Тема: Особенности развития литературы 1980—2000-х годов

Цель: знакомство с особенностями современной литературы.

Задачи: рассмотреть основные тенденции современной литературы; сформировать представление об особенностях литературных направлений; научиться работать с литературной терминологией, самостоятельно делать выводы.

Современная российская литература развивается стремительно и ярко. В ней наблюдается разнообразие эстетических концепций, жанров и художественных подходов.

Смены идеологических и нравственных взглядов в России произошли в период с 1980-го по 90-е годы. Это время падения СССР. Смена политического режима оказала значительное влияние на общество, и, как следствие отразилась на культурных процессах.

1980-90-е годы войдут в историю русской литературы как период смены эстетических, идеологических, нравственных образцов. В это же время произошла полная смена культурного кода, состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя

Точкой отсчёта понятия «современная литература» является 1985 год. Это редкое явление, когда дату можно назвать так точно. Нетрудно догадаться, что это связано с новым политическим курсом, который в 85-ом году взял СССР. Реалистическое неоклассическое направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжило традиции русской литературы.

Большой читательский интерес вызвали повесть В. Г. Распутина «Пожар», романы В. П. Астафьева «Печальный детектив» и Ч. Т. Айтматова «Плаха», появившиеся во второй половине 80-х годов. В них воссозданы картины современной действительности, высказана обеспокоенность авторов духовным обнищанием человека, показаны неприглядные стороны бытовой жизни, преступность, алкоголизм, наркомания. Эти произведения с присущей им резко выраженной авторской позицией воспринимались в обществе как предощущение грядущих перемен.

Таким образом, большинство критиков и литературоведов предлагают считать началом современной русской литературы 1991 год, который, помимо глобальных социальных перемен, ознаменовался расколом Союза писателей. Общество перестало быть литературоцентричным.

Особенности этого периода:

  психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем, диалог автора с читателем.

- Абсолютная свобода — писатель творит в бесцензурном пространстве.

-Переходность, переклички с литературой Серебряного века.

-«Подведение итогов, апокалипсические настроения».

-Жанровые трансформации, поиски нового слова. Стирается грань между художественной литературой и документалистикой: популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий.

-Отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера.

- Литературу составляют люди разных поколений. Это писатели-шестидесятники

(В. Аксенов, В. Войнович, А. Солженицын, Ф. Искандер и др.); авторы поколения 70-х (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В. Сорокин, А. Слаповский, О. Славникова и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 90-х годов (А. Уткин, А. Гостева, И. Cтoгoff, E. Радов, Б. Ширянов, И. Денежкина и др.).

- Поиск нового героя — одна из ключевых проблем смены эпох.

Многие исследователи говорят о сосуществовании в современной культуре нескольких субкультур. «Если раньше у слова „культура“ было единственное число и противостояла она „некультуре“, то есть варварству, то теперь одной культуре противостоит другая. Культур много, а, значит, ни одной из них не принадлежит истина»

Литература неутилитарна (утилитарный — сообразующийся исключительно с практической пользой или выгодой). Писатель пишет для самовыражения, коммерческий успех чаще всего случаен. «Писатель пишет, а читатель читает не ради чего-то, а потому что без письма или чтения ему жизнь не в жизнь» Массовая литература утилитарна, ее цель — развлечь читателя, автор подразумевает коммерческую выгоду.

«Принципиальное отличие массовой и элитарной литератур заключается в различных эстетиках: массовая литература опирается на эстетику тривиального, обыденного, стереотипного, тогда как элитарная литература — на эстетику уникального»

 Важным моментом для развития российской литературы становится полное упразднение цензуры. Вновь открыто в полном объёме творчество Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Максимилиана Волошина, и многих других крупнейших представителей культуры русского модернизма.

Нельзя не согласиться с обобщающим суждением литературоведа Александра Немзера: «Литературная политика перестройки имела ярко выраженный компенсаторный характер. Надо было навёрстывать упущенное – догонять, возвращать, ликвидировать лакуны, встраиваться в мировой контекст». Как видится это время из дня сегодняшнего, публикаторский бум перестроечных лет, при несомненной значительности вновь открытых произведений, невольно отвлек общественное сознание от драматичной современности.

Неокритический реализм, зародившийся в постперестроечные годы, анализирует влияние на личность новой социальной среды. В произведениях авторов этого периода, таких как Сергей Каледин, Олег Павлов, Роман Сенчин, возникают новые для литературы темы, такие как информационные технологии и реклама. Литератор Чупрынин говорит о постперестроечном периоде: «В споре физиков и лириков победили бухгалтеры. Может быть, как уверяют пессимисты, Виктор Ерофеев хоть и поторопился, но был, увы, прав, когда десятилетие назад объявлял поминки по русской литературе, и нам действительно пора прощаться если не с литературой, то с собственным, традиционным представлением о ней».

Неореализм или неосентиментализм в русской литературе ХXI века рассматривается как литературное направление, включающее в себя неоромантическую и немодернистскую стилевые тенденции. В её основе лежат традиции сентиментализма XVIII века. На страницах произведений мы видим осознание ценности простых человеческих чувств. В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения Гришковца, в поэзии – Тимура Кибирова, большинство произведений женской прозы.

Одной из примет нашего времени становится размытость границ между массовой и интеллектуальной литературой. Самое яркое явление в этой области – детективные серии Бориса Акунина. Совокупный тираж книг об Эрасте Фандорине к концу 2000 года достигает миллиона экземпляров.

