Отечественный и зарубежный опыт социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования

 

 

Задачи:

1. Изучить отечественный опыт социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования.

2. Определить подходы зарубежных ученых и практиков к социально-эмоциональному развитию младших школьников в условиях хореографии.

3. Выделить актуальные методы и формы социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии.

 

Младшие школьники владеют естественной грацией и свободой тела. Энергичные и активные, они все свое поведение проявляют через движение. Чем младше ребенок, тем больше свободы и легкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем мире ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром.

Тревожный, робкий, скрытный ребенок уже к младшему школьному возрасту выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным. У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы и переломы. Взаимосвязь психики и тела очевидна, как считает Г.М. Андреева [5, c. 32].

Чем меньше мышечных зажимов и отрицательных отметин на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому нужно использовать в развитии ребенка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевальные методы.

На занятиях с коллективом Т. Барышникова предлагает упражнения, развивающие пластику, гибкость, легкость тела, снимающие мышечные зажимы, дающие ребенку ощущение свободы и радости, способствующие игровой инициативе, стимулирующие моторное и социально-эмоциональное самовыражение [9, c. 66]. Для выполнения упражнений необходима музыка разных темпов и жанров. Совместные музыкальные, танцевальные и двигательные занятия детей способствуют укреплению эмоциональных контактов, взаимопониманию и доверию. Кроме того, выполняя движения в детях гармонично соединяются техники, направленные на развитие общительности, выход агрессии и страхов, на снятие психоэмоционального напряжения.

Успех в музыкально-ритмическом и социально-эмоциональном развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечен движением под музыку и владеет выразительным движением, как считает И.Г. Маракушина [39, c. 14]. Проведение совместных занятий детей и педагогов, развивающих и тренирующих как учеников, так и педагогов, формирующих у обучающихся осознанное отношение к самому процессу движения, умение анализировать глубинные процессы, внешне проявляющиеся в мимике и пантомиме.

В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке. Музыка – это не фон, не просто удобный ритм, а средство приобщения детей к музыкальному искусству, и от того какие впечатления ребенок получит в детстве, во многом зависит его дальнейшее эстетическое и социально-эмоциональное развитие, как считает Л.П. Айкина [3, c. 285].

На первом этапе педагог опирается на способность детей к подражанию животных, птиц, людей, игрушек, которая в них ярко выражена. Второй этап обучения способствует развитию у детей умений самостоятельно исполнять выученные ранее упражнения, композиции в целом и отдельные движения.

Третий этап работы – подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные упражнения.

Реализация этих задач наиболее важна, так как именно в развитии творчества, способности к импровизации концентрируется основная идея – владение собственным телом, тонкость музыкального восприятия, нестандартность мышления, психологическая свобода, эмоциональное развитие.

В процессе занятий хореографией в направлении социально-эмоционального развития младших школьников О.В. Антонова рекомендует руководствоваться общей заповедью «Не навреди!», поэтому предлагает следующие принципы работы:

- нужно постоянно следить за состоянием детей на занятиях;

- физическая нагрузка должна быть дозированной;

- обеспечивать, чтобы в условиях танца дети взаимодействовали друг с другом;

- создавать условия, чтобы дети в процессе танца переживали те или иные роли, сюжеты, выражали эмоции пластикой, осмысленно подходили к содержанию танца [6, c. 19].

Создание теплой, дружественной и непринужденной атмосферы игрового общения ребенка и взрослого – одно из важных условий полноценного развития детей в направлении социально-эмоционального развития средствами хореографии, как считает также О.Б. Бубнова [12, с. 15]. Необходимо организовать занятия с учащими таким образом, чтобы они проходили без принуждения, муштры, излишних указаний и замечаний. Самое главное – не столько результат деятельности, отточенности движений в пляске, сколько сам процесс движения, доставляющий радость.

Для успешного проведения урока необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищенности каждому ребенку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить свое неумение и т.д. Поэтому не нужно делать детям замечаний вслух, а наоборот, нужно подбадривать их, хвалить, стремиться сделать привлекательным процесс занятий путем подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.

Образно-игровые упражнения развивают не только пластичность, выразительность движений, но и тренируют ловкость и точность, координацию, и что очень важно, развивают воображение детей, их эмоции, умение «оживлять» игровой персонаж, животное, игрушку и т.д., как отмечает также Д. Зайфферт [23, c. 155]. Данный автор предлагает несколько игровых упражнений для коррекции социально-эмоциональных отклонений у детей младшего школьного возраста:

1. «Сиамские близнецы» (для детей с затруднениями в общении).

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Необходимо включить музыку и предложить им потанцевать.

Совет: чтобы третья нога была «дружной», её можно скрепить веревочкой.

2. «Гармоничный танец» (для снятия страхов и повышения уверенности в себе).

Дети разбиваются на пары. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают против друг друга, прикасаются легко ладонями. Звучит плавная музыка. Ведущий (с открытыми глазами) делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в сторону, вперед, назад. Задача ведомого – следовать за руками ведущего и повторять его движения, не потеряться. При этом важно не допускать смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущего.

3. «Нет! Да!» (для снижения агрессии и ослабления негативных эмоций).

Под веселую музыку дети свободно бегают по залу и громко-громко кричат «Нет! Нет! Нет!». Встречаясь, заглядывают друг другу в глаза и еще громче кричат «Нет! Нет! Нет!». При смене музыки дети продолжают бегать, но кричат уже «Да! Да! Да!», заглядывая друг другу в глаза.

4. «Театр прикосновений» (для саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей).

Ребенка просят свободно лечь на коврик в позу «звезды» и закрыть глаза. Включается спокойная музыка. Все остальные участники наклоняются и нежно, осторожно необычным образом касаются тела лежащего. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком к руке. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновения. Затем лежащего оставляют на несколько секунд в расслабленном состоянии.

Совет: преподаватель должен следить за силой прикосновений, поглаживаний должно быть мало [23, c. 112-113].

Т.Г. Киселева, говоря о возможностях хореографии в направлении социально-эмоционального развития младших школьников, предлагает применение сюжетно-игрового танца. Сюжетно-игровой танец оказывает не малое воспитательное воздействие: умение работать в коллективе, четко взаимодействовать со всеми участниками, формируется чувство товарищества, развивается произвольность (вырабатывается активное торможение, дети приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое), воспитывается активность и инициатива, появляется уверенность в себе, повышается самооценка [26, c. 235]. Особое значение через все занятия сюжетно-игровым танцем отводится задаче пробуждения творческой инициативы, воображения и фантазии в музыкальной, двигательной и эмоциональных сферах. Для ее решения используются следующие методы и приемы:

1. Выразительное исполнение музыкального произведения.

2. Словесные методы: беседы, пояснения, рассказы детей, чтение художественных произведений.

3. Наглядные методы: рассматривание репродукций, иллюстраций, демонстрация реальных предметов, игрушек.

4. Двигательный метод: импровизация детей, работа над позой, жестом, ритмом, их выразительностью.

5. Метод упражнений: индивидуальные и групповые.

Всю работу целесообразно проводить через 4 темы. Танцевальные сюжеты, которые включены в данные темы, нацелены на развитие выражения эмоций и чувств. При тематическом построении системы работы учитывается мифологичность мышления ребенка, то, что ребенок одушевляет, окружающий его мир.

1. Животные и птицы в танце (дети учатся создавать образы, проживать различные эмоциональные состояния с помощью движения, мимики, пантомимики).

2. Природа и ее явления в танце (дети учатся передавать в танце образы природы движениями, созвучными настроению музыки).

3. Сказочные персонажи в танце (дети учатся полноценно выражать черты характера сказочных героев, в образных движениях).

4. Настроения, чувства, характеры людей в танце (дети учатся различать разные оттенки настроений, содержание темы, побуждает к сопереживанию).

Повторяемость тем в каждой возрастной группе (принцип цикличности), дает возможность не раз пережить знакомые эмоции, испытать новые чувства на разном музыкальном материале. Одна тема занимает около двух месяцев в каждой возрастной группе. На новом возрастном этапе она усложняется и в плане воспринимаемой музыки, и в движениях, и в структуре танца, и в выражаемых эмоциях. Принцип адаптивности позволяет гибко применять содержание и методы работы в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей ребенка. Музыка подбирается к танцу в соответствии с темой и сюжетом, ее эмоциональное содержание соответствует эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам конкретного музыкального образа, как описывает подобный подход в работе Т.Г. Киселева [26, c. 126].

Движения танца органически связанны с музыкой, помогают глубже проникнуть в эмоционально-образное содержание той или иной пьесы. В соответствии с характером музыки – то веселым, живым, бодрым, решительным, волевым, жизнеутверждающим или порывистым, то грустным, задумчивым, нежным, спокойным, напевным рождается и характер движения. В одних случаях энергичные, активные, в других мягкие, плавные, сдержанные или свободные, непринужденные. Изменяется характер музыки, появляются какие-то новые оттенки в пределах одного характера, настроения, дети непременно замечают и это наталкивает их на изменение характера движения. Дети создают яркие образы близкие и понятные им, которые в свою очередь легко поддаются передаче в движении. Дети с увлечением импровизируют.

Немаловажную роль в развитии социально-эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста играют также занятия психогимнастикой, на которых с помощью этюдов, упражнений, пантомимических загадок, стихов, потешек дети успешно, каждый по-своему, разыгрывают тот или иной образ, сюжет, постигая возможности своего тела, его «могущество», радуясь свободе своих движений, повелевая ими, как отмечает Дж. Ходоров [70, с. 98]. У ребенка появляется уверенность в себе, повышается эмоциональная устойчивость, а значит адекватность поведения в разных жизненных ситуациях. При выборе упражнений перед детьми ставится задача: «Познай себя через другого», то есть:

1. Важно фиксировать внимание на чужих проявлениях эмоций.

2. Необходимо подражательно воспроизводить чужие эмоции.

3. Следует фиксировать внимание на своих мышечных ощущениях при выражении эмоции, анализировать и описывать их.

4. Важно воспроизводить эмоции в упражнениях.

Музыка, которая используется во время упражнений, усиливает эмоции, делает ярче образные представления детей, помогает войти в нужное эмоциональное состояние. Кроме этого, необходимо работать над выразительностью движений, выполняя упражнения необходимые для создания нужного образа, включая выполнение основных движений: бег, ходьба, прыжки. Это развивает двигательные навыки детей, способствует развитию мышечного чувства.

Выстраивание сюжета (композиции) танца, придумывание названия ему развивает воображение и творчество детей. Процесс вербализации занимает важное место, так как помогает ребенку полнее осознать образ, как отмечает также К.И. Чижова [72, c. 93]. Замечательно то, что дети хорошо чувствуют партнера в танце, учатся понимать композиционную структуру танца: завязку, развитие, кульминацию, развязку.

Определяя возможности применения хореографии в направлении социально-эмоционального развития детей младшего школьного возраста, Е.Г. Пивченко говорит о уроках хореографии с включенным компонентом актерского мастерства. Целью занятий хореографией с элементами актерского мастерства является:

- развитие художественно-творческих способностей средствами хореографии, быть предельно ритмичным и выражать свои музыкальные впечатления;

- расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира, воспитание общей культуры, коллективизма и гуманизма [46, c. 125].

Для выполнения поставленной цели определены задачи:

1. Формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного и связочного аппарата, развитие природных физических данных;

2. Ознакомление детей с историей возникновения и развития танца;

3. Поэтапное овладение основами народно танца, с элементами свободной пластики в игровой форме, образно-ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный материал;

4. Развитие элементарных пространственных представлений, ориентация детей в ограниченном сценическом пространстве, в композиционных перестроениях танцевальных рисунков-фигур.

На таких занятиях используется большой арсенал движений. Упражнения направлены на развитие всех мышц и суставов. Наряду с этим ритмичная музыка, танцевальные движения создают положительные эмоции, снижают психологическое утомление, повышая работоспособность организма, стимулируя у ребенка желание, заниматься физическими упражнениями.

Учитывая, что способности детей индивидуальны, создаются наилучшие условия для самовыражения каждому ребенку: для этого занятия проводятся по подгруппам, используется имитация различных персонажей, умение импровизировать.

Работа над танцевальным творчеством начинается с простых импровизаций, различных переплясов. Затем дети придумывают не только отдельные движения, соответствующие характеру музыки, но и целые композиции и сюжеты. Особенно стараюсь обращать внимание на выразительность танцевальных импровизаций. Детям очень нравится, что они сами могут сочинить движения, пляски, проявляют всё большую и большую активность. Прослушав музыку того или иного жанра, дети с удовольствием сочиняют польку или вальс.

В младшем школьном возрасте дети уже сравнительно хорошо управляют своими движениями, их действия под музыку вполне свободны, легки и четки, они без особого труда используют танцевальную импровизацию. Дети произвольно владеют навыками выразительного и ритмического движения. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, надо лишь научить раскрепощаться ребенка, отсюда появляется творческая активность, которая развивается постепенно путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления, как отмечает И. Рутберг [51, c. 114].

Выводы по параграфу 1.3:

1 Отечественные подходы затрагивают возможности включения специализированных социально-эмоциональных игр под музыку, творческое взаимодействие обучающихся и педагогов в рамках танца, применение сюжетно-игровых танцев с использованием сюжетов, персонажей, тематики, использование психогимнастики в танцевальной деятельности, совмещение занятий хореографии и элементами актерского мастерства, а также включение в занятия хореографией компонента импровизации и развития творческих способностей.

2. Зарубежные существующие подходы определяют значимость возрастного принципа, принципа формирования положительного эмоционального опыта, принципа соединения эмоционального, социального и танцевального компонентов в единый танец.

3. Наиболее актуальные методы повышения социально-эмоциональной развитости обучающихся посредством хореографии представлена методами для освоения техники танца, методами для художественной импровизации, а также методами для взаимодействия с педагогом и партнерами во время репетиций и выступлений.

Выводы по главе 1:

1. Модель социально-эмоциональной развитости в зарубежной школе психологии опирается на пятнадцать способностей человека, которые позволяют ему, во-первых, распознавать собственные эмоциональные состояния, во-вторых, видеть те или иные эмоциональные изменения среди окружающих людей, в-третьих, уметь гармонично и конструктивно использовать данные знания для установления взаимовыгодных отношений и, в-четвертых, использовать данные знания для собственной самоактуализации в условиях тех или иных видов деятельности. Явление социально-эмоциональной развитости нашло свое отражение также и в отечественной психологической науке, которое вводилось психологами ХХ века в форме смысловых переживаний, обобщений переживаний, интеллектуализации аффекта (в деятельности Л.С. Выготского), в форме социального мышления (в деятельности Т.Г. Визель), в форме социального воображения (в деятельности Е.А. Сергеева). В период младшего школьного возраста происходит постепенное увеличение доли эмпатии, обогащение эмоционального опыта, что подкрепляется непосредственным приобретением опыта социальной деятельности с использованием эмоций в повседневной деятельности обучающихся.

2. Период младшего школьного возраста является сенситивным для развития как социальных умений, так и эмоциональной сферы ребенка. Ведущим видом деятельности является учебно-познавательная деятельность: ребенок с интересом относится ко всему новому, получает удовольствие от освоения новых навыков, заинтересован в положительной оценке родителей и педагогов. Также ребенок начинает осознанно относиться к собственному социальному положению в классе, тому, как на него реагируют сверстники. В младшем школьном возрасте начинают активно развиваться социальные умения (перцепция, эмпатия, вербальные и невербальные средства общения). Также активно развивается и эмоциональная сфера: эмоции приобретают гендерный характер, эмоциональный багаж становится более объемным, богатым. Дети предпринимают попытки саморегуляции своего эмоционального состояния.

3. Хореография наделена положительным потенциалом в повышении социально-эмоциональной развитости детей, поскольку соединяет в своей структуре музыку, пластику, заставляет эмоционального переживать чувственный опыт, выражать его посредством движений, приобретать опыт создания художественного образа, который также необходимо реализовать за счет танца и эмоциональных реакций. Помимо этого, в танце дети учатся сотрудничеству и взаимодействию, что также развивает их социальные качества. Само по себе, хореографическое искусство воспитывает музыкальный слух, ритмику, воспитывает движения тела и совершенствует регуляционную сферу организма и психики человека. Вместе с тем, регулярные тренировки и занятия в детской школе искусств, подкрепленные обязательными разминками, процессом изучения новых движений и танцев развивает у детей привычку внимательно относиться к своим обязанностям, нести ответственность за собственное посещение.

4. Отечественные подходы затрагивают возможности включения специализированных социально-эмоциональных игр под музыку, творческое взаимодействие обучающихся и педагогов в рамках танца, применение сюжетно-игровых танцев с использованием сюжетов, персонажей, тематики, использование психогимнастики в танцевальной деятельности, совмещение занятий хореографии и элементами актерского мастерства, а также включение в занятия хореографией компонента импровизации и развития творческих способностей. Большинство существующих зарубежных подходов определяют значимость возрастного принципа, принципа формирования положительного эмоционального опыта, принципа соединения эмоционального, социального и танцевального компонентов в единый танец. Наиболее актуальные методы повышения социально-эмоциональной развитости обучающихся посредством хореографии представлена методами для освоения техники танца, методами для художественной импровизации, а также методами для взаимодействия с педагогом и партнерами во время репетиций и выступлений.


 


Глава 2. Организационно-педагогическая модель социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации, результаты ее апробации

 

Цель: разработка, апробация и оценка результатов организационно-педагогической модели социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации.

 

Организационно-педагогическая модель социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии, ее программно-методическое обеспечение в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации

 

Задачи:

1. Сформировать организационно-педагогическую модель социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации.

2. Определить содержательное наполнение организационно-педагогической модели.

3. Описать методику организации занятий хореографией в соответствии с составленной организационно-педагогической моделью.

Под моделью мы понимаем содержательную структуру, план с указанием основных направлений преобразующей педагогической деятельности, который может быть адаптирован для образовательной среды в целях изменения обнаруженных противоречий, либо недостатков.

Ее организационной составляющей является серия тренировочных занятий с младшими школьниками, в рамках которых происходит освоение современных элементов танца, развитие способности к импровизации, разработке художественного образа и взаимодействия на основании данного образа с другими участниками танца, что, в итоге, будет способствовать социально-эмоциональному развитию обучающихся.

Модель предполагает реализацию на протяжении полугода и соответствует требованиям ключевых положений нормативно-правовых актов в сфере преподавания хореографии в дополнительном образования общеобразовательной организации:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

В педагогическую составляющую мы включили целеполагание, содержание работы с обучающимися по социально-эмоциональному развитию младших школьников средствами хореографии.

Так цель организационно-педагогической модели мы видим в создании условий для развития хореографических способностей, повышения уровня социально-эмоциональной развитости у детей различных возрастных групп при изучении хореографических дисциплин в системе дополнительного образования в общеобразовательной организации.

Задачами организационно-педагогической модели являются:

1. Освоение техники хореографической деятельности.

2. Развитие социальных и эмоциональных качеств обучающихся за счет импровизации и экспериментирования в танце.

3. Совершенствование способности конструировать и осознавать художественный образ в танце.

Организационно-педагогическая модель подразумевает внедрение хореографических дисциплин при работе как с аудиторией начинающих танцоров, так и в аудитории продвинутых обучающихся в следующей последовательности (рис. 1):

Рис. 1. Уровни организационно-педагогической модели социально-эмоционального развития младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации

Из представленного выше рисунка видно, что работа ведется по двум основным направлениям: освоение танцевальных движений в рамках хореографических дисциплин, а также работа по овладению навыками импровизации и актерскому мастерству учеников как средств социально-эмоционального развития обучающихся.

Комплекс приемов может быть представлен в виде схемы (рис. 2):

Рис. 2. Направления работы по социально-эмоциональному развитию младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации

Необходимо отметить, что данная модель выступает в качестве организационной основы при реализации дополнительной образовательной программы в общеобразовательной организации, рассчитана исключительно на участие детей младшего школьного возраста, не имеющих начальной хореографической подготовки.

Представим содержание данных занятий в соответствии с тематикой описанных выше направлений организационно-педагогической деятельности. Основные направления работы проводятся в каждой возрастной группе с учетом принципа рационального планирования нагрузки в соответствии с возрастом учеников. 

1. Джаз в танце: импровизация и эксперимент.

Ученики изучают такие разновидности джазового танца как афро, фристайл, стрит. Изучению каждого направления джазового танца посвящается до 3 занятий. В контексте занятий сосредоточены следующие приемы на организацию социально-эмоционального развития в соответствии с направлениями:

А. Техника танцевального исполнения:

- основные движения афро, фристайла, бродвея, пластика движений, знакомство с этническим и культурно-историческим фоном, на котором возникли данные направления;

- конструирование на основе подражания кратких фрагментов с использованием изученных движений;

- комбинация движений в соответствии с выбранными течениями (приемы «Джазовая мозаика», «Dance ring») на отработку изученных движений.

Б. Социально-эмоциональное развитие за счет импровизации, экспериментирования:

- прием «индивидуальной мастерской»: участники становятся в круг и под музыку разрабатывают собственные движения на основании полученных знаний в выделенной области;

- прием «джазовая солянка»: участники комбинируют уже знакомые им движения классического танца и изучаемого направления современного танца;

- прием «джазовый эксперимент»: участники ставятся в ситуацию игры, в которой вместо слов необходимо под музыку общаться пластикой и движениями. Используя полученные знания в выделенной области, происходит развитие сюжета без слов.

В. Социально-эмоциональное развитие за счет работы над конструированием образа:

- руководитель знакомит учащихся с содержанием джазового спектакля, представляет ситуацию, роли, основной сюжет. Происходит распределение ролей, при этом четкого описания роли не дается, предоставляется свобода для собственного творчества;

- происходит подготовка джазового спектакля, отработка движений, руководитель работает индивидуально с участниками, формируя портрет их образов: ученики создают иллюстрацию, подбирают возможные примеры, в которых присутствуют образы, похожие на их образы, определяют необходимое оснащение (костюм, грим, прически), которое позволит им выразить себя через образ при представлении;

- происходит представление спектакля и последующее обсуждение с участниками собственных успехов: выделяются положительные и отрицательные моменты, успехи и неуспехи, которых достигли участники, те аспекты, которые хотелось бы исправить в будущем.

2. Модерн в танце: чувственность и образ.

Участники знакомятся с таким явлением в контексте современного танца как модерн, и изучают его основные примеры: сам модерн и контемпорари. На знакомство с данным видом танца также уходит по 3 занятия в соответствии с блоками:

А. Техника танцевального искусства:

- руководитель знакомит с примерами танца модерн и контемпорари, демонстрирует примеры подобных танцев, совместно с учениками анализирует, какие направления вошли в танец, какие элементы присутствуют. Происходит определение исторической ситуации возникновения данного вида современного танца, особенности движений, настроения и образов, которые создаются в рамках данного танца;

- отработка ключевых движений и танцевальных связок при переходе настроения музыки на основе подражания;

- изучение основных примеров танца на основе подражания с возможностью изменения некоторых элементов в соответствии с интересом участников и их вкуса.

Б. Социально-эмоциональное развитие за счет импровизации, экспериментирования:

- прием «неполной импровизации»: ученики разбиваются на пары и вначале повторяют движения друг за другом, по сигналу: приступают к собственной импровизации;

- прием «применение экспериментального танца»: вначале ученики заслушивают музыкальное сопровождение, затем начинают экспериментировать, опираясь на движения руководителя, но с обязательным изменением;

- прием «битва новаторов»: состязание на импровизацию и эксперимент в танце: ученики разделяются на две группы, каждая из которых вольна применять как изучаемые движения, так и движения из джаза, и уже знакомые им классические движения. Время раунда: по 2 минуты для каждой группы. Выигрывает та группа, которая дольше продержится на сцене.

В. Социально-эмоциональное развитие за счет работы над конструированием образа.

- руководитель знакомит учащихся с явлением дивертисмента в танце, представляет некоторые примеры из балетов М.М. Фокина. Происходит совместный анализ особенностей данного вида танца, образов танцоров, особенностей их пластики, перемещения по сцене, костюмов и внешних признаков, выражающих образ;

- происходит разработка структуры дивертисмента: в качестве домашнего задания ученики получают разработку собственного номера, где особое внимание следует уделить, в первую очередь, характеристикам образа. Представление образов происходит на следующем уроке. В случае, если некоторые ученики затрудняются с собственным образом, руководитель дает им примерную структуру образа, которую необходимо разработать;

- происходит репетиция дивертисмента, занимающая две учебные недели, а затем представление в актовом зале. Оформлением приглашений и афиш занимаются сами участники, представляя собственные образы, в которых они будут выступать, на совместной афише для привлечения зрителей;

- по итогам представления руководитель обсуждает успехи с участниками: выделяются ключевые успехи и неудачи, то, что хотелось бы исправить, внести новизну, то, что особенно запомнилось участникам.

3. Контактная импровизация.

Данный вид танца является одним из наиболее сложных, поэтому его изучение следует размещать в качестве финальной точки для апробации формирующего этапа исследования. На работу отводится от 3 до 5 занятий в соответствии с успехами участников.

А. Техника танцевального искусства.

- руководитель знакомит участников с особенностями контактной импровизации, танцевального перформанса, представляет примеры подобных танцев на видео. Происходит совместный анализ, выделение ключевых характерных черт данного современного танца, выявление специфики самих танцоров;

- отработка ключевых движений, изучение структуры танцевального перформанса;

- закрепление изученного в виде приема «эксперимент с публикой» (во время одного из открытых мероприятий детской школы искусств участники группы представляют танцевальный перформанс, при этом, привлекая к танцу выступающих самого концерта, либо зрителей).

Б. Социально-эмоциональное развитие за счет импровизации, экспериментирования:

- прием «Свободный танец на улице»: участники организуют танцевальный перформанс на площадке перед детской школы искусств, отрабатывая изученные движения, совмещая их с теми, которые уже были изучены, привлекая к участию зрителей;

- прием «Эксперимент в школе»: учащиеся получают задание: в школе, во время перемены или пересменки необходимо затеять танцевальный перформанс, приложить фотоотчет, а также составить сочинение с сообщением особенностей протекавшего представления, собственными впечатлениями;

- прием «Фестиваль свободы»: проводится в группах с другими учениками хореографического искусства – в форме танца, ученики представляют изученное, а также знакомят окружающих со спецификой контактного танца.

В. Социально-эмоциональное развитие за счет конструирования образа:

- руководитель знакомит учащихся с замыслом финального мероприятия: планируется проведение танцевального фестиваля, где ученикам группы необходимо будет представить свои номера, которые они разработали во время изучения джаза, модерна. Кроме этого, необходимо подготовить структуру танцевального перформанса, который станет кульминацией фестиваля. Учащиеся дома обдумывают возможные концепции, составляют схемы, наброски, обсуждение происходит на следующем уроке;

- происходит репетиция и подготовка танцевального фестиваля. К нему привлекаются также другие возрастные группы с представлением собственных номеров;

- проведение фестиваля, рефлексия собственных успехов, обсуждение полученных впечатлений, оценка собственной активности и неуспехов, которые возникли во время танца.

Программно-методическим обеспечением модели является дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Современная хореография» для обучающихся начальной школы (возраст 7-10 лет). Программа содержит три ключевых блока, в соответствии с которыми обучающиеся изучают основные элементы и технику таких танцев как джаз, модерн и контактный танец. Основная работа на занятии отводится не только освоению танцевальных элементов, но также обучению импровизации, творческой работе, совершенствованию компонентов социально-эмоциональной развитости обучающихся в совместной творческой деятельности.

Выводы по параграфу 2.1:

1. Под моделью мы понимаем содержательную структуру, план с указанием основных направлений преобразующей педагогической деятельности, который может быть адаптирован для образовательной среды в целях изменения обнаруженных противоречий, либо недостатков.

2. Ее организационной составляющей является серия тренировочных занятий с младшими школьниками, в рамках которых происходит освоение современных элементов танца, развитие способности к импровизации, разработке художественного образа и взаимодействия на основании данного образа с другими участниками танца, что, в итоге, будет способствовать социально-эмоциональному развитию обучающихся.

3.Основной целью разработанной организационно-педагогической модели является применение приемов развития хореографических способностей для повышения уровня социально-эмоциональной развитости у детей различных возрастных групп при изучении различных хореографических дисциплин в системе дополнительного образования в общеобразовательной организации.

4. В педагогическую составляющую модели по социально-эмоциональному развитию младших школьников средствами хореографии в условиях дополнительного образования в общеобразовательной организации вошли следующие приемы: развитие танцевальной техники, социально-эмоциональное развитие за счет освоения навыка экспериментирования, импровизации, социально-эмоциональное развитие за счет освоения умения конструирования танцевального образа.

5. Данные направления должны быть реализованы при одновременном изучении специфики следующих видов хореографических дисциплин: джаз (бродвей, фристайл, афро), модерн (модерн, контемпорари), контактный танец (танцевальный перформанс). Применялись следующие формы работы: беседа, рассказ, анализ продуктов творческой деятельности, танцевальный тренаж, приемы на развитие навыка экспериментирования и импровизации, подготовка творческого выступления.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: