Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

МОДУЛЬ 3 

Лекция (13 неделя)

Тема: Правовой статус субъектов Российской Федерации

Лекционный материал необходимо изучить, запомнить и рукописно законспектировать основные положения и определения

Понятие предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов. Исключительные предметы ведения и полномочия Российской Федерации. Совместные предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов.

Конституционное разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ — определение Конституцией сфер исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и сфер совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72). Предметы, входящие в сферу исключительного ведения Федерации, перечислены в ст. 71 Конституции РФ.

Предметы исключительного ведения Российской Федерации

Сфера ведения Предметы ведения
Правовой статус личности Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; гражданство; государственные награды и почетные звания России.
Государственное строительство и обеспечение единства территории Российской Федерации Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба; федеративное устройство и территория Российской Федерации; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и др.
Международные отношения Внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения России.
Экономика и финансы Федеральная государственная собственность и управление ею; установление правовых основ единого рынка; разработка и принятие финансового, валютного, кредитного законодательства; введение денежной эмиссии; организация федеральных экономических служб, включая федеральные банки; принятие федеральных налогов и сборов; введение федеральных фондов регионального развития; утверждение основ ценовой политики; принятие федерального бюджета и др.
Обеспечение безопасности государства Оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка покупки и продажи оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых и наркотических веществ, установление порядка их использования; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральная система транспорта, путей сообщений, информационные системы и связь; деятельность в космосе.
Правовое регулирование Судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право и тд.

 

По предметам исключительного ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). Само по себе отнесение того или иного вопроса к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) не означает невозможности его урегулирования иными, помимо закона, нормативными актами, кроме случаев, когда сама Конституция РФ исключает это, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного либо федерального закона. Следовательно, до принятия соответствующих законодательных актов Президент РФ может издавать указы по вопросам установления системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ закреплены в ст. 72 Конституции РФ.

Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

Сфера ведения Предметы ведения
Обеспечение правовой системы Российской Федерации Обеспечение соответствия конституций, уставов, иного законодательства субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Международные связи Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Государственное развитие и управление Кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, общественная безопасность и др.
Экономика Разграничение государственной собственности, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, установление общих принципов налогообложения и др.
Экология Природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и др.
Социальная сфера и культура Охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения и др.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).

Правовой статус субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Предметы ведения и содержание полномочий субъектов Российской Федерации. Права субъектов Российской Федерации самостоятельно решать все вопросы в пределах своей компетенции.

В состав Российской Федерации входят шесть видов субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа (ст. 65 Конституции РФ). Субъекты РФ имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Органы государственной власти субъектов РФ распространяют свою власть на всю ее территорию. Внешняя граница субъекта РФ является вместе с тем государственной границей Российской Федерации и определяется международными договорами и соглашениями России с иностранными государствами. Как правило, территории субъектов РФ определялись исторически. По особенностям границ среди субъектов РФ выделяются Сахалинская и Калининградская области. Сахалинская область отделена от основной части сухопутной территории Российской Федерации Татарским проливом, а Калининградская область — единственный субъект РФ, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств — Польши и Литвы — и международными водами.

Субъекты РФ обладают ограниченной международной правосубъектностью, объем которой определяется Федеральным законом от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

Субъекты РФ имеют свое законодательство, состоящее из конституций (уставов), иных законов и нормативных правовых актов. Законодательство субъектов РФ распространяет свое действие только на территорию соответствующего субъекта. Республики принимают конституции, остальные субъекты — уставы, обладающие высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам, изданным в пределах полномочий соответствующих субъектов РФ, и обязательные к исполнению всеми органами, объединениями, юридическими и физическими лицами, находящимися на территории данного субъекта. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти РФ.

Субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия по предметам совместного ведения. В статье 73 Конституции РФ закреплен принцип, согласно которому вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Предметы ведения субъекта РФ охватывают те сферы общественных отношений, которые связаны с их внутренними задачами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: