Художественные особенности творчества Кольцова тесно связаны со стилем руской поэзии 1820-х гг.: это и традиционные обороты («венок терновый», «томный взор», «утрата роковая», «улыбка страстная») и перифразы («филомелы глас», «зефир колышет рощами лениво»).
Близость к фольклору, который он изучал, записывая народные песни, пословицы и поговорки, – все это также нашло отражение в поэтическом словаре Кольцова. «Сине море», «красна девица», «дуга-радуга», «чаша полная», «слезы горькие» («горючие»), «ветры буйные», «заря красная» – постоянные эпитеты в его стихотворениях.
Но Кольцов и сам создает собственные эпитеты и они кажутся как бы взятыми из народной поэзии:
Бури страшные, громовые,
Удалой души не радуют.
«Тоска по воле», 1839
Всегда водяна и докучна
Глупца пустая болтовня.
«Осень», 1828
А вот оригинальная перифраза «червонной пыли мне не надо» (и это о деньгах!) «Послание В. Г. О», 1829.
А как поэтичны и оригинальны сравнения Кольцова:
Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость прошумела.
«Горькая доля», 1837
и противопоставления:
Тот богатый, я без хаты –
Целый мир мои палаты!
«Терем», 1829
Стихи Кольцова – настоящая народная речь:
Не родись богатым,
А родись кудрявым:
По щучьему веленью
Все тебе готово.
«Первая песня Лихача Кудрявича», 1837
Восхищаясь народной поэзией, Кольцов ей не подражал, но развивал и обогащал. Его песни – не стилизация, а оригинальные произведения. Верно замечено, что только песни, созданные самим народом, могут сравниться с песнями Кольцова в богатстве языка и образов.
Кольцов по-своему перерабатывает народные пословицы и поговорки, он удивительно свободно обращается с ними, и под его пером они приобретают новое звучание:
Разойдусь с бедою –
С горем повстречаюсь.
«Горькая доля», 1837
Век прожить – не поле
Пройти за сохою
...
В золотое время
Хмелем кудри вьются;
С горести-печали
Русые секутся.
«Вторая песня Лихача Кудрявича», 1837
Все постоянно – лишь за морем,
И потому, что нас там нет.
«Утешение», 1830
Без сорочки я
Родился на свет!
«Косарь», 1836
Я б головушку
Понес на сечу.
«Песня», 1830
Сорвали улыбку –
Сиянье души.
«Умолкший поэт», 1836
А вот народная примета:
...Конь мой удалой
Споткнулся не раз?
Иль заяц трусливый
Мой путь перебег?
«На отъезд Д.А. Кашкина...», 1829
Слова и выражения живой разговорной речи играют большую роль в стихотворениях Кольцова (непогодь, копейкой не нуждалась, гуторить, людями, сердечко запрядало, от ворот поворот, мал мала меньше, мыкать горе, недоброхотливые люди, подглядливые очи).
Кольцов часто прибегает к повторам и не боится тавтологии: «Без таланта - где таланится», «к счастью - счастия лишись», «горьким горем слёз», «так нежно и нежной».
А вот своеобразная рифмовка:
Твой жгучий, страстный поцелуй! -
Приди же вновь, страдальца поцелуй!
Один из любимых поэтических приёмов Кольцова - синонимический или антонимический повтор («залюбуюсь, загляжусь»; «обойми, приголубь, поцелуй, приласкай»; «расступись, разойдись»).
Ещё В.Г. Белинский восхищался особенностью глагольных форм в поэзии Кольцова (степь - «пораскинулась, понадвинулась»)
Поэзия Кольцова оказала большое влияние на русскую литературу. Под обаянием его «свежей», «ненадломленной» песни находился в 1850-е А.А.Фет, народно-крестьянские мотивы Кольцова развивали в своем творчестве Н. А. Некрасов и поэты «некрасовской школы», Г. И. Успенский вдохновлялся осмыслением поэзии Кольцова, работая над классическими очерками «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли». В ХХ в. песенные традиции Кольцова подхвачены М. В. Исаковским, А.Т.Твардовским.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Просмотреть видео и презентацию.
2. Ознакомиться с учебным материалом, знать биографию А.В. Кольцова, особенности его творчества, тематику произведений, уметь анализировать стихотворения Кольцова А.В.
3. Подготовить выразительное чтение стихотворений Кольцова А.В.
4. Ответить на вопросы о творчестве А.В. Кольцова (усно):
1) В каких жанрах развивалась поэзия Кольцова?
2) Какие жанры принесли ему славу?
3) Почему Кольцова называют самобытным народным поэтом?
4) Какие поэтические приемы Кольцов чаще всего использовал в своей лирике?
5) Можно ли согласиться с мнением В.Г. Белинского, что «подражать Кольцову невозможно»?
6) В чем особенность изображения картин родной природы в поэзии Кольцова?
7) Что нового внес Кольцов в русскую поэзию? в поэтический язык?
8) Согласны ли вы с мнением В.Г. Белинского, что вопросы, затронутые Кольцовым в «Думах», выше, значительнее, чем их решение?
9) Как вы понимаете слова В.Г. Белинского о Кольцове: «...Жить для него значило – чувствовать и мыслить, стремиться и познавать»?