Литература эпохи Средневековья

В

 истории Средневековой литературы выделяются три значительных этапа: первый — с III—IV по VII—VIII вв. — раннее Средневековье; второй — с VII—VIII по XIII—XIV вв. — развитое Средневековье; третий — с XIII—XIV по XV вв. — Ренессанс.

На первом этапе продолжают существовать и даже развиваться греческая и латинская литературы, которые переживают вторжение новых проблем, тем, сюжетов. Отдельные литературы — парфянская, согдийская, сакская — слились и образовали персидскую литературу. В Китае уже с IV по VII век включительно литература поднимается на столь высокий уровень, что он получил название «классический».

Отличительной чертой данного этапа истории средневековой литературы было то, что «к старым деятелям истории присоединились молодые» (2, с. 95), чья культура уже имела к тому времени мощный пласт фольклора и всего разнообразия его жанров: обрядово-календарная поэзия, исторические и героические песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Эти народы имели и свою развитую мифологию с пантеоном богов и героев, с мифами о происхождении мира и его устройстве, с рассказами о происхождении первовещей. Все это нашло отражение в мифологических песнях и поэмах, фрагменты которых дошли до нас.

Молодые народы строили свою историю и культуру как на собственной территории и в рамках своей этнической основы, так и на территории завоеванных стран и ассимилировали их культуру. В этот период они еще не имели своей письменности, поэтому «языком науки, философии, публицистики оставался литературный язык старого народа: китайский, санскрит, персидский, арамейский, греческий, латинский;... оставались те же системы письма — старые, испытанные, заслуженные; своего письма молодые народы... тогда не внесли. Исключение составили арабы, создавшие свое письмо и навязавшие его покоренным ими народам» (1, с. 96).

Второй этап в истории литературы Средневековья принадлежит в основном молодым народам, у которых с VII—VIII вв. начинают формироваться новые литературы: новая иранская, арабская, армянская, грузинская, славянские, германские, романские (1, с. 103). В основе художественной системы ранних памятников этих литератур лежало устное народное творчество, сплавленное с мифом. История и вымысел одинаково принимались за реальность. Переход от устного творчества сказителей к собственно литературе сопровождался значительными потерями, вот почему в этих произведениях нельзя увидеть все богатство духовной жизни людей эпохи родового строя.

Особая роль в создании литературы этого периода принадлежит мировым религиям, которые приобрели вселенский размах и начали борьбу между собой и с местными религиями, что отразилось в широком распространении житийных жанров, проповедей, видений.

Этот момент отмечен формированием мифологического и героического эпоса («Старшая Эдда», «Беовульф», «Песнь о Нибелунгах», «Песнь о Роланде», армянский, тюркский, восточнославянский былинный эпос и др.).

Своего расцвета достигают разнообразные жанры рыцарской литературы. В XIII веке развернулись монгольские завоевания. Хорезм, Иран и Русь были завоеваны и опустошены монгольским нашествием; на этой территории «поступательный ход культуры был замедлен» (1, с. 100). В Италии же и в Европе в целом этот век отмечен как «век городов», когда складываются новые общественные отношения, формируется третье сословие, чей менталитет отразился в так называемой «городской литературе», которая откроет дорогу Ренессансу.

Третий этап получил название Ренессанс, или Возрождение. Город, как торгово-ремесленный и культурный центр, выдвинул городские сословия, которые устремились к созданию новых форм мышления, открыли новые человеческие ценности вместо старых норм и готовых формул.

В Италии, культура и литература которой сформировалась на почве тысячелетней традиции, раньше всего развернулся ренессансный этап. Во Франции и Англии он начался в ХVI веке. Ренессанс был и в других культурах. Так, в Китае он начался в VIII веке, в Японии лишь в ХVI; в Иране — в X веке. Ренессанс охватил Польшу, Чехию, Хорватию. А вот «страны православно-славянского круга» в XIV—XVI вв. еще сохраняли средневековый характер. Но и здесь, на Славянском Востоке, начинались перемены, которые приобрели размах в ХVII—ХVIII вв., и они означали, что в восточно- и южнославянских литературах... утвердилась общеевропейская жанрово-стилевая система, сложившаяся в эпоху Возрождения» (4, с. 109).

Петрарка — поэт Итальянского Возрождения, Ли Бо, Ду Фу — великие поэты Китайского Возрождения; Рудаки, Саади, Хафиз — замечательные деятели Иранского Возрождения — все они внесли свой вклад в расцвет мировой литературы.

Ренессансный взлет, начавшийся в Италии, стал моментом перехода цивилизованного мира к новому времени. Яркие образы ренессансной литературы мы находим также в творчестве Боккаччо, Рабле, Шекспира, Сервантеса. Этот период истории литературы характеризуется расцветом лирики, новеллы, различных жанров драмы, началом романа. В это время «широко распространяется учебно-публицистиче-ская литература, развивается жанр посланий. Всюду возрастает общественная роль литературы, ширится ее влияние на умы» (1, с. 105).

 

Вопросы

 

1. Охарактеризуйте этапы средневековой литературы.

2. Какие жанры определяют систему литературы Средневековья.

 

 

ЛИТЕРАТУРА В ЭПОХУ РАННЕГО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: