Символика белого цвета

 

Будем использовать значения некоторых слов и выражений из Полного Церковно-Славянского Словаря прот. Григория Дьяченко (1900 г.).

«Белая кость – эпитет благородного происхождения. Белый цвет, начиная от самой глубокой древности, всегда считался символом, отличительной принадлежностью всего высшего и самого божества. Так у прор. Даниила (7, 9) Божество является облеченным в одежду белую, как снег, и власы главы Его как в о лна чистая. В противоположность тому, все черное, темное, мрачное, означало всегда все низшее, не божественное, земное.

Вечная жизнь блаженных духов у всех народов в древности всегда имела символом также белый цвет. Так, в Фивах, тени умерших изображались в белом одеянии. По свидетельству Геродота, в видах такого значения белого цвета, погребались и умершие в белом же одеянии. О том же обычае в древней Греции упоминает и Гомер. Пифагор убеждает своих учеников также соблюдать этот обычай.

Древнее значение белого цвета, как символа высшего существа и, отсюда, высшего состояния, проникло и в самое значение слова белый. Так у греков слово белый – “лейкос” значит также: блаженный, счастливый, приятный, радостный. У германцев слово белый – weiss – значило одно с мудростию, знанием, - ich weiss, wissen (знать). У англосаксов слово белый – white близко со словом wit – остроумие, witty – остроумный, wisdom – мудрость. В геральдике встречаемся с тем же значением белого цвета. Lamotte – le Vayer говорит: “белизна нашей лилии, наших шарфов, нашей повязки – символ нашей свободы”.

Отсюда же идет и значение белой кости, как символа высшего, царственного, даже божеского происхождения, на основании значения вообще белого цвета. Значение белого цвета сохранилось также и в названии царя русского белым царем, так как цвет белый, светлый прямо отвечал в изначальном, древнем, общераспространенном символизме понятию о святости власти, или что то же, власти, освященной происхождением от божества.

Далее, по такому же названию самого царя, и все его царство должно было прозваться святой и белой Русью. Впоследствии название Белой Руси сохранилось не везде; но название белого царя живет и до сих пор (1900 г.) широко, почти повсеместно, в памяти народов славянских.

Значение белого и черного цвета, замечаемое в человеке единично и выражающее отношение его к небу и земле, проходит постепенно по всему человеческому роду, как в союзе двух, в браке, так и в размножении этого союза семьи, родов. От человека, вступившего в брак, рождаются дети, является семья; ее составляет отец, мать и их дети. Из нескольких семей образуется род. Род составляют родоначальники и их дети; родоначальники – это старцы; дети их, - это человеки, простая чадь; старцы, убеленные сединою – это белая кость; юноши – дети их, украшенные темными волосами, - это черная кость.

Такое различие белой и черной кости явилось, по древним первобытным понятиям, для старцев, как представителей власти, и для их чад, как обязанных повиноваться, покорствовать отеческой власти, по одной из самых древних заповедей, данных человечеству. На этих старейшин, старцев, старшин переходит древнее патриархальное название белой кости; на чад же, на “людие” переносится из той же патриархальной древности прозвание черной кости, черные людие».

Отметим, что на Фаворе Господь также просиял белым цветом, причем белый цвет назван как символ света вообще: «одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17, 2). И в самой книге Откровения Господь является с волосами белыми, как снег (1, 14), на коне белом (19, 11). Воинства небесные «следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (19, 14). Еще: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля» (20, 11), «Побеждающий облечется в белые одежды» (3, 5).

 

Царь, русский царь

 

«Царь – древ.-слав. цесарь, лат. Caesar … – по мнению В. Флорентийского, слово “царь” происходит от санскр. Sar – защищать, охранять, пасти, питать; зенд. Sara – властелин, повелитель, царь.

Белый царьрусский царь. Наименование России “Белою”, а русского государя – “Белым царем” весьма древнее. О происхождении этих названий долго спорили историки и изыскатели русских древностей. Существовало мнение, что прозвали Россию “Белою”, а русских государей – “Белый царь” восточные народы, потому что в России, в XIV и XV столетиях, в великокняжеском обиходе белое платье было “в великом почтении”: даже в позднейшее время белый цвет преобладал на московских стенах (Белый город); а царские грамоты мусульманским владетелям посылались за белою печатью. Карамзин положительно утверждает, что великий князь Иоанн III первый назвал свои владения – “Россиею Белою”, т. е. великою или древнею, по смыслу этого слова в языках восточных. Впоследствии название Белой России удержалось только за частью русских областей на западе (в том числе за Смоленском), а ныне под именем Белоруссии подразумеваются только губернии Могилевская и Витебская. Следует еще отметить тот факт, что, по достоверным свидетельствам, даже китайцы (в начале XVIII века) называли русского государя – “Белый царь”. Это показывает, как давно был известен этот титул в Азии». (сл. прот. Григория)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: