЭС);
– управление режимами работы системы телеметрических измерений (СТИ) на основании управляющей информации, поступающей из НКУ;
– управление работой средств обеспечения теплового режима;
– контроль правильности работы приборов БСУ и процессов управления движением вокруг центра масс КА;
– автоматическое парирование последствий отказов или отклонений в управлении при функционировании БСУ, выявленных в результате контроля;
– формирование телеметрической информации о состоянии аппаратуры БСУ, процессах управления и характеристиках движения КА вокруг центра масс и траекторного движения для передачи ее в СТИ;
– формирование текущей информации о параметрах движения КА, параметрах состояния БСУ для передачи в целевую аппаратуру и последующей трансляции в НКУ;
– ведение бортовой шкалы времени с заданной точностью относительно шкалы системы единого времени (СЕВ), в том числе с выдачей потребителю секундной метки.
Необходимыми составными частями БСУ являются:
– бортовая цифровая вычислительная система (БЦВС), решающая основные задачи системы управления и обеспечивающая информационное взаимодействие с другими подсистемами;
– блоки силовой автоматики (БСА), обеспечивающие коммутацию электропитания и электрическое взаимодействие со смежными системами, имеющими аналоговый вход (выход);
– информационно-измерительная система (ИИС); ее состав и характеристики определяются условиями функционирования КА, решаемыми задачами и предъявляемыми точностными требованиями;
– исполнительные органы (ИО); их состав и характеристики определяются инерционно-массовыми характеристиками КА и заданными требованиями по динамике и точности стабилизации
Рисунок 1.1 – Структурная схема бортовой системы управления