Появляется литература барокко или необарокко. Раньше подобное в литературе было табуировано, теперь же читатель может видеть жестокую правду об обществе, призванную обнажить ложь, фальшь, приукрашивание действительности, лицемерие и демагогию, распространённые и в жизни, и в литературе социалистического реализма. Среди представителей этого течения, так называемой «другой прозы» можно назвать Владимира Сорокина. Автор в своих произведениях изучает проявление низменного в человеческой жизни, препарирует те аспекты бытия, которые ещё недавно были недопустимы в литературе.

Произведения «другой прозы» становятся острополемичными по отношению к советской действительности и способам её изображения. Мир в этой прозе изображается абсурдным и нелогичным; в нём нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели.

Важный маркер этого периода – абсолютная свобода: писатель творит в бесцензурном пространстве. Писатели-постмодернисты ведут в своих произведениях диалог с хаосом, представляя его как реальную модель жизни, где утопией является гармония мира. Ключевое понятие постмодернизма «мир как текст» можно пояснить следующим образом: мир непознаваем, а дан нам как описание этого мира, следовательно, он (мир) состоит из суммы текстов и сам является разнородным и бесконечным текстом. Если нет смысла, наступает бессмыслица. «Дискурс» – основной термин постмодернизма.

Следствием стирания границ между высокой и массовой литературой (наряду с расширением жанрового репертуара) явилось окончательное крушение культурных табу (запретов), в том числе: на употребление обсценной (ненормативной) лексики — с публикацией романа Эдуарда Лимонова «Это я — Эдичка!» (1990), произведений Тимура Кибирова и Виктора Ерофеева; на обсуждение в литературе проблем наркотиков (роман Андрея Саломатова «Синдром Кандинского» (1994).

Роман «Кысь» Татьяны Толстой о мутирующей после ядерного взрыва России. На страницах произведения автор создаёт абсолютно деградировавшую страну: язык почти утрачен, мегаполисы превращены в убогие деревни, где люди живут по правилам игры в «кошки-мышки». Роман пропитан сарказмом, характеры героев выстраиваются в своеобразную галерею уродов.

Для «нерыночной» литературы этого периода стало характерно ее обращение к традиционно массовым жанрам (литературным в даже песенным):

· fantasy («фэнтези») — «Жизнь насекомых» (1993) Виктора Пелевина;

• фантастический роман — «Тавро Кассандры» (1994) Чингиза Айтматова;

• мистико-политический триллер — «Стражница» (1993) Анатолии Курчаткина;

• истерн— «Мы можем все» (1994) Александра Черницкого;

• авантюрный роман — «Я — не я» (1992) Алексея Слаповского (и его же «рок-баллада» «Кумир», «блатной романс» «Крюк», «уличный романс» «Братья»);

• «новый детектив» Б. Акунина;

• «дамский детектив» Д. Донцовой, Т. Поляковой и др.

Изменение политических, экономических, социальных условий в стране в конце ХХ века привели ко многим изменениям и в литературном и окололитературном процессах. В частности с 1990-х годов в России появилась Букеровская премия. Литературная премия «Русский Букер» учреждена основателем Букеровской премии в Великобритании компанией Booker Pic в 1992 году как инструмент для поддержки авторов, пишущих на русском языке, и возрождения издательской деятельности в России с целью сделать хорошую современную русскую литературу коммерчески успешной на ее родине.

 Российскими букератами стали Марк Харитонов (1992, «Линии судь­бы, или Сундучок Милашевича»), Владимир Маканин (1993, «Стол, по­крытый сукном и с графином посередине»), Булат Окуджава (1994, «Уп­раздненный театр»), Георгий Владимов (1995, «Генерал и его армия»), Андрей Сергеев (1996, «Альбом для марок»), Анатолий Азольский (1997, «Клетка»), Александр Морозов (1998, «Чужие письма»), Михаил Бутов (1999, «Свобода»), Михаил Шишкин (2000, «Взятие Измаила»), Люд­мила Улицкая (2001, «Казус Кукоцкого»), Олег Павлов (2002, «Кара­гандинские девятины, или Повесть последних дней»). Следует понимать, что Букеровская премия, как и любая другая литературная премия, не при­звана ответить на вопрос «Кто у нас первый, второй, третий писатель?» или «Какой роман лучший?». Литературные премии — это цивилизованный способ вызвать издательский и читательский интерес. «Свести вместе чита­телей, писателей, издателей. Чтобы книги покупали, чтобы литературный труд был уважаем и даже приносил доход. Писателю, издателям. А в целом выигрывает культура» (критик Сергей Рейнгольд).

В заключение необходимо отметить, что проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов.

1. Видео лекция: https://resh.edu.ru/subject/lesson/3909/main/13923/

2. Образ главного героя в русской литературе 1980—2000-х годов https://resh.edu.ru/subject/lesson/4813/main/281232/

3. Опираясь на материалы урока, интернет-ресурсы, дайте ответы на вопросы:

1. Выберите правильный ответ из предложенных в тексте

Важным моментом для развития российской литературы становится полное упразднение цензуры. Вновь открыто в полном объёме творчество Николая Гумилёва, Осипа Мандельштама, Максимилиана Волошина, и многих других крупнейших представителей культуры русского (реализма, модернизма, символизма)

2. Установите соответствие между именем выдающегося деятеля и его портретом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: