Онтология творения в христианстве

В основе христианской философии лежат две важнейшие идеи: идея творения и идея откровения. Обе они тесно между собой связаны, ибо предполагают единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии, а идея откровения составляет фундамент гносеологии. Согласно идее откровения, Бог частично может открываться

человеку в своих творениях при их изучении человеком с помощью разума (природа – книга Божия). Бог являет себя человеку, совершает откровение также в священных текстах Библии, толкование которых есть более важный по сравнению с познанием природы способ постижения Бога. Но наиболее важный способ передачи Богом своей тайны людям, – полагали многие христианские мыслители, – есть непосредственное общение, вхождение Бога в человека, протекающее как высшее озарение, духовный экстаз, сверхъестественная интуиция. Представление о возможности непосредственного контакта человеческого сознания с Богом или другими сверхъестественными существами, недоступными обычному восприятию, называется мистицизмом (от греч. «мистикос» – таинственный).

Главный христианский догмат заключается в том, что Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает же и каждый миг сохранять, поддерживать бытие мира. Такое учение носит название креационизма (от лат. «креацио» – творение). Бог, по мнению Августина, сотворил не только порядок и устройство в мире, но и субстрат, из которого состоят все вещи, т.е. материю. Бог сотворил и время, которого не существовало до творца. Сам же Бог находится вне времени. «Сегодня» Бога – это вся вечность. Человек же имеет прошлое, настоящее и будущее.(Идея истории

С идеей сотворения времени у христианских мыслителей связана и идея истории. Августин отвергает представление, согласно которому, мир, будучи сотворенным однажды, развивается дальше сам. История, считал философ, определяется божественным провидением. Промысел Бога распространяется на весь окружающий мир и придаёт природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. Божественный замысел предопределяет историю людей, он пробивается через все события и факты. На долю людей остается либо содействовать осуществлению этого плана и, таким образом, работать на спасение себя, либо противодействовать ему, за что Бог подвергает людей всевозможным наказаниям. Такое учение именуется провиденциализмом.

История, по мнению Августина, прогрессивна. Показатель прогресса – число истинно верующих. Особенно этот процесс усилился после того, как Христос явился миру, чтобы своими мучениями на кресте искупить грехи людей и содействовать их спасению.

История, по Августину, завершится вторым пришествием Христа, который будет судить каждого человека за грехи. Если человек сумеет избавиться от грехов путем познания Бога, следования его заповедям (для чего надо использовать помощь церкви), то он сумеет войти в царство Божие и быть счастливым.

Учение Августина содержало и существенный момент диалектики: история – это борьба добра и зла, града Божьего и града земного.)

Реальность, видимая и невидимая, есть тварная, сотворенная, имеющая начало и конец. Эта высшая и Божественная реальность не является нерасчленной. Единый Бог есть Святая Троица ипостасей (лиц): Бога-Отца — Творца мира, Господа Иисуса Христа — Сына Божия, рожденного от Отца вне времени (прежде всех век) и ему единосущного, и Бога Духа Святого, исходящего от Отца через Сына и на Сыне почивающего. Бог троичен и в то же время един.

Троица представляет собой три ипостаси Единого Бога, а не «трех разных богов» — это трансцендентный факт, он признается актом исповедания веры, но не объясняется исчерпывающе теоретически. Хотя между лицами троичного Бога и есть определенная иерархия, ни одно из них не сотворено другим, что отличает их от всей остальной реальности. Эта иерархия: рождение Сына Отцом и исхождение Святого Духа — осуществляется вне времени и пространства как категорий тварного бытия. Акт творения осуществляется Отцом через Сына, которого отождествляют со Словом, или Логосом: «В начале было Слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез него быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: