Методика обучения технике спортивного плавания

Преподаватель: Кашута Л.А.

Предмет: Плавание с методикой преподавания

Занятие: Практическое занятие №16

Тема: Обобщение и систематизация изученного материала.

Задание: законспектировать занятие

Практическое занятие №16

Обобщение и систематизация изученного материала

Плавание – это олимпийский водный вид спорта, который заключается в преодолении различных дистанций вплавь и за наименьшее время. Независимо от вида плавания, под водой пловцу разрешается проплыть не более 15 метров (на старте или после поворота).

Стили спортивного плавания

Кроль – самый быстрый вид плавания, который характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, ноги при этом попеременно поднимаются и опускаются.

 Кроль на спине — стиль плавания, который визуально очень похож на обычный кроль. Спортсмен также совершает попеременные гребки руками с попеременным поднятием и опусканием ног, но плывет на спине и совершает пронос прямой рукой над водой.

Брасс – вид плавания, в котором спортсмен лежит на груди, а руками и ногами выполняет симметричные движения в плоскости, которая параллельна водной поверхности.

Баттерфляй — один из наиболее технически сложных и утомительных видов плавания. При передвижении баттерфляем спортсмен совершает широкий и мощный гребок, приподнимающий тело пловца над водой, а ноги и таз совершают волнообразные движения. Считается вторым по скорости после кроля.

Плавательный бассейн — прямоугольная ванна, предназначенная для занятий водными видами спорта.

Для спортивного плавания размеры бассейна должны быть:

· 50 метров в длину и 25 метров в ширину (для дорожек шириной 2,5 метра);

· 50 метров в длину и 21 метров в ширину (для 10 дорожек шириной 2 метра);

· 25 метров в длину и 16 метров в ширину (для 8 дорожек шириной 1,9 метра);

· 25 метров в длину и 11 метров в ширину (для 6 дорожек шириной 1,75 метра);

· 25 метров в длину и 8,5 метров в ширину (для 5 дорожек шириной 1,6 метра).

Обучение спортивному плаванию

При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: — укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков; — изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания; — всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость; — ознакомление с правилами безопасности на воде.

Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа.

1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.)

2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде.

3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений;

4. Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1.

Организация занятий

Группа по возможности должна состоять не более 6-8 новичков. Такое число детей облегчает тренеру-преподавателю (инструктору) наблюдение и руководство.

В практике оправдала себя система, при которой тренеры-преподаватели (инструкторы) имеют помощников. Помощниками могут стать воспитатели детских садов или родители. Они должны помогать детям при раздевании и одевании, следить, чтобы ребята тщательно мылись в душевых, наблюдать за установленным порядком во время проведения занятий и за выполнением ими указаний тренеров-преподавателей (инструкторов), следят, чтобы дети занимались прилежно.

Тренер-преподаватель (инструктор) должен обсудить с помощниками содержание занятий и методические рекомендации, а также объяснить, где необходима их помощь.

Для слабо подготовленных детей необходимо разработать особые методики, учитывая пропуски занятий по болезни или какие-либо другие причины, поручить помощникам заниматься с отстающими детьми индивидуально.

 

Составные части урока по плаванию

1. Вводная.

2. Основная.

3. Заключительная.

Последовательность изучения элементов способов плавания

Каждый элемент техники плавания изучается в следующем по­рядке:

· ознакомление с движением на суше — проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;

· изучение движений в воде с неподвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;

· изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;

· изучение движений в воде без опоры. Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.

 

Методика обучения технике спортивного плавания.

Особенности методики обучения на суше и в воде каждого элемента техники плавания спортивными способами плавания:

  • изучение движений ногами: наглядная демонстрация; с применением неподвижной опоры; в скольжении; с применением подвижной опоры; с применением ласт.
  • изучение согласования движений ног и дыхания: наглядная демонстрация; с применением неподвижной опоры; в скольжении; с применением подвижной опоры; с применением ласт.
  • изучение движений рук: наглядная демонстрация; разучивание отдельно по фазам; стоя в воде; в скольжении с попеременной сменой рук; с выполнением полного цикла гребка; проплывание на задержке дыхания.
  • изучение согласования движений рук и дыхания: наглядная демонстрация; разучивание отдельно по фазам с выполнением вдоха и выдоха; стоя в воде; в скольжении с выполнением одного, двух вдохов; проплывание в согласовании с дыханием.
  • изучение общего согласования движений: наглядная демонстрация; имитация общего согласования на суше; проплывание дистанций с постепенным увеличением расстояния в полной координации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: