Преподаватель: Кашута Л.А.
Предмет: Плавание с методикой преподавания
Занятие: Практическое занятие №16
Тема: Обобщение и систематизация изученного материала.
Задание: законспектировать занятие
Практическое занятие №16
Обобщение и систематизация изученного материала
Плавание – это олимпийский водный вид спорта, который заключается в преодолении различных дистанций вплавь и за наименьшее время. Независимо от вида плавания, под водой пловцу разрешается проплыть не более 15 метров (на старте или после поворота).
Стили спортивного плавания
Кроль – самый быстрый вид плавания, который характеризуется попеременными и симметричными движениями руками и ногами. Каждая рука совершает широкий гребок вдоль оси тела пловца, ноги при этом попеременно поднимаются и опускаются.
Кроль на спине — стиль плавания, который визуально очень похож на обычный кроль. Спортсмен также совершает попеременные гребки руками с попеременным поднятием и опусканием ног, но плывет на спине и совершает пронос прямой рукой над водой.
|
|
Брасс – вид плавания, в котором спортсмен лежит на груди, а руками и ногами выполняет симметричные движения в плоскости, которая параллельна водной поверхности.
Баттерфляй — один из наиболее технически сложных и утомительных видов плавания. При передвижении баттерфляем спортсмен совершает широкий и мощный гребок, приподнимающий тело пловца над водой, а ноги и таз совершают волнообразные движения. Считается вторым по скорости после кроля.
Плавательный бассейн — прямоугольная ванна, предназначенная для занятий водными видами спорта.
Для спортивного плавания размеры бассейна должны быть:
· 50 метров в длину и 25 метров в ширину (для дорожек шириной 2,5 метра);
· 50 метров в длину и 21 метров в ширину (для 10 дорожек шириной 2 метра);
· 25 метров в длину и 16 метров в ширину (для 8 дорожек шириной 1,9 метра);
· 25 метров в длину и 11 метров в ширину (для 6 дорожек шириной 1,75 метра);
· 25 метров в длину и 8,5 метров в ширину (для 5 дорожек шириной 1,6 метра).
Обучение спортивному плаванию
При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: — укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков; — изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания; — всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость; — ознакомление с правилами безопасности на воде.
Весь процесс обучения плаванию условно делится на четыре этапа.
1. Показ техники изучаемого способа плавания лучшими пловцами; использование средств наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.)
|
|
2. Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде.
3. Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений;
4. Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1.
Организация занятий
Группа по возможности должна состоять не более 6-8 новичков. Такое число детей облегчает тренеру-преподавателю (инструктору) наблюдение и руководство.
В практике оправдала себя система, при которой тренеры-преподаватели (инструкторы) имеют помощников. Помощниками могут стать воспитатели детских садов или родители. Они должны помогать детям при раздевании и одевании, следить, чтобы ребята тщательно мылись в душевых, наблюдать за установленным порядком во время проведения занятий и за выполнением ими указаний тренеров-преподавателей (инструкторов), следят, чтобы дети занимались прилежно.
Тренер-преподаватель (инструктор) должен обсудить с помощниками содержание занятий и методические рекомендации, а также объяснить, где необходима их помощь.
Для слабо подготовленных детей необходимо разработать особые методики, учитывая пропуски занятий по болезни или какие-либо другие причины, поручить помощникам заниматься с отстающими детьми индивидуально.
Составные части урока по плаванию
1. Вводная.
2. Основная.
3. Заключительная.
Последовательность изучения элементов способов плавания
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
· ознакомление с движением на суше — проводится в общих чертах, без отработки деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в воде различны;
· изучение движений в воде с неподвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема; движения руками изучаются, стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
· изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
· изучение движений в воде без опоры. Все упражнения этой группы выполняются в скольжении и плавании.
Методика обучения технике спортивного плавания.
Особенности методики обучения на суше и в воде каждого элемента техники плавания спортивными способами плавания:
- изучение движений ногами: наглядная демонстрация; с применением неподвижной опоры; в скольжении; с применением подвижной опоры; с применением ласт.
- изучение согласования движений ног и дыхания: наглядная демонстрация; с применением неподвижной опоры; в скольжении; с применением подвижной опоры; с применением ласт.
- изучение движений рук: наглядная демонстрация; разучивание отдельно по фазам; стоя в воде; в скольжении с попеременной сменой рук; с выполнением полного цикла гребка; проплывание на задержке дыхания.
- изучение согласования движений рук и дыхания: наглядная демонстрация; разучивание отдельно по фазам с выполнением вдоха и выдоха; стоя в воде; в скольжении с выполнением одного, двух вдохов; проплывание в согласовании с дыханием.
- изучение общего согласования движений: наглядная демонстрация; имитация общего согласования на суше; проплывание дистанций с постепенным увеличением расстояния в полной координации.