- 1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;
- 2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач;
- 3) организация коллективного целеполагания;
- 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий. Целеполагание предполагает выделение перспективных, промежуточных целей, а также постановку воспитательных задач как путей их достижения.
Педагогические ценности - нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Педагогические ценности различаются по уровню своего существования выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
Социально-педагогические ценности отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в различных социальных системах, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества в сфере образования.
|
|
Групповые педагогические ценности можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью.
Личностно-педагогические ценности выступают как социально-психологические образования, в которых отражаются цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности учителя, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации.
Аксиологическое Я как система педагогических ценностных ориентаций. Эта система включает:
• ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде;
• удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг;
•ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;
•позволяющие осуществить самореализацию;
•дающие возможность удовлетворять прагматические потребности.
Аксиологическая модель, ее характер проявляется в том, что ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств и т.д., т.е. они функционируют как единое целое. Педагогические ценности имеют гуманистическую природу и сущность.
Ценности-цели формируются в результате овладения теорией, методологией и педагогическими технологиями - основа профессионального образования педагога.
|
|
Ценности-средства - это три взаимосвязанные подсистемы: ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания.
Ценности-отношения обеспечивают педагогу целесообразное и адекватное построение педагогического процесса и взаимодействия с его субъектами.
Ценности-качества, в них проявляются сущностные личностно-проф. хар - ки педагога.
Ценности-знания.
Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.
Сейчас целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир. Составные части воспитания: умственное воспитание, техническое обучение, физическое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием склонностей, задатков и способностей личности.
Конвенция ООН и Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» как юридическая и нравственная основа защиты прав и интересов детей.
Детство - начальная и особая стадия индивидуального жизненного цикла, когда генетические часы обеспечивают наиболее интенсивный рост человеческого организма, а ближайшая социокультурная среда закладывает основные особенности психики и опыт последующего социального поведения человека, помогает или тормозит самораскрытие уникального творческого потенциала человеческой индивидуальности и личности (Н Ф. Маслова и др.). По мнению белорусских ученых, детство - этап онтогенетического развития индивида, включающий период от его рождения и до появления возможности включения во взрослую жизнь (В. Н Наумчик, М А. Паздников).
Периоды детства:
-дошкольное 2-7 лет; младшее школьное 7-11; подростковое 11-15 лет; старшее 15-18.
Детство – особый своеобразный качественный период существования живых существ – продукт эволюции, а человеческое детство еще и результат исторического развития.
В архаических обществах уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины. Велика вероятность инфантицида (детоубийства), которое было ликвидировано только в IVвеке. Средневековая эпоха. Общественное мнение не признавало ответственности родителей перед детьми, но жестко карало детей, не слушающих родителей - «непочетников».
В европейской культуре ХVIII-ХIХ вв. под влиянием просветителей постепенно складываются новые образы детства, мудрого отца, любящей матери (Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др.), различные подходы к развитию детей: или путем просвещения и обучения, или путем свободного и естественного воспитания с различными типами взросления, формами контроля, приемами общения и взаимодействия взрослых с ребенком